Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно.
Святые отцы
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 13–16 А сверх того вот еще что вы сделали: вы покрыли жертвенник Господа слезами, – плачет и рыданием [Вульгата: громким воплем], так что Я не буду больше взирать на жертву и не приму никакого умилостивительного приношения от руки вашей. А вы сказали: «По какой причине»? Потому, что Господь был свидетелем между тобою и между женою юности твоей, к которой ты отнесся с пренебрежением; а она – соучастница твоя, и жена по договору с тобою. Но разве не Он один создал [вас] и не остается ли дух Его? И чего ищет [Сей] один, как не семени Божия? Итак сохраняйте дух ваш, а жены юности твоей не презирай. Когда ты ненавидишь ее, то отпусти, говорит Господь Бог Израилев; и несправедливость покроет одежду его, говорит Господь воинств. Храните дух ваш и не будьте пренебрежительны
Разъясним прошедшие события и, приспособляя к каждому отдельному выражению (singulis versiculis) краткие рассуждения, выясним то, что нам передано от Евреев. Покинутые Израильские женщины, видя на ложах мужей женщин чуждых народов, прибегали к помощи одного только Бога, днем и ночью простираясь со слезным плачем пред жертвенником Господним, и с рыданиями и воплями ропща на промышление Его, как бы не взирающее на дела человеческие и не оказывающее помощи в несчастьях [или: несчастным]. Посему Бог говорит, что Он не может принять приношения и жертвы от рук священников, которые допустили это; так как такому принятию препятствием служит горький плач женщин; кроме того на их вопрос: «Почему Он не примет жертвы от рук их», Он непосредственно вслед затем отвечает: Потому что Господь свидетельствовал между тобою и между женою юности твоей, которою ты пренебрег; Он говорит: Посему оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину (Быт. 2:24); посему она и называется соучастницею и женою по договору и по единству, созданною Богом от ребра мужа, И остается дух его, т. е. Бога, – как полагают одни, – или мужа, – как думают другие потому, что вследствие сильного чувства они оба кажутся имеющими некоторым образом одну душу, как соединенные по духу и нераздельные по мысли. Посему так как Один и Тот же создал обоих, т. е. мужа и жену, то и союз их обоих создан Богом, чтобы рождались дети. Ибо чего один Бог хочет, как не семени Божия, т. е. сынов, рожденных от Израильского рода. Итак когда у вас есть плодовитые супруги, и вы наслаждаетесь потомством, почему вы ищете женской красоты, которая пригодна [более] для любовниц, чем, для жен. Поэтому Бог заповедует чрез пророка и говорит: Храните дух ваш, чтобы не увлекаться похотью и не поддаваться любви к чужеземкам. И не относись с презрением к жене юности твоей, чтобы первоначально соединенная с тобою девственным браком непрестанно была с тобою до самой старости. Но могло быть и так, что вожди и священники, и левиты, и народ ответят: „Бог чрез Моисея повелел, чтобы, когда мы сильно ненавидим жен, отпускали их“. Таким образом [это место] должно читать так: «Ты говоришь мне, [вот] написано: Когда ты сильно ненавидишь жену твою, отпусти ее, говорит Господь Бог Израилев» (Втор.24:1 и далее). На это возражение Он непосредственно отвечает: «Правда, это написано в законе, но по жестокосердию вашему». Это с большею полнотою излагается в Евангелии: А кто за исключением случая прелюбодеяния несправедливо отпустит жену [свою] (Мф. 5:32), неправда покроет одежду того, т. е. тело, которое покрывает душу, говорит Господь воинств, так что чем он согрешает, тем он и будет наказан. Посему разрешив этот вопрос, Он снова внушает чрез повторение того же: Храните дух ваш и не будьте пренебрежительны [подразумевая при сем] или к заботе о духе вашем, или, может быть, к жене, хотя бы она была бедна и некрасива. То, что мы истолковали в точном соответствии с книгою Ездры относительно покинутых жен, другие признают сказанным вообще о тех, которые похищают чужое и, собирая неправедное, осмеливаются приносить в жертву Богу такие дары, которых Он не может принять никоим образом, ибо препятствием к тому служат слезы, рыдания и вопли тех, которые подверглись ограблению; эти толкователи соединяют настоящее место с известным изречением Писания: Почти Бога от праведных трудов твоих (Притч. 3:9). Кроме того они видят здесь еще и тот смысл, что некоторые люди вследствие потери своего достояния, или вследствие погибели детей, или вследствие кораблекрушения и других бедствия, приведших человека к потере временных благ (rerum saecularium), обращаются к слезам и всецело предаются рыданиям и воплям, а не презирают всего этого с твердостию духа, ободряемые надеждою на Бога и обещаниями наград в будущем; таковые люди хотя бы и обратили молитву к Богу, не будут услышаны от Него, потому что они обезчестили себя неприличными, несвойственными мужам, рыданиями. А следующие за сим слова: Ибо Господь свидетельствовал между тобою и женою юности твоей, которую ты презрел; и она – соучастница твоя [или: часть твоя] и жена по договору, или: завету; и не другой создал [ее], и [есть она] остаток духа твоего объясняют так, что под женою юности разумеют природный рассудок, и закон, написанный в сердце, вложенный во всех людей, по которому люди, даже и не имеющие закона, по естеству творят законное: об этой супруге будто бы провозглашается и в притчах: От Бога жена дается в супружество мужу (Притч. 19:14), и мы получаем повеление пить воду только из наших сосудов и источников, и никто не должен быть соучастником в нашем питьи, и мы должны увеселяться с женою юности нашей. Эта супруга побуждает даже неверующих говорить: Бог да судит, Бог да увидит (Суд. 11:27), и Ему я позволяю судить обо всем между мною и между тобою; об этой жене говорит и Екклезиаст: Проводи жизнь с женою, которую ты возлюбил во все дни суеты твоей, которые даны тебе под солнцем (Еккл. 9:9). Эта жена постоянно пребывает с духом нашим, потому что всегда соединена с нашим чувством; если она отступает от нас, то мы непосредственно затем оскорбляем Бога, и покрывает нас наше несчастие. Почему снова повторяется: Храните дух ваш, не плоть, живущие в которой не могут быть угодными Богу (Рим. 8:8), не [низшую] душу, ибо душевный человек не принимает того, что свойственно духу (1Кор. 2:14), но дух, ибо дух взывает за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26).
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Но Аще возненавидев, отпустиши,… глаголет Господь Бог Израилев. И покрыет нечестие на помышления твоя, глаголет Господь вседержитель: и сохраните духом вашим, и не оставите
Но Аще возненавидев, отпустиши,… глаголет Господь Бог Израилев. Если, то есть, укажешь в разводной записи достоверную и основательную причину удаления, что ты возненавидел и отпустил.
И покрыет нечестие на помышления твоя, глаголет Господь вседержитель: и сохраните духом вашим, и не оставите. То есть: если нечестивое и скверное покрывало станет облегать твои помышления, и ненависть при этом служит только напрасным предлогом, но красота других женщин будет побеждать тебя и ты начнешь желать связи с иноплеменными женами, то берегись (сохрани), не оставь иначе всенепременно будешь проклят, ибо сказал, что «потребит Господь человека творящаго сия, дóндеже смирится от селений Израилевых и от приносящих жертву Господу вседержителю» (Мал. 2:12). Это – относительно очевидного и простого (т.е. буквального) смысла.
Но и призванным чрез веру к освящению должно оберегаться, чтобы как-либо не увлечься в скверные ереси, как бы к ненавистным Богу и иноплеменным женам. Ведь в отношении духовного плодоношения чистое и беспорочное детоводительство Учителей Церкви может и их соделать отцами благородных чад, духовно рождающими из доброго сердца достославную любовь к Богу.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Напоминает Бог о снисхождении, сделанном в законе, ибо в законе повелевает Бог, чтобы муж, если худо расположен к жене, давал ей книгу отпускную. Господь же, толкуя закон сей фарисеям, говорит: «Моисей по жестокосердию вашему» узаконил так; из начала же не бысть тако: «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их» (Мф.19:4, 8), то есть, сотворил одного и одну, а не одного мужа и двух жен, чтобы, возненавидев одну, сочетаться с другою. Поэтому, таковое создание было законоположением целомудрия. Но поскольку Бог всяческих знал неистовый нрав Иудеев, – знал, что они, захотев избавиться от жены ненавидимой, и не имея возможности сделать сие по закону, отважатся на ее убийство; то дозволяет зло меньшее, чтобы воспрепятствовать злу большему, и говорит: «Если ты ненавидишь ее, отпусти»; потому что сочетается она с другим, и не будет жить в горести. В Священном Евангелии, научая добродетели, ясно взывает Господь: «кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32). Но и здесь дает разуметь то же самое: «Обнажатся сокровенные помышления ваши*, глаголет Господь Вседержитель». Если не по какому либо благовидному и справедливому предлогу расторгнете брак; то судиею вашим будет Господь всяческих. Посему «наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно». Обуздайте худые стремления, и не расторгайте брачных условий.
*по переводу, которым пользовался бл. Феодорит. В синодальном: "обида покроет одежду его", в церк-сл. - "покрыет нечестие помышления твоя"
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
16. Если ты ненавидишь ее, отпусти, – говорит Господь Бог Израилев: – обида покроет одежду его, – говорит Господь Саваоф: – посему наблюдайте за духом вашим, и не поступайте вероломно.
16. Но аще возненавидев оптустиши ю, глаголет Господь Бог Израилев, и покрыете нечестие помышления твоя, глаголет Господь Вседержитель: и сохраните духом вашим и неоставите.
Иудеи, отвергавшие своих законных жен, могли еще сказать, что самый закон не отвергает развода, дозволяет отпускать жену, «если она не найдёт благоволения в глазах мужа; потому что он находит в ней что-нибудь противное» (Втор.24:1). «Аще возненавидиши», т. е. если ты справедливо не любишь жену свою за найденные в ней пороки, то отпусти ее законно, дав разводный акт, дабы разведшаяся могла найти себе средства к жизни. Но это возражение нисколько не оправдывало Иудеев. Развод допущен был «по жестокосердию» Иудеев (Мф.19:4-8), во избежание большего зла, а не потому, что разводы угодны Богу. Притом, Иудеи прогоняли жен без всякой причины, не находя в них ничего постыдного или гнусного (Втор.24:1 – постыдное дело), напр. язвы, нарушения супружеской верности и т. п., не давали в руки разводного письма, обрекали брошенных жен на нищету, горе и несчастие, поступали по жестокосердию из-за удовлетворения одной чувственности. Потому, – справедливо говорит пророк, – что у поступающего таким образом, «нечестие покрыет его помышления», т. е. нечестие, как одежда какая, покрывало ваши мысли, ваши намерения, но эта одежда спадет, нечестие твое будет видимо, или (как с Еврейского), тогда обида, сделанная жене, покроет одежду нечестивого мужа и обличит его на суде Божием. «Если скверная и нечистая кора покрывает твои мысли (поясняет св. Кирилл Александрийский), если ты без причины ненавидишь жену, именно потому, что прельщаешься красотою жен чужеземных и хочешь соединиться с ними, то смотри, не оставляй жены своей, иначе непременно подвергнешься проклятию». «И сохраните духом вашим, и неоставите». Т. е. сказанное мною, – говорит пророк, – храните в уме своем, имейте в виду и впредь законных жен своих не оставляйте, не поступайте против них вероломно, или (по бл. Феодориту), «не оставляйте завета, обуздывайте худыя стремления и не расторгайте брачных условий».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно
Русский перевод этого стиха неясен. У Тихомирова дается такой перевод: «ибо Я ненавижу развод, говорит Иегова, Бог Израилев, и того, кто покрывает обидой одежду свою, говорит Иегова Саваоф. Поэтому, берегите дух ваш и не поступайте вероломно». Мысль этого перевода вполне ясна. Бог не может одобрить развода, потому что разводящийся совершает явный грех (как бы весь одевается обидою).
Замечательна строгость пророка Малахии в решении вопроса о смешанных браках и разводе. Закон Моисеев запрещал браки только с хананеянками (Исх. XXXIV:16; Втор. VII:3 и сл.), а Малахия воспрещает браки с иноплеменницами вообще. В этом он сходится с Ездрою и Неемией (Езд. IX:1; Неем. XIII:23). Новая, послепленная, иудейская община, естественно, должна была строже охранять свою теократическую изолированность, чтобы не растаять в язычестве. Точно также, Малахия усиливает и запрещение Моисеева закона по отношению к разводам. Моисей дозволял развод при известных условиях (Втор. XXIV:1), а Малахия совершенно отрицает право на развод, приближаясь, в этом случае, к заповеди Христа (Мф. XIX:8 и сл.).
См. также Толкование на Мал. 2:10
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Рядом с нечистыми, оскверняющими святость Иуды браками на иностранках-язычницах, идет другой грех, также оскверняющий святость Иуды, святыню Божью, а именно, своевольные, безпричинные разводы с единоплеменницами. Прежде чем назвать этот грех, пророк высказывает наперед нравственную, оскверняющую Израиля как народ святой низость его: «и вот еще что вы делаете», – говорит он, и этим вы оскверняете святыню Иеговы, «заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем». Выгоняя от себя жен единоплеменниц, вы заставляете их через это самое проливать перед жертвенником Иеговы слезы, издавать вопли о своем несчастье и потому делаетесь великими преступниками в очах Бога, «Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших», т. е. не принимает уже более жертв из ваших рук со Своим благоволением. «Вы скажете: «за что?» Бог не принимает жертв наших с благоволением? «За то», – отвечает пророк на свой же вопрос, предложенный им от лица как бы народа, не хотящего сознать свой грех, удаляющий его от благоволения Божия, «что» во время заключения тобою брака перед лицом Иеговы (Притч.2:17), «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» – той женою, к которой ты при вступлении в брак питал юношескую горячую любовь и «против которой ты (теперь) поступил вероломно», низко, безнравственно поступил, прогоняя ее от себя, «между тем как она подруга твоя и законная жена твоя», делившая с тобою в жизни радость и горе, жена завета твоего – жена, с которой ты в браке заключил союз на всю жизнь. Но в защиту своих разводов брачных народ мог сослаться на пример Авраама (Быт.21), который удалил из своего дома Агарь, после того как у нее родился от Авраама сын Измаил, следовательно, после того как она некоторым образом сделалась его женою. Пророк предупредительно отстраняет и этот пример как исключение, не имеющее приложения в настоящем деле. «Что же сделал этот один?» – спрашивает он, т. е. что сделал Авраам? Правда, он удалил из своего дома Агарь, с которой родил себе сына Измаила, но он поступил с Агарью так потому, что «желал получить от Бога потомство». Авраам домогался получить обетованное ему от Бога семя, и он отпустил Агарь, потому что Господь обещал ему дать благословенное семя не через служанку Агарь в ее сыне Измаиле, а через Сарру в сыне ее Исааке, значит Авраам, отпуская Агарь, в этом случае действовал, повинуясь воле Божией (Быт.21:12). Устранив этот единственный случай, могущий, по-видимому, оправдывать народ, пророк обращается затем к народу с предостережением такого рода, что если народ не оставит этих брачных разводов, то подвергнется гневу и наказанию Божию. «Итак берегите дух ваш», – говорит он, для вашего духа [вы] должны обращать строгое внимание на себя, на свои действия и заботиться о том, чтобы через нравственное развращение, какое проявляется в брачных разводах, не потерять дарованных от Бога духовных, нравственных сил жизни, с потерею которых гибнет и сама жизнь. В этом отношении «никто не поступай вероломно против жены юности своей», – говорит Бог, ненавижу развод, говорит Иегова воинств, и если он был допущен прежде, то допущен был ради жестокосердия вашего, тогда как Иегова от начала установил единство и неразрывность брака (см. Втор.24:1-5, Мф.19:3-9. Но кроме того, что развод с женою возбуждает гнев Божий, ненависть Божью, сыны Израилевы не должны дозволять себе этого развода еще и потому, что «обида покроет одежду его», т.е. тот, кто жену от себя прогоняет, покроет свою душу нечистотой (ср. Зах.3:4, Ис.64:6, Откр.3:4, Откр.7:14). Нечистота так сильно пристанет к этому человеку, что он никогда не освободится от нее, постоянно будет носить ее с собою и через то самое постоянно будет возбуждать к себе гнев и наказание Божье. «Посему наблюдайте за духом вашим», еще раз в заключение всего отделения повторяет увещательно пророк, «и не поступайте вероломно» относительно ваших жен единоплеменниц.