| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
| 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Новый Завет:Мф.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 8, 13-14 Вы же уклонистеся от пути и изнемоществисте многих. Слезы покрыли дом Господень. Яко Господь засвидетельствова между тобою, и между женою юности твоея, юже оставил еси.
Священники брали себе жен Хананеянок и нарушали супружескую верность к своим женам. Оставленные жены приходили во святилище и проливали там слезы. Почему священник, обличая такие дела мужей, говорил: сие последнее ваше дело покрыло слезами дом Господень.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 13–16 А сверх того вот еще что вы сделали: вы покрыли жертвенник Господа слезами, – плачет и рыданием [Вульгата: громким воплем], так что Я не буду больше взирать на жертву и не приму никакого умилостивительного приношения от руки вашей. А вы сказали: «По какой причине»? Потому, что Господь был свидетелем между тобою и между женою юности твоей, к которой ты отнесся с пренебрежением; а она – соучастница твоя, и жена по договору с тобою. Но разве не Он один создал [вас] и не остается ли дух Его? И чего ищет [Сей] один, как не семени Божия? Итак сохраняйте дух ваш, а жены юности твоей не презирай. Когда ты ненавидишь ее, то отпусти, говорит Господь Бог Израилев; и несправедливость покроет одежду его, говорит Господь воинств. Храните дух ваш и не будьте пренебрежительны
Разъясним прошедшие события и, приспособляя к каждому отдельному выражению (singulis versiculis) краткие рассуждения, выясним то, что нам передано от Евреев. Покинутые Израильские женщины, видя на ложах мужей женщин чуждых народов, прибегали к помощи одного только Бога, днем и ночью простираясь со слезным плачем пред жертвенником Господним, и с рыданиями и воплями ропща на промышление Его, как бы не взирающее на дела человеческие и не оказывающее помощи в несчастьях [или: несчастным]. Посему Бог говорит, что Он не может принять приношения и жертвы от рук священников, которые допустили это; так как такому принятию препятствием служит горький плач женщин; кроме того на их вопрос: «Почему Он не примет жертвы от рук их», Он непосредственно вслед затем отвечает: Потому что Господь свидетельствовал между тобою и между женою юности твоей, которою ты пренебрег; Он говорит: Посему оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину (Быт. 2:24); посему она и называется соучастницею и женою по договору и по единству, созданною Богом от ребра мужа, И остается дух его, т. е. Бога, – как полагают одни, – или мужа, – как думают другие потому, что вследствие сильного чувства они оба кажутся имеющими некоторым образом одну душу, как соединенные по духу и нераздельные по мысли. Посему так как Один и Тот же создал обоих, т. е. мужа и жену, то и союз их обоих создан Богом, чтобы рождались дети. Ибо чего один Бог хочет, как не семени Божия, т. е. сынов, рожденных от Израильского рода. Итак когда у вас есть плодовитые супруги, и вы наслаждаетесь потомством, почему вы ищете женской красоты, которая пригодна [более] для любовниц, чем, для жен. Поэтому Бог заповедует чрез пророка и говорит: Храните дух ваш, чтобы не увлекаться похотью и не поддаваться любви к чужеземкам. И не относись с презрением к жене юности твоей, чтобы первоначально соединенная с тобою девственным браком непрестанно была с тобою до самой старости. Но могло быть и так, что вожди и священники, и левиты, и народ ответят: „Бог чрез Моисея повелел, чтобы, когда мы сильно ненавидим жен, отпускали их“. Таким образом [это место] должно читать так: «Ты говоришь мне, [вот] написано: Когда ты сильно ненавидишь жену твою, отпусти ее, говорит Господь Бог Израилев» (Втор.24:1 и далее). На это возражение Он непосредственно отвечает: «Правда, это написано в законе, но по жестокосердию вашему». Это с большею полнотою излагается в Евангелии: А кто за исключением случая прелюбодеяния несправедливо отпустит жену [свою] (Мф. 5:32), неправда покроет одежду того, т. е. тело, которое покрывает душу, говорит Господь воинств, так что чем он согрешает, тем он и будет наказан. Посему разрешив этот вопрос, Он снова внушает чрез повторение того же: Храните дух ваш и не будьте пренебрежительны [подразумевая при сем] или к заботе о духе вашем, или, может быть, к жене, хотя бы она была бедна и некрасива. То, что мы истолковали в точном соответствии с книгою Ездры относительно покинутых жен, другие признают сказанным вообще о тех, которые похищают чужое и, собирая неправедное, осмеливаются приносить в жертву Богу такие дары, которых Он не может принять никоим образом, ибо препятствием к тому служат слезы, рыдания и вопли тех, которые подверглись ограблению; эти толкователи соединяют настоящее место с известным изречением Писания: Почти Бога от праведных трудов твоих (Притч. 3:9). Кроме того они видят здесь еще и тот смысл, что некоторые люди вследствие потери своего достояния, или вследствие погибели детей, или вследствие кораблекрушения и других бедствия, приведших человека к потере временных благ (rerum saecularium), обращаются к слезам и всецело предаются рыданиям и воплям, а не презирают всего этого с твердостию духа, ободряемые надеждою на Бога и обещаниями наград в будущем; таковые люди хотя бы и обратили молитву к Богу, не будут услышаны от Него, потому что они обезчестили себя неприличными, несвойственными мужам, рыданиями. А следующие за сим слова: Ибо Господь свидетельствовал между тобою и женою юности твоей, которую ты презрел; и она – соучастница твоя [или: часть твоя] и жена по договору, или: завету; и не другой создал [ее], и [есть она] остаток духа твоего объясняют так, что под женою юности разумеют природный рассудок, и закон, написанный в сердце, вложенный во всех людей, по которому люди, даже и не имеющие закона, по естеству творят законное: об этой супруге будто бы провозглашается и в притчах: От Бога жена дается в супружество мужу (Притч. 19:14), и мы получаем повеление пить воду только из наших сосудов и источников, и никто не должен быть соучастником в нашем питьи, и мы должны увеселяться с женою юности нашей. Эта супруга побуждает даже неверующих говорить: Бог да судит, Бог да увидит (Суд. 11:27), и Ему я позволяю судить обо всем между мною и между тобою; об этой жене говорит и Екклезиаст: Проводи жизнь с женою, которую ты возлюбил во все дни суеты твоей, которые даны тебе под солнцем (Еккл. 9:9). Эта жена постоянно пребывает с духом нашим, потому что всегда соединена с нашим чувством; если она отступает от нас, то мы непосредственно затем оскорбляем Бога, и покрывает нас наше несчастие. Почему снова повторяется: Храните дух ваш, не плоть, живущие в которой не могут быть угодными Богу (Рим. 8:8), не [низшую] душу, ибо душевный человек не принимает того, что свойственно духу (1Кор. 2:14), но дух, ибо дух взывает за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26).
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
И сия, яже ненавидех, твористе. Покрывасте слезами олтарь Господень, и плачем и воздыханием от трудов. Еще ли достойно призрети на жертву, или прияти приятно из рук ваших
Весьма многообразны были подзаконные жертвы. Одни приносились по добровольному обету, другие были благодарственными и за грех. Приносились также по заповедям законным десятины, начатки и подать дидрахмы, согласно вычислениям священников. Но принося добровольную жертву Богу, они, как я сказал, представляли животных хромых, слепых и отнятых у зверей, всегда ссылаясь на бедствия плена, постоянно указывая на опустошение и на постигшую их вследствие этого бедность, хотя по возвращении из плена Всемогущий Бог радовал их несравненным милосердием и обильно уделял им возможность вполне наслаждаться, чем подобало. Итак, приносили они со скорбью и слезами, как бы рыдая над жертвами и говоря священнослужителям: это «от трудов», то есть не без усилий, и едва добыто потом и трудом. Потом, как «еще», говорит, «достойно призрети на жертву», или как еще мог бы я соделать приятным (для себя) то, что не от доброго расположения? Ведь жертвовать следует радостно, празднуя и веселясь, - что, думаю, и гласом Павла справедливо сказано собирателям подаяний: не от скорби или от нужды: ибо радостнаго дателя любит Господь (2Кор. 9:7). Посему, если мы жертвуем радостно, воззрит и примет, и похвалит Бог, а приняв, почтит и благословит. Считаю необходимым для пользы применить к толкуемым словам и другой смысл. Бог всяческих со всей справедливостью объявлял проклятым того, кто осквернял завет отцов сожительством с иноплеменными женами, по изгнании жен единоплеменных и осуждении их часто без всякой вины. Обвинял кроме того и некоторых из священников за то, что они лицеприятствовали в законе, почему и сказал: «потребит Господь человека творящаго сия, дóндеже и смирится от селений Израилевых и от приносящих жертву Господу вседержителю». Потом к этим словам сейчас же присоединил: «покрывасте слезами олтарь Господень, и плачем и воздыханием от трудов». Выражение: «покрывасте» должно разуметь вместо: заставляли божественный жертвенник наполняться плачем и рыданием; ибо жены, прогнанные противозаконно и несправедливо подвергшиеся неправедному суду ваших священников, становились вокруг жертвенника, оплакивая свои обиды и проливая неудержимые слезы от нанесенных им бедствий. Потом, как «достойно призрети, - говорит, - на жертву, или прияти приятно из рук ваших»! Как истинно написанное в книге Притчей: «не чисты обеты от мзды блудницы» (Притч. 19; ср. Втор. 23:18), так не сочтется чистым и непорочным священник, если он, как бы распрощавшись с божественными постановлениями и поправ надлежащий закон священнослужения, станет приносить жертву, как никоим образом не прогневивший Бога. Поистине страшно как бы неумытыми руками священнодействовать Богу, - и к столь премудрому богослужению прикасаться подобает, говорю я, всеми силами, по возможности, очищенным. Таковой окажется вне и всякой вины, и движений гнева (божественного).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Мал.2:13-15
Ст. 13 (церк-сл.) И сия́, я́же ненави́дех, твори́сте: покрыва́сте слеза́ми олта́рь Госпо́день, и пла́чем и воздыха́нием от трудо́в: еще́ ли досто́йно призрети на же́ртву [ва́шу], или́ прия́ти прия́тно из ру́к ва́ших?
«И сия́, я́же ненави́дех, твори́сте» - Жалок тот, кто любит, что ненавидит Бог.
«покрыва́сте слеза́ми олта́рь Госпо́день, и пла́чем и воздыха́нием от трудо́в» - Обиженные мужьями своими жены, не находя себе защиты, предаваясь сетованию и слезам, взывали к праведному Судие; делать же это принуждены были угнетавшею их скорбию. Это и выражено у Пророка словами: «от трудо́в».
И когда вы так поступаете, «еще́ ли досто́йно призрети на же́ртву ва́шу?».
"Вы скажете: «за что?»" (Мал.2:14) - Беззаконие ваше свидетельствует, что приносимое вами мерзко; а вы остаетесь еще безчувственными, и показываете вид, что не знаете сему причины. Посему, водясь обычным долготерпением, открою вам эту причину: "За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя".
ст 15 (церк-сл.) и не добро ли сотвори, и останок духа его? И ресте: что ино кроме семене ищет Бог? И сохраните духом вашим и жены юности твоея да не оставиши:
Припомните первый закон, данный Адаму и Еве. Ибо, как скоро создал Бог жену, подобно некоему невестоводителю, приводит ее к мужу, и дает законы брака, сказав: «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт.2:24). И так Сам Бог всяческих и создал обоих, и сочетал их, и постановил закон сей; как же вы осмеливаетесь явно нарушать постановленное из начала, и не помните Божия благословения, возвещеннаго отцам вашим: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]» (Быт.9:1)? Ибо сие говорит Бог и здесь: «и останок духа» твоего. Имея естество смертное, в раждаемых вами надолго сохраните память о себе. Но Бог узаконил сие, а вы прекословите, говоря: Бог печется не о целомудренных браках, но о многочадии, «И ресте: что ино, кроме семене ищет Бог!».
Но повелеваю вам, оставив речи сии, хранить Божии законы, и жену в начале сочетанную не отлучать от брачного ига.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
13. И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших.
13. (церк-сл.) И сия, яже ненавидех, твористе: покрывасте слезами олтарь Господень, и плачем и воздыханием от трудов: еще ли достойнo призрети на жертву [вашу], или npияти приятно из рук ваших?
Здесь Бог обличает тех Иудеев, которые, женившись на язычницах, отвергали своих законных жен – Иудеянок без всякой причины, заставляли их страдать, терпеть лишения и нести незаслуженный позор перед другими. Потому, когда эти прогнанные жены приходили в храм и стояли у алтаря, тогда от горести («от трудов»)* рыдали, проливали слезы, коими как бы покрывали самый алтарь, жаловались Богу на своих жестоких мужей. Слова: «покрываете слезами олтарь Господень» (по толкованию св. Кир. Александр.), значат: «вы, Иудеи, были причиною того, что Божественный алтарь наполнялся плачем и рыданием. Ибо жены, без причины изгнанныя, и прочие неправедно осужденные вами, священники, стояли окрест алтаря, рыдая о причиненных им обидах, и проливая токи слез о понесенных ими оскорблениях». Премилосердый Господь видел эти слезы, слышал эти вопли и рыдания, и сильно негодовал на жестоких мужей и в праведном гневе отвергал их жертвы и приношения.
-----
*От трудов εκ κοπων– ος– изнурение, удар и т.п. и- «от скорби». Бл. Феодорит
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших
Как видно из следующего стиха, пророк имеет здесь в виду вероломное отношение иудейских мужей к их женам. Мужья отвергают своих жен, а те идут воссылать свои жалобы к алтарю Иеговы [в храме Зоровавеля особого двора для женщин еще не было], жалуются на причиненную им обиду Иегове. Иегова, со своей стороны, наказывает вероломных мужей тем, что перестает принимать от них жертвы.
См. также Толкование на Мал. 2:10
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Рядом с нечистыми, оскверняющими святость Иуды браками на иностранках-язычницах идет другой грех, также оскверняющий святость Иуды, святыню Божью, а именно, своевольные, безпричинные разводы с единоплеменницами. Прежде чем назвать этот грех, пророк высказывает наперед нравственную, оскверняющую Израиля как народ святой низость его: «и вот еще что вы делаете», – говорит он, и этим вы оскверняете святыню Иеговы, «заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем». Выгоняя от себя жен единоплеменниц, вы заставляете их через это самое проливать перед жертвенником Иеговы слезы, издавать вопли о своем несчастье и потому делаетесь великими преступниками в очах Бога. «Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших», то есть не принимает уже более жертв из ваших рук со Своим благоволением. «Вы скажете: «за что» Бог не принимает жертв наших с благоволением? «За то», – отвечает пророк на свой же вопрос, предложенный им от лица как бы народа, не хотящего сознать свой грех, удаляющий его от благоволения Божия, «что» во время заключения тобою брака перед лицом Иеговы (Притч.2:17), «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» – той женою, к которой ты при вступлении в брак питал юношескую горячую любовь и «против которой ты (теперь) поступил вероломно», низко, безнравственно поступил, прогоняя ее от себя, «между тем как она подруга твоя и законная жена твоя», делившая с тобою в жизни радость и горе, жена завета твоего, жена, с которой ты в браке заключил союз на всю жизнь. Но в защиту своих разводов брачных народ мог сослаться на пример Авраама (Быт.21), который удалил из своего дома Агарь, после того как у нее родился от Авраама сын Измаил, следовательно, после того как она некоторым образом сделалась его женою. Пророк предупредительно отстраняет и этот пример, как исключение, не имеющее приложения в настоящем деле. «Что же сделал этот один?» – спрашивает он, то есть что сделал Авраам? Правда, он удалил из своего дома Агарь, с которой родил себе сына Измаила, но он поступил с Агарью так потому, что «желал получить от Бога потомство». Авраам домогался получить обетованное ему от Бога семя, и он отпустил Агарь, потому что Господь обещал ему дать благословенное семя не через служанку Агарь в ее сыне Измаиле, а через Сарру в сыне ее Исааке, значит, Авраам, отпуская Агарь, в этом случае действовал, повинуясь воле Божией (Быт.21:12). Устранив этот единственный случай, могущий, по-видимому, оправдывать народ, пророк обращается затем к народу с предостережением такого рода, что если народ не оставит этих брачных разводов, то подвергнется гневу и наказанию Божию. «Итак берегите дух ваш», – говорит он, для вашего духа [вы] должны обращать строгое внимание на себя, на свои действия и заботиться о том, чтобы через нравственное развращение, какое проявляется в брачных разводах, не потерять дарованных от Бога духовных, нравственных сил жизни, с потерею которых гибнет и сама жизнь. В этом отношении «никто не поступай вероломно против жены юности своей», – говорит Бог, ненавижу развод, говорит Иегова воинств, и если он был допущен прежде, то допущен был ради жестокосердия вашего, тогда как Иегова от начала установил единство и неразрывность брака (см. Втор.24:1-5, Мф.19:3-9). Но кроме того, что развод с женою возбуждает гнев Божий, ненависть Божью, сыны Израилевы не должны дозволять себе этого развода еще и потому, что «обида покроет одежду его», то есть тот, кто жену от себя прогоняет, покроет свою душу нечистотой (ср. Зах.3:4, Ис.64:6, Откр.3:4, Откр.7:14). Нечистота так сильно пристанет к этому человеку, что он никогда не освободится от нее, постоянно будет носить ее с собою и через то самое постоянно будет возбуждать к себе гнев и наказание Божье. «Посему наблюдайте за духом вашим, – еще раз в заключение всего отделения повторяет увещательно пророк, – и не поступайте вероломно» относительно ваших жен единоплеменниц.