Скрыть
У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-10 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим. Сотник сей есть один и тот же с упоминаемым у евангелиста Матфея (гл. 8). Хотя Матфей и не говорит, что сотник посылал иудеев просить и молить Иисуса, но что из того? Ибо очень вероятно, что он сначала послал иудеев, а потом и сам пошел. Итак, что опустил Матфей, то говорит Лука. Может быть и то, что иудеи, снедаемые завистью, не допустили бы сотника прийти к ногам Иисусовым, ибо это доставило бы славу Иисусу, если б он, вынуждаемый крайностью, и сам пришел к Иисусу. Но, может быть, опять кто-нибудь спросит: как же Матфей говорит, что сотник через посланных просил Иисуса не приходить? На сие можно сказать, что нет ничего особенного в том, других ли послать, или самому прийти сказать это, то есть попросить не приходить. Но вера мужа, назвавшего себя недостойным посещения Иисусова, достойна удивления. Поэтому и Господь говорит: Я и в израильском народе не нашел такой веры. Ибо сотник был язычник, быть может, из римских отрядов. - Сотник же есть и всякий ум, который, имея много дел в жизни, берет верх над многим злом, но имеет больного раба - неразумную часть души, разумею гнев и похотение; ибо сии поставлены быть рабами. Он призывает Иисуса, послав к Нему посредниками иудеев, то есть помыслы и слова исповедания; ибо Иуда - значит исповедание. Ибо не исповедание ли и смирение выражают слова: я недостоин того, чтоб Ты шел под кров мой и прочее? Итак, когда он уверует в Иисуса, то скоро он уврачует раба своего, то есть гнев и похотение.

Толкование на Евангелие от Луки

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Об исцелении раба сотникова в Капернауме ев. Лука повествует довольно отлично от повествования об этом Матфеева (Мф.8:5-13),так что «некоторые полагают, что это суть разные лица в повествованиях Матфея и Луки... Но я думаю, что это одно и то же лицо» (Злат. 1, 537–538). И в самом деле, невероятно, чтобы это были два разных события, до такой степени сходные по разговорам Сотника и Господа. Нет, это одно событие, только повествования евангелистов о них несколько различны. Различие же происходит от того, что ев. Лука рассказывает об этом подробнее, тогда как ев. Матфей – в более общих чертах, и Лука обращает внимание на частности, тогда как Матфей имеет в виду общее – чудо исцеления. Из сопоставления их рассказов дело представляется в таком виде: Капернаумский сотник прислал к Господу иудейских старейшин просить Его, чтобы Он исцелил больного слугу этого сотника. Господь пошел к нему. Но на пути встретил еще посланных сотником с выражением его глубокого смирения и с просьбой – не входить в его дом, а только издали сказать слово, могущее исцелить слугу. Господь удивился вере сотника и исцелил издали слугу его, так что посланные, возвратившись, нашли слугу выздоровевшим. Eв. Матфей употребляет в этом случае оборт речи довольно обыкновенный и свойственный многим писателям, по которому сказанное кем-либо через других или при посредстве других представляется сказанным непосредственно от него самого, и ответ, полученный через других, представляется ответом, данным ему самому; ев. же Лука повествует точнее, как было дело. Потому у ев. Матфея представляется разговор Иисуса Христа как бы с самим сотником, тогда как разговор этот происходил через посредство других, сначала иудейских старейшин, потом – друзей. Может быть, впрочем, что и сам сотник после друзей вышел из дома к Господу (ФеоФил.), который был недалеко, и, повторив то же, что говорил через друзей, из уст самого Господа услышал слово, исцелившее слугу его (Мф.8:13). «Но отчего же, скажет кто-либо, по свидетельству Матфея, он сказал: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; по свидетельству же Луки, послал за Ним, чтобы Он пришел? Мне кажется, что Лука указывает нам на ласкательство иудеев, и на то, что люди в несчастье, будучи непостоянны, часто переменяют намерения. Ибо вероятно, что когда сотник хотел идти, иудеи воспрепятствовали Ему, ласкательствуя ему и говоря: мы сходим и приведем Его... Как же скоро освободился от докучливости иудеев, то посылает сказать: не подумай, что я не пришел по лености, но потому, что почел себя недостойным принять Тебя в дом свой» (Злат. 1, 538–539), а потому и сам пошел (Феофил.).
 «Которым он дорожил»: который был особенно верен ему, которого за то Он по преимуществу любил и дорожил.
«Болен при смерти»: у ев. Матфея – «в расслаблении и жестоко страдает», одно сказание восполняется другим, не стоя с ним в разногласии.
– «Иудейских старейшин»: которые может быть сами вызвались и которых слова скорее, надеялся он, убедят Иисуса и преклонят Его на милость.
 «Любит народ наш»: есть мнение, что этот сотник был прозелит, т. е. принявший иудейскую веру язычник, мнение вероятное, хотя прямых данных для этого нет.
– «Построил синагогу»: см. прим. Мф.4:23.
– «Не трудись Господи», и пр.: см. прим. к Мф.9 и дал.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-10 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим

Об исцелении раба капернаумского сотника евангелист Лука говорит с большей обстоятельностью, чем Матфей (Мф. 8:5–13).

«Он послал к Нему Иудейских старейшин» (стих 3). У евангелиста Матфея сотник сам «подошел». Очевидно, что Матфей счел излишним сказать о предварительном посольстве иудейских старейшин и о втором посольстве, состоявшем из друзей сотника, тогда как евангелист Лука, сообщающий о том и другом, опускает сообщение о том, как сотник, – вероятно, уже перед самым прибытием Христа к его дому – сам вышел к Нему навстречу, повторяя слова своих друзей.

«Построил нам синагогу» (стих 5) конечно, на собственные средства. К этому выражению нужно добавить слово «сам», потому что в греческом тексте здесь стоит слово αὐτός.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 1-2 Егда же сконча вся глаголы Своя в слухи людем, вниде в Капернаум. Сотнику же некоему раб боля зле, хотяше умрети, иже бе ему честен

Об исцелении слуги сотника в Капернауме повествуется и у еванг. Матфея (Мф. 8:5-13); но Лука повествует о сем с значительною разницею против него, так что некоторые полагают, что это – два разные события. Различие состоит в том, что у еванг. Матфея сотник сам говорит с И. Христом, а у Луки не сам, а чрез других. По Матфею, сотник говорит, что он недостоин, чтобы Христос вошел в дом к нему, а по еванг. Луке, он посылал просить Господа к себе.

Но первое разногласие объясняется тем, что еванг. Матфей употребляет в своем повествовании такой оборот речи, по которому сказанное кем-либо чрез других или при посредстве других представляется сказанным прямо от него самого, как равно и ответ, получаемый чрез других, представляется ответом, данным ему самому (Мих.); второе – тем, что, когда сотник хотел идти к Христу, то иудеи воспрепятствовали ему, ласкательствуя ему и говоря: «мы сходим и приведем Его». А затем сотник посылает сказать Христу: «не подумай, что я не пришел по лености, но потому, что почел себя недостойным принять Тебя в дом свой, а потому сам и не пошел (Злат, и Феоф.).

О Капернауме см. в объясн. (Лк. 4:31) Сотнику некоему (у одного сотника). Иудея пред пришествием Спасителя была покорена римлянами и в городах ее стояло гарнизонное или сторожевое римское войско. Сотник был начальником над сотнею солдат такого гарнизона. Он был язычник (см. Мф. 8:10), но был расположен к иудейству и иудеям (Лк. 7:3 и дал.), а потому и к вере во Христа, с каковою верою он обратился ко Господу с просьбою об исцелении своего слуги. Некоторые толкователи думают, что сотник был так называемым прозелитом, т. е. обращенным из язычников в еврейскую веру. Иже бе ему честен (которым он дорожил). Из этого видно, что слуга сотника был хорошим человеком и потому заслужил внимание к себе со стороны своего господина, также и сам сотник был человеком доброй души. Не виден ли здесь пример и для слуг, и для хозяев между нами?!..

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible