Скрыть
У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего, и приносящего жертву Господу Саваофу.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10–12 Разве Он не есть единый Отец всех нас? Разве не единый Бог сотворил нас? Итак, почему каждый из нас презирает брата своего, нарушая договор отцев наших? Иуда преступил его, и мерзкое деяние совершилось в Израиле и в Иерусалиме, ибо презрел Иуда святыню Господню, которую [прежде] любил, и взял себе дочь Бога чуждого. Погубит [или: да погубит] Господь сотворившего дело сие мужа, наставника и ученика от шатров Иакова, и приносящего дар в жертву Господу воинств

Прежде чем начать рассуждения о настоящем отрывке, нужно изложить предание Евреев, а потом изъяснить истину Писания. В свитке, носящем надписание Ездры, мы читаем от лица самого говорящего Ездры: Приступили ко мне вожди со словами: «Народ Израилев и священники, и левиты не отделились от народов иноземных и от мерзких дел их, а именно, от Хананея, и Хетея, и Ферезея, и Иевусея, и Аммонитян, и Моавитян, и Египтян, и Амореев. Потому что они взяли в замужество от дочерей их себе и сыпала своим, и смешали семя святое с народами чужеземными. Даже рука правителей и начальствующих была в этом преступлении на первом месте». И когда я услышал эти слова, то разорвал верхнюю и нижнюю одежды свои, и вырвал волосы на голове своей и на бороде своей, и сидел в великой скорби (1Ездр. IX, 1 – 3). И затем в следующем месте: И нашлись из сыновей священнических такие, которые взяли в замужество жен иноплеменных, – [именно]: из сыновей Иисуса, сына Иоседекова, и братья его: Маазия и Елеазар, и Иарив, и Годолия. И поручились они, что отпустят жен своих, и за проступок свой принесут в жертву овна из овец (1Ездр. X, 18, 19). Также и в конце главы после перечисления всех, взявших в замужество иноплеменных женщин, Писание говорит: Все сии взяли в замужество женщин чужого племени, и были из числа их таковые, которые родили детей (1Ездр. X, 43, 44). – Итак, возвратившиеся из плена Вавилонского, как князья и священники, и левиты, так и остальной народ, отвергли жен своих из рода Израильского, которые вследствие бедности, трудностей дальнего пути и слабости пола своего, не перенося страданий, были истомлены, ослабели и подурнели; они заключили брачные союзы с иноплеменницами цветущего возраста, красавицами или выдавшимися своею знатностью и богатством рода. Таким образом Ездра должен был исправить таковых людей, и он призвал их к расторжению новых браков, чтобы они снова возвратили назад тех жен, которых отвергли. Пророк говорит: Разве не один у всех нас отец Авраам? О чем пишется и у Исаии: Посмотрите на отца вашего Авраама и на Сару, родившую вас, ибо он был один, и Я призвал его (Ис, LI, 2). Разве сотворил нас не один Бог, который избрал род наш от Авраама? Итак, почему же мы презираем прежних жен и отвергаем дочерей братьев наших, так что отвергаем договор [завет] отцев наших и берем жен не по закону? Иуда преступил [договор], – ибо именно это колено возвратилось из Вавилона со священниками и левитами, – и мерзкое дело совершилось в Израиле и Иерусалиме, и именно не среди десяти колен, которые были в плену у Ассириян, а среди тех, которые в царствование Кира возвратились из Вавилона под предводительством Зоровавеля, Ездры и Неемии. Ибо презрел Иуда святыню Господню, которую прежде возлюбил и взял дочь Бога чуждого, смешивая семя Израиля с чужеземками и беря в замужество жен из язычников, т. е. родившихся среди тех племен, которые покланяются идолам. И вот почему направлена против них речь пророка и угрозами отвлекаются они от греха. Погубит Господь мужа, который сделает это. С каким удивительным милосердием (quam pulchre) Он не отверг возможности прощения греха, и не сказал: «Проклинает Господь того, кто сделал это», отлагая возможность проклятия на будущее время, чтобы призвать грешников к покаянию; учителя, говорит, и ученика [погубит] от шатров Иуды, т. е. будет ли это священник, или мирянин, они подвергнутся одинаковому проклятию: не будет различия в наказании для тех, которые одинаковы по своим грехам. И приносящего дар,– подразумевается: «от человека», – Господу воинств, т. е. погубит Господь и того, который захотел бы принести дар в жертву за человека такого рода к алтарю: единственное средство для таковых не делать того, что они сделали. Некоторые, не понимая этого места и не зная точно прошедших событий, слова: Разве не один отец у всех нас понимают в отношении к Аврааму в том смысле, что будто Авраам есть отец даже язычников, согласно тому, что написано: Господь может и из камней сих воздвигнуть чад для Авраама (Мф. III, 9). Или же по крайней мере утверждают, что единый Отец есть Бог, соответственно тому, что мы читаем во Второзаконии: Разве не Тот именно есть Отец, Который приобрел тебя, сотворил тебя и создал тебя (Втор. ХХХII, 6). И снова: Бога, Который сотворил тебя, ты оставил [там же, ст. 18]. И в другом месте: Я родил сынов и возвысил, а они оставили Меня (Ис. I, 2). И в свитке Псалмов: Сыны чуждые солгали пред Мною; сыны чуждые обветшали и стали хромать [сбиваясь] с путей своих (Пс. ХVII, 46). И согрешившие, отступая от сего единого Отца, сделали многих отцами своих пороков, ибо всякий, творящий грех, рожден от диавола (Ин. III, 8). Следующие же слова: Почему каждый из нас презирает брата своего, нарушая договор отцев наших? Они истолковали в том смысле, что мы, рожденные от одного отца, должны были бы по их словам быть едино и иметь единые уста для исповедания веры но потом, – вследствие гордости и создания башни [в Вавилоне] против Бога, – мы были разделены на многие народы (Быт. XI, 8), как по языку, так и по разуму. Относят это место также к милостыне, когда говорят, что мы презираем наших братьев, когда не уделяем им того, что получили от Бога для поддержания жизни. Они доходят даже до того, что, по слову Писания, называют братом нашим Господа, Который повелел Марии Магдалине возвестить братии Его, что Господь воскрес из мертвых (Ин. XX, 17) и говорит в Псалме: Возвещу имя Твое братьям Твоим, и посреди Церкви воспою Тебе (Пс. XXI, 23). Итак, иудеи оставили братьев своих и презрели договор отцов своих, заключенный Богом с Авраамом, Исааком и Иаковом о том, что о семени их, которое понимается как Христос, благословятся все народы. Относительно этого они делают различные догадки, потому что не находят надлежащего пути [для понимания]. Затем и дальнейшие слова по тексту LXX: Оставлен Иуда, и мерзкое дело совершилось в Израиле и в Иерусалиме они изъясняют так: Иудеи были оставлены потому, что они злословили Господа Спасителя и подверглись тому, что написано: По множеству нечестия их изгони их, ибо они прогневили Тебя, Господи! (Пс. V, II), чтобы они, рассеянные по всем областям, блуждали, как беглецы. Действительно они осквернили святыню Господню, вместо Сына Божия любя и изобретая себе богов чуждых, ибо кто не принимает Сына, не принимает и Отца, пославшего Его (Ин. V, 23). И вот, так как они это сделали, преследуй их, пока они будут усмирены или бедствиями плена, или сознанием своих грехов, и пусть они будут выброшены из шатров Иуды, чтобы после разрушения храма и жертвенника уже не приносились у них жертвы [или: животные]. А неудовлетворяющиеся такого рода толкованием, – ибо Иуда (יהודה) значит, исповедание Господа вместо покаяния переводят разум того, который, согрешивши – после исповедания Господа, делает мерзость в Израиле и в Иерусалиме, [т. е.] в чувстве, созерцающем Бога и в видении мира. В самом деле, ведь он осквернил таинство Христово, недостойно вкушая тело и кровь Его (1Кор. XI, 27); ибо он возлюбил пороки и изобрел себе богов чуждых, т. е. имеет богов по числу грехов своих, как говорит и Апостол Павел, что для прожорливых чрево является богом (Фил. III. 19), и по слову [Апостола] Петра [или: Иакова]: Кто кем побежден, тот тому и покоряется (2Пет. II, 19). А кто так будет делать, тот будет исключен [или: исключается] из Церкви и из шатров Иакова, как насаждающий пороки и грехи, – пока он не смирится ко благу своему, и пока не будет принесена за него жертва Господу всемогущему.

Толкование на пророка Малахию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-12 Зане оскверни Иуда святая Господня, яже возлюби, и прейде к (предался, послужил) богом чуждим. Потребит Господь человека творящаго сия, дóндеже и смирится от селений Иаковлих и от приносящих жертву Господу вседержителю

Возненавиден, говорит, Иуда не другим каким-либо из иноплеменных народов, но самим же Иудою, осквернившим закон тем, что склонился к любви к чужеземным женам, стал стараться об угождении им, возлюбил отступление от Бога и предался служению идолам. Некоторые, как сказал я, увлекались к этому, следуя за своими противозаконными сожительницами и всеми силами стараясь об угождении им, подобно тому, как и освобожденные из Египта (израильтяне) вступали в связь с женами мадиянитян или моавитян и вскоре дошли до такого безумия и нечестия, что даже служили Веелфегору. За эту вину, несчастные, погибли (Чис. 25:1). Итак, Бог всяческих проклинает того, кто совершает это и нечестиво предан столь беззаконным деяниям. И если он будет одним из этих мирян, то (проклинает его Бог) «дóндеже потребится от селений» Израилевых, то есть пока не погибнет совершенно и не исчезнет память о его существовании. Если же это кто-либо из поставленных на священнослужение, то (проклинает его Бог) «дóндеже… смирится от… приносящих жертву Господу вседержителю», то есть пока не погибнет и не изгонится из священнических списков, ибо вместе с прочими и некие из священников, как сказал я, впадали в преступление мирян и побеждались чужеземными женщинами, совершенно пренебрегая божественными откровениями.

Посему, если проклят прогневляющий Бога и старающийся Его откровениям противопоставить мирские наслаждения, не станем отказываться от добродетели и не будем обращать никакого внимания на тех (проклятых), но устремимся к просветлению душ своих достоинствами благопослушания. При таком условии освободит от проклятия и в изобилии дарует нам блага Своего милосердия Владыка всяческих.

См. также Толкование на Мал. 2:10

Толкование на пророка Малахию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 11. Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога. 

    Ясно показывая, что возлюбил, присовокупляет: «и женился на дочери чужого бога». Иуда и во Израиле и во Иерусалиме признан гнусным; потому что предавался беззаконию открыто, попирал Божии законы, и вместо Сущего Бога покланялся богам не сущим.
    Потом произносит Бог общую угрозу на всех подобных Иуде:

   Ст. 12. У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего, и приносящего жертву Господу Саваофу.

   
 Живущий в злочестии чужд сонму благочестивых

Толкование на пророка Малахию

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

12. У того, кто делает это, потребит Господь из шатров Иаковлевых бдящаго на страже, и отвечающаго, и приносящаго жертву Господу Саваофу.

12. Потребит Господь человека творящаго сия, Дóндеже смирится от селений Иаковлих и от приносящих жертву Господу Вседержителю.

Того, кто поступает таким образом, – говорит пророк, – т. е. женится на явычнице и покланяется идолам, «потребит Господь, Дóндеже смирится от селений Иаковлих, и от приносящих жертву Господу Вседержителю»«Бог всяческих проклинает делающаго cиe (поясняет св. Кирилл Александрийский) и нечестиво предающегося столь беззаконным поступкам, и если такой будет из числа народа, то проклинает так: «дондеже смирится от селений Иаковлих», т. е. обрекает его на совершенную погибель, так что не останется и памяти о его существовании; если же из числа священников, то – «дондеже смирится от приносящих жертву Господу Вседержителю», т. е. обрекает на погибель и исключение из числа священническаго».

В Еврейском тексте подобный смысл, т. е. Бог истребит из народа бдящего на страже – учителя, начальника, который учит и возбуждает к таким бракам, и отвечающего, т. е. слушающегося таких учителей (блажен. Иероним), и приносящаго жертву Богу – священника, т. е. истребит Бог всякого, кто будет жениться на язычницах и покланяться идолам.

Толкование на книгу святого пророка Малахии

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего, и приносящего жертву Господу Саваофу

У таких нарушителей закона Господь в шатрах, или в доме, истребит всяких обитателей, которые только в состоянии подавать голос (бдящие на страже и отвечающие — это одно и то же лицо, «жив человек», как говорили у нас в древности на Руси). Особенно упоминается еще приносящий жертву Господу, т. е. священник. И священники, как известно, были виновны в таком нарушении закона (Езд X:19 и сл.).

См. также Толкование на Мал. 2:10

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 10-12 Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших? Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога. У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего, и приносящего жертву Господу Саваофу. 

Начинается новое отделение речи. Пророк переходит к другому предмету, а именно к раскрытию и порицанию другого также сильно распространившегося во Израиле порока, который состоял в браках народа Божия с языческими женами и в легковерных частых разводах с единоплеменницами. Как предшествующее отделение (Мал.1:6), так и это отделение пророк начинает общим и общеизвестным положением. «Не один ли, – говорит он,  – у всех нас Отец? не один ли Бог сотворил нас?» Иегова как создатель Израиля, т е. как Бог, избравший Израиля из всех других народов и создавший из него особенный Свой народ, есть поэтому отец Израиля, вследствие чего все сыны и дщери Израиля суть сыны и дщери Божии и как такие в отношении друг ко другу суть братья и сестры. Будучи же все детьми одного Отца, а между собой будучи братьями и сестрами, «почему же мы, – говорит пророк, – вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?», почему же мы своими действиями отвергаем эти взаимные, родственные отношения, почему между нами сыны Израилевы женятся на язычницах и беспричинно, легкомысленно разводятся с дщерями Израиля и, поступая таким образом, отвергаются от Бога, оскверняют завет Его, заключенный Им с отцами нашими в то время, когда Он торжественно выделял их из среды язычников и создавал из них Свой народ (Исх.19:5-6, Исх.24:8). А Израиль подлинно так поступает, как о нем сказано сейчас: «вероломно (относительно друг друга) поступает Иуда», и этот грех его также тяжел, как тяжко идолослужение, волхвование и другие грехи, это мерзость, «и мерзость совершается в Израиле», случилась в народе Божьем, в народе, призванном быть народом святым (на что указывало и наименование его Израилем), – случилась в столице Израилева царства «в Иерусалиме», этом главном, средоточном пункте народа Божия. Мерзость уже совершилась, «ибо унизил Иуда святыню Господню» через свои пороки. Иуда (т е. возвратившееся из плена общество Израилево) осквернил себя как святыню Божию, как народ святой, отверг свое достоинство быть обществом святым, обществом, которое Он (Бог) любит – осквернил себя тем, что вопреки своему святому призванию (ср. Втор.7:3) (Исх.34:16), «женился на дочери чужого бога» (ср.1Ездр.9:2-3; Неем.13:23-25), женился на идолослужительницах. Такое беззаконие Господь не желает оставить ненаказанным. Он накажет его жестоко: «истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже» (всякаго живущего, ср. Дан.4:10, Дан.4:14) «и отвечающего» (образ взят от ночных сторожей, перекликающихся друг с другом, и означает собою все потомство беззаконника), «истребит Господь из шатров Иаковлевых», из домов Израиля вместе с потомством беззаконника еще «и приносящего жертву Господу Саваофу» за этого беззаконника, ради очищения грехов его. Выражение же желания Иеговы есть в то же время и приведение его в исполнение.

Пророк Малахия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible