Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8, 13-14 Вы же уклонистеся от пути и изнемоществисте многих. Слезы покрыли дом Господень. Яко Господь засвидетельствова между тобою, и между женою юности твоея, юже оставил еси.

Священники брали себе жен Хананеянок и нарушали супружескую верность к своим женам. Оставленные жены приходили во святилище и проливали там слезы. Почему священник, обличая такие дела мужей, говорил: сие последнее ваше дело покрыло слезами дом Господень.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя

«Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно» – и, желая показать, сколь велико это зло [развод], и лишить сделавшего это всякого оправдания, дальнейшими словами уси­ливает осуждение, продолжая так: «она подруга твоя и законная жена твоя». Смотри: сколько он исчисляет прав: во-первых, со стороны возраста, «жена юности твоей»; далее, со стороны потреб­ности: «она подруга твоя и законная жена твоя»; потом, со стороны образа сотворения: «часть духа твоего».

Беседа на слова: Жена связана законом, доколе жив муж ее

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13–16 А сверх того вот еще что вы сделали: вы покрыли жертвенник Господа слезами, – плачет и рыданием [Вульгата: громким воплем], так что Я не буду больше взирать на жертву и не приму никакого умилостивительного приношения от руки вашей. А вы сказали: «По какой причине»? Потому, что Господь был свидетелем между тобою и между женою юности твоей, к которой ты отнесся с пренебрежением; а она – соучастница твоя, и жена по договору с тобою. Но разве не Он один создал [вас] и не остается ли дух Его? И чего ищет [Сей] один, как не семени Божия? Итак сохраняйте дух ваш, а жены юности твоей не презирай. Когда ты ненавидишь ее, то отпусти, говорит Господь Бог Израилев; и несправедливость покроет одежду его, говорит Господь воинств. Храните дух ваш и не будьте пренебрежительны

Разъясним прошедшие события и, приспособляя к каждому отдельному выражению (singulis versiculis) краткие рассуждения, выясним то, что нам передано от Евреев. Покинутые Израильские женщины, видя на ложах мужей женщин чуждых народов, прибегали к помощи одного только Бога, днем и ночью простираясь со слезным плачем пред жертвенником Господним, и с рыданиями и воплями ропща на промышление Его, как бы не взирающее на дела человеческие и не оказывающее помощи в несчастьях [или: несчастным]. Посему Бог говорит, что Он не может принять приношения и жертвы от рук священников, которые допустили это; так как такому принятию препятствием служит горький плач женщин; кроме того на их вопрос: «Почему Он не примет жертвы от рук их», Он непосредственно вслед затем отвечает: Потому что Господь свидетельствовал между тобою и между женою юности твоей, которою ты пренебрег; Он говорит: Посему оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину (Быт. 2:24); посему она и называется соучастницею и женою по договору и по единству, созданною Богом от ребра мужа, И остается дух его, т. е. Бога, – как полагают одни, – или мужа, – как думают другие потому, что вследствие сильного чувства они оба кажутся имеющими некоторым образом одну душу, как соединенные по духу и нераздельные по мысли. Посему так как Один и Тот же создал обоих, т. е. мужа и жену, то и союз их обоих создан Богом, чтобы рождались дети. Ибо чего один Бог хочет, как не семени Божия, т. е. сынов, рожденных от Израильского рода. Итак когда у вас есть плодовитые супруги, и вы наслаждаетесь потомством, почему вы ищете женской красоты, которая пригодна [более] для любовниц, чем, для жен. Поэтому Бог заповедует чрез пророка и говорит: Храните дух ваш, чтобы не увлекаться похотью и не поддаваться любви к чужеземкам. И не относись с презрением к жене юности твоей, чтобы первоначально соединенная с тобою девственным браком непрестанно была с тобою до самой старости. Но могло быть и так, что вожди и священники, и левиты, и народ ответят: „Бог чрез Моисея повелел, чтобы, когда мы сильно ненавидим жен, отпускали их“. Таким образом [это место] должно читать так: «Ты говоришь мне, [вот] написано: Когда ты сильно ненавидишь жену твою, отпусти ее, говорит Господь Бог Израилев» (Втор.24:1 и далее). На это возражение Он непосредственно отвечает: «Правда, это написано в законе, но по жестокосердию вашему». Это с большею полнотою излагается в Евангелии: А кто за исключением случая прелюбодеяния несправедливо отпустит жену [свою] (Мф. 5:32), неправда покроет одежду того, т. е. тело, которое покрывает душу, говорит Господь воинств, так что чем он согрешает, тем он и будет наказан. Посему разрешив этот вопрос, Он снова внушает чрез повторение того же: Храните дух ваш и не будьте пренебрежительны [подразумевая при сем] или к заботе о духе вашем, или, может быть, к жене, хотя бы она была бедна и некрасива. То, что мы истолковали в точном соответствии с книгою Ездры относительно покинутых жен, другие признают сказанным вообще о тех, которые похищают чужое и, собирая неправедное, осмеливаются приносить в жертву Богу такие дары, которых Он не может принять никоим образом, ибо препятствием к тому служат слезы, рыдания и вопли тех, которые подверглись ограблению; эти толкователи соединяют настоящее место с известным изречением Писания: Почти Бога от праведных трудов твоих (Притч. 3:9). Кроме того они видят здесь еще и тот смысл, что некоторые люди вследствие потери своего достояния, или вследствие погибели детей, или вследствие кораблекрушения и других бедствия, приведших человека к потере временных благ (rerum saecularium), обращаются к слезам и всецело предаются рыданиям и воплям, а не презирают всего этого с твердостию духа, ободряемые надеждою на Бога и обещаниями наград в будущем; таковые люди хотя бы и обратили молитву к Богу, не будут услышаны от Него, потому что они обезчестили себя неприличными, несвойственными мужам, рыданиями. А следующие за сим слова: Ибо Господь свидетельствовал между тобою и женою юности твоей, которую ты презрел; и она – соучастница твоя [или: часть твоя] и жена по договору, или: завету; и не другой создал [ее], и [есть она] остаток духа твоего объясняют так, что под женою юности разумеют природный рассудок, и закон, написанный в сердце, вложенный во всех людей, по которому люди, даже и не имеющие закона, по естеству творят законное: об этой супруге будто бы провозглашается и в притчах: От Бога жена дается в супружество мужу (Притч. 19:14), и мы получаем повеление пить воду только из наших сосудов и источников, и никто не должен быть соучастником в нашем питьи, и мы должны увеселяться с женою юности нашей. Эта супруга побуждает даже неверующих говорить: Бог да судит, Бог да увидит (Суд. 11:27), и Ему я позволяю судить обо всем между мною и между тобою; об этой жене говорит и Екклезиаст: Проводи жизнь с женою, которую ты возлюбил во все дни суеты твоей, которые даны тебе под солнцем (Еккл. 9:9). Эта жена постоянно пребывает с духом нашим, потому что всегда соединена с нашим чувством; если она отступает от нас, то мы непосредственно затем оскорбляем Бога, и покрывает нас наше несчастие. Почему снова повторяется: Храните дух ваш, не плоть, живущие в которой не могут быть угодными Богу (Рим. 8:8), не [низшую] душу, ибо душевный человек не принимает того, что свойственно духу (1Кор. 2:14), но дух, ибо дух взывает за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26).

Толкование на пророка Малахию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 14-15 И ресте (скажете): чесо ради Господь засвидетелствова между тобою и между женою юности твоея, юже оставил еси. И та общница твоя и жена завета твоего, и не иначе сотвори, и останок духа его. И ресте: что ино кроме семене ищет Бог

На такие частые обвинения Божии и убеждения любить единоплеменниц и удаляться иностранок, избегая браков, кои воспретил сам божественный закон, – они неразумно говорили: «что ино кроме семене ищет Бог?» Сказано ведь, в заповеди Моисеевой: «не будет безчаден, ниже неплоды» у сынов Израилевых (Исх. 23:26). Также и к Аврааму сказал негде Бог всяческих: «умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя» множеством (Быт. 22 ср. Исх. 32:13). Итак, Божественная цель имеет в виду многочадие и деторождение, чтобы благодать обетования, данного Аврааму, достигла подобающего ей осуществления. Но от чужестранок или соплеменниц совершится это нами, безразлично для Бога, ибо обещанное достигает осуществления. Итак, «скажете, – говорит, – чесо ради Господь засвидетелствова между тобою и между женою юности твоея, юже оставил еси?». Но если вы хотите говорить это «чесо ради засвидетелствова» и почему повелел не отсылать сожительницу, то на сие скажу и Я: подумай о том, что «она общница твоя и жена завета твоего», то есть единая плоть с тобою (Быт. 2:23–24) и сожительствует по закону и «не иначе» ее создал «Бог». Она же есть, думаю, и «останок духа его», и муж как бы смешан телесно и душевно с той, которую сочетала с ним подзаконная религия. И как они стали одним телом, так и неким образом и одной душою, так как их связует любовь и божественный закон соединяет в единодушие. Итак, называет жену останком духа мужа и как бы частью его души по причине единения, разумею то, что единодушием любви они становиться как бы одно. Посему не обвиняйте, выходя из границ должного разума, Бога, как будто Он несправедливо упрекает изгоняющих от очага жену юности и общницу завета и духа, соединенную телесно. Думаю я, что и премудрейший Павел, подвигнутый этим, написал в послании уверовавшим во Христа: «привязался ли еси жене? не ищи разрешения» (1Кор. 7:27). Сказал негде и Сам Спаситель: «иже Аще пустит жену свою,… разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати: и пущеницею женяйся, прелюбодействует» (Мф. 5:31–32 ср. Мф. 19:9). Вопрошавшим же любопрителям из саддукеев: за что «Моисей заповеда дати книгу распустную» и отделиться от жены (Мф. 19:7), – сказал опять: «яко Моисей по жестосердию вашему заповедовал, от начала же не бысть тако» (Мф. 19:8), – ибо Образовавший «мужеский пол и женский сотворил я есть» (Мф. 19:4), – «еже убо Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф. 19:6).

Толкование на пророка Малахию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Обращает Бог речь к иному обвинению, и обвиняет их в том, что оставив супруг своих, имеют беззаконные связи с другими женами:

Мал.2:13-15

Ст. 13 (церк-сл.) И сия́, я́же ненави́дех, твори́сте: покрыва́сте слеза́ми олта́рь Госпо́день, и пла́чем и воздыха́нием от трудо́в: еще́ ли досто́йно призрети на же́ртву [ва́шу], или́ прия́ти прия́тно из ру́к ва́ших?

    «И сия́, я́же ненави́дех, твори́сте»
  - Жалок тот, кто любит, что ненавидит Бог. 
    «покрыва́сте слеза́ми олта́рь Госпо́день, и пла́чем и воздыха́нием от трудо́в» -  Обиженные мужьями своими жены, не находя себе защиты, предаваясь сетованию и слезам, взывали к праведному Судие; делать же это принуждены были угнетавшею их скорбию. Это и выражено у Пророка словами: «от трудо́в».
    И когда вы так поступаете, «еще́ ли досто́йно призрети на же́ртву ва́шу?».
    "Вы скажете: «за что?»"
(Мал.2:14) - Беззаконие ваше свидетельствует, что приносимое вами мерзко; а вы остаетесь еще безчувственными, и показываете вид, что не знаете сему причины. Посему, водясь обычным долготерпением, открою вам эту причину: "За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя".

 
ст 15 (церк-сл.) и не добро ли сотвори, и останок духа его? И ресте: что ино кроме семене ищет Бог? И сохраните духом вашим и жены юности твоея да не оставиши:

    Припомните первый закон, данный Адаму и Еве. Ибо, как скоро создал Бог жену, подобно некоему невестоводителю, приводит ее к мужу, и дает законы брака, сказав: «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт.2:24). И так Сам Бог всяческих и создал обоих, и сочетал их, и постановил закон сей; как же вы осмеливаетесь явно нарушать постановленное из начала, и не помните Божия благословения, возвещеннаго отцам вашим: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]» (Быт.9:1)? Ибо сие говорит Бог и здесь: «и останок духа» твоего. Имея естество смертное, в раждаемых вами надолго сохраните память о себе. Но Бог узаконил сие, а вы прекословите, говоря: Бог печется не о целомудренных браках, но о многочадии, «И ресте: что ино, кроме семене ищет Бог!».
    
Но повелеваю вам, оставив речи сии, хранить Божии законы, и жену в начале сочетанную не отлучать от брачного ига. 
   

Толкование на пророка Малахию

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

14. Вы скажете: за что? За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя.

14. И ресте: чесо ради? Яко Господь засвидетельствова между тобою и между женою юности твоея, юже оставил еси, и та общница твоя и жена завета твоего.

Иудеи, прогонявшие своих законных жен, как видно, не сознавали тяжести своего преступления, не понимали, почему неугодны жертвы их Господу Богу, если они женятся на язычницах. Почему, – возражали они, – наши жертвы неугодны Богу? Потому, – отвечает пророк, – что отвержением законных жен вы, во первых, оскорбляете Самого Господа Бога, поскольку Он был свидетелем вашего брачного союза, ваших брачных обетов – жить вместе с женою в любви и единомыслии. Господь Сам сочетал вас,«да человек не разлучает» (Мф.19:4-6), Сам невидимо укрепил и утвердил ваш союз. Потому отвергать законную жену, и притом без всякой причины, – значит, противиться воле Божией и оскорблять Господа. Во вторых, отвергая законную жену, вы её обижаете. Подумайте, жена не чужда вам, она общница ваша в горе и радости, в счастьи и бедствии, она общница ваша по завету брачному, так что вы составляете как бы одно, одну плоть, законом сопряжена с вами (Быт.2:24).

Толкование на книгу святого пророка Малахии

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя

Господь гневается на таких мужей особенно потому, что Он был свидетелем тех обетов, какие были даны супругами. Это может обозначать или то, что браки заключались пред лицом невидимо присутствовавшего Иеговы (ср. Быт. 31:50), или же то, что первоначально Бог установил единобрачие, создал Адаму только одну жену, показывая этим, что он не должен был с нею никогда разводиться (Быт. 2:24). — Женою юности — т. е. ты с нею пережил самое лучшее время жизни — юность и, поэтому, должен всегда любить и жалеть ее.

См. также Толкование на Мал. 2:10

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 13-16 И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство. Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей. Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно. 

Рядом с нечистыми, оскверняющими святость Иуды браками на иностранках-язычницах, идет другой грех, также оскверняющий святость Иуды, святыню Божью, а именно, своевольные, безпричинные разводы с единоплеменницами. Прежде чем назвать этот грех, пророк высказывает наперед нравственную, оскверняющую Израиля как народ святой низость его: «и вот еще что вы делаете», – говорит он, и этим вы оскверняете святыню Иеговы, «заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем». Выгоняя от себя жен единоплеменниц, вы заставляете их через это самое проливать перед жертвенником Иеговы слезы, издавать вопли о своем несчастье и потому делаетесь великими преступниками в очах Бога, «Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших», т. е. не принимает уже более жертв из ваших рук со Своим благоволением. «Вы скажете: «за что?» Бог не принимает жертв наших с благоволением? «За то»– отвечает пророк на свой же вопрос, предложенный им от лица как бы народа, не хотящего сознать свой грех, удаляющий его от благоволения Божия, «что» во время заключения тобою брака перед лицом Иеговы (Притч.2:17), «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» – той женою, к которой ты при вступлении в брак питал юношескую горячую любовь и «против которой ты (теперь) поступил вероломно», низко, безнравственно поступил, прогоняя ее от себя, «между тем как она подруга твоя и законная жена твоя», делившая с тобою в жизни радость и горе, жена завета твоего – жена, с которой ты в браке заключил союз на всю жизнь. Но в защиту своих разводов брачных народ мог сослаться на пример Авраама (Быт.21), который удалил из своего дома Агарь, после того как у нее родился от Авраама сын Измаил, следовательно, после того как она некоторым образом сделалась его женою. Пророк предупредительно отстраняет и этот пример как исключение, не имеющее приложения в настоящем деле. «Что же сделал этот один?» – спрашивает он, т. е. что сделал Авраам? Правда, он удалил из своего дома Агарь, с которой родил себе сына Измаила, но он поступил с Агарью так потому, что «желал получить от Бога потомство». Авраам домогался получить обетованное ему от Бога семя, и он отпустил Агарь, потому что Господь обещал ему дать благословенное семя не через служанку Агарь в ее сыне Измаиле, а через Сарру в сыне ее Исааке, значит Авраам, отпуская Агарь, в этом случае действовал, повинуясь воле Божией (Быт.21:12). Устранив этот единственный случай, могущий, по-видимому, оправдывать народ, пророк обращается затем к народу с предостережением такого рода, что если народ не оставит этих брачных разводов, то подвергнется гневу и наказанию Божию. «Итак берегите дух ваш», – говорит он, для вашего духа [вы] должны обращать строгое внимание на себя, на свои действия и заботиться о том, чтобы через нравственное развращение, какое проявляется в брачных разводах, не потерять дарованных от Бога духовных, нравственных сил жизни, с потерею которых гибнет и сама жизнь. В этом отношении «никто не поступай вероломно против жены юности своей», – говорит Бог, ненавижу развод, говорит Иегова воинств, и если он был допущен прежде, то допущен был ради жестокосердия вашего, тогда как Иегова от начала установил единство и неразрывность брака (см. Втор.24:1-5, Мф.19:3-9. Но кроме того, что развод с женою возбуждает гнев Божий, ненависть Божью, сыны Израилевы не должны дозволять себе этого развода еще и потому, что «обида покроет одежду его»,  т.е. тот, кто жену от себя прогоняет, покроет свою душу нечистотой (ср. Зах.3:4, Ис.64:6, Откр.3:4, Откр.7:14). Нечистота так сильно пристанет к этому человеку, что он никогда не освободится от нее, постоянно будет носить ее с собою и через то самое постоянно будет возбуждать к себе гнев и наказание Божье. «Посему наблюдайте за духом вашим», еще раз в заключение всего отделения повторяет увещательно пророк, «и не поступайте вероломно» относительно ваших жен единоплеменниц.

Пророк Малахия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Бог изгнал из рая прародителей за брачное сожитие (за вкушение плодов от дерева познания добра и зла – Быт.3:6-7,24).
 

Ответ:   Заповедь, запрещающую вкушение плодов от дерева познания добра и зла, нельзя понимать по-сектантски в смысле запрещения брачного сожития, так как она дана до сотворения жены (Быт.2:17-18). По сотворении жены Бог благословил брачный союз первых людей (Быт.1:28). Такое же благословение с указанием на главную цель супружеского союза – чадородие – было дано Ною с семейством (Быт.9:1; Быт.24:7-14; Мал.2:141Тим.5:14 и др.). Если сектанты под вкушением плодов разумеют брачное сожитие, то что должно разуметь под выражением: «по изгнании из рая... Адам познал Еву, и она зачала и родила Каина?» (Быт.3:24,4:1).

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible