Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Луки 9:2
и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.
Святые отцы
Прочие
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 1-6 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду. И отсюда открывается превосходство Божества Иисусова. Ибо Он не только Сам творил чудеса, но ту же силу давал и ученикам. А сообщать своим друзьям такие дары, без всякого сомнения, возможно не человеку, а только Богу. - Дав ученикам власть над злыми духами, Господь не ограничил их употреблением только сей власти, но повелел им и Евангелие проповедовать. Тот, кому вручено учительство, должен и проповедовать, и совершать чудеса. В таком случае проповедь подтверждается чудесами, а чудеса - проповедью. Ибо многие часто совершали чудеса силой бесовской, но проповедь их не была истинная; а поэтому и чудеса их не от Бога. - Господь, посылая учеников, заповедует им такую умеренность, что не повелевает им брать ни хлеба, ни чего-нибудь другого такого, чего многие из нас набирают себе. Заповедует им и то, чтоб они не перебегали от одного к другому, но в какой дом войдут, в том и оставались бы, чтобы не показаться какими-то непостоянными и очень переменчивыми. Отрясайте, - говорит, - пыль на тех, которые не примут вас, во свидетельство на них, то есть на обличение и осуждение их, показывая им, что, хотя ради их и много пути совершили, не получили, однако ж, от них никакой прибыли. - Некоторые заповедь апостолам - не носить ни сумы, ни посоха, не иметь по две одежды, понимают так: не собирайте сокровищ, - ибо сума, вмещая многое, означает собирание; не носите посоха, то есть не будьте гневливы и драчливы; не имейте по две одежды, то есть не будьте переменчивы в нравах и двоедушны в мыслях.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Сказание ев. Луки о послании Господом 12-ти Апостолов своих на проповедь в Иудею и наставления им так же кратки и сложены теми же почти словами, как и сказание об этом Марково (Мк.6:7-13), сравнительно с повествованием ев. Матфея, у которого наставления Господни Апостолам изложены очень пространно (Мф.10:5-42). Ев. Лука далее повествует еще (Лк.10:1 и дал.) о послании Господом на проповедь 70 учеников (о чем первые два евангелиста умалчивают), и при этом также сообщает некоторыe наставления им Господа; но если и сопоставить вместе те и эти наставления, все же они короче изложены и в совокупности, чем у ев. Матфея. Вероятно Господь, посылая на проповедь и 12 и 70 учеников (не в одно время), давал им в оба раза наставления относительно их проповеди и образа действий, и наставления вероятно очень сходные между собой, так как сходны обстоятельства, при которых они давались, и цели, для которых давались, и назначение лиц, которым давались; ев. Матфей, не имевший в виду повествовать о 70 учениках, совокупил все Христовы наставления Апостолам относительно их проповеднической деятельности, вложил их в уста Христовы при послании 12-ти и изложил их полнее, чем ев. Лука при рассказах о том и другом послании учеников на проповедь. Поэтому сказания ев. Марка и Луки об этом нужно здесь восполнять сказаниями Матфеевыми.
– «Созвав» же и пр.: см. прим. к Мф.10:1. Мк.6:7-8.
– «Проповедывать Царство Божие и исцелять больных»: этими словами евангелист определительнее выражает назначение посылаемых, именно двоякое назначение – проповедь и врачевание (под которым разумеется и врачевание обуреваемых нечистыми духами).
– «Ничего не берите» и пр. см. прим. к Мф.10:9-10. Мк.6:8-9.
– «А если где не примут» и пр.: см. прим. к Мф.10:14; Мк.6:11.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-6 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду
О послании Господом 12 апостолов на проповедь евангелист Лука говорит, следуя Марку (Мк.6:7–13). У евангелиста Матфея наставления ученикам гораздо обширнее (Мф.10).
«Ни посоха» (стих 3). Здесь евангелист Лука согласен не с Марком, а с Матфеем (см. Мк.6:8; Мф.10:10).
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 1-2 Созвав же обанадесяте, даде им силу и власть на вся бесы, и недуги целити: и посла их проповедати Царствие Божие и изцелити болящыя
Об этом повествуется и у евангел. Матфея (Мф. 10:5-42) и Марка (Мк. 6:7-13); у первого повествуется пространно, а у Марка и Луки кратко и у обоих почти в одних и тех же словах. Еванг. Лука далее повествует еще (Лк. 10:1 и дал.) о послании Иис. Христом на проповедь 70-ти учеников, что Матфей и Марк опускают, и при этом передает также некоторые Его им наставления. Нет сомнения, что Господь, посылая 12 и 70 Апостолов, давал им в оба раза наставления, и наставления сходные между собою. Еванг. Лука приводит наставления в двух местах, при послании 12-ти и 70-ти, а еванг. Матфей соединил те и другие наставления в одном, при послании на проповедь одних 12-ти. Вот чем разрешается некоторое, по-видимому, разноречие в повествованиях Евангелистов о послании Апостолов на проповедь.
Как Сам Господь соединял проповедь с чудотворениями, т. е. такими делами, которых человек не может сделать ни собственною силою, ни искусством, но только всемогущею силою Божиею, напр., исцелить больного, без лекарства, одним словом, – соединял для того, чтобы показать, что учение Его не простое, а Божественное, принесенное с неба и чтобы лучше веровали в Него, как Божественного Посланника (Мф. 4:23); так для сей же цели Он дал чудотворную силу и Апостолам, – «дабы, удивляя чудесами, пишет блаженный Феофилакт, они приобретали внимательных своему учению слушателей». Чудеса, творимые человеком, прямо свидетельствуют, что этот человек угоден Богу и есть посланник Божий, и что учение, которое он проповедует, не простое, а Божественное.
Дал (даде) силу и власть над всеми бесами (на вся бесы). О бесноватых чит. в объясн. (Лк. 4:33). Послал проповедывать царствие Божие. О царствии Божием чит. в объясн. (Лк. 4:43).