Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит», или: «где Бог правосудия?»
Святые отцы
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Вы утруждали Господа речами вашими и говорили: «Чем мы утруждали Его»? Тем, что говорите: «Всякий делающий зло благ в очах Господа, и таковые угодны Ему» ? Или же вот так: Где есть Бог правосудный
Это место более полно излагает семьдесят второй Псалом, который начинается так: Как благ Бог Израиля тем, которые праведны сердцем; мои же ноги едва движутся, и мои стопы почти поскользнулись; ибо я возревновал о неправедных, видя мирную жизнь грешников, ибо не оказывается внимания смерти их, и крепки удары от них. В трудах людских они не участвуют, и не подвергаются бичеванию вместе с людьми (Пс. LХХII:5) и затем: И сказал я: «Итак ужели я напрасно оправдал сердце свое, и в невинности умывал руки свои» (там же, ст. 13). Таким образом народ, возвратившись из Вавилона и видя, что все окрестные народы, даже служа идолам Вавилонским, изобилуют богатством, имеют цветущее телесное здоровье и обладают всем, что в настоящей жизни считается благом, а себя, напротив, имеющего божественное познание, видя находящимся в крайней неопрятности, нищете и рабстве, соблазняется этим и говорит: «В делах человеческих нет провидения Божия: все носится непостоянным случаем; и как оно управляется Божественным правосудием? Почему же Ему более угодно зло [или: угодны злые], и не угодно добро [или: не угодны добрые]? или: если Бог несомненно обо всем рассуждает, то где Его праведный и нелицеприятный суд»? Неверующий в будущее ум ежедневно обращает к Богу вопросы подобного рода: и когда он видит, что несправедливые находятся в силе, а святые – в унижении, и когда он видит, что у первых чрезвычайное изобилие всего (omnibus rebus affluere), а вторым недостает даже и того, что необходимо для жизни, и что иногда они страдают от глухоты ушей, от слепоты глаз и от ран на всех частях тела и болезней, подобно Лазарю, о котором мы читаем в Евангелии (Лк. XVI), и который пред воротами разодетого в пурпур богача желал поддержат свою бедственную жизнь крохами, падающими от оставшегося на столах. А богатый был так по-зверски жесток, что, будучи человеком, не имел сострадания к человеку, к которому обнаруживал жалость даже язык псов; люди же, не знающие о времени наступления суда и о том, что истинное благо есть то, которое вечно пребывает, говорят: «Злые угодны Ему» и: «Где есть Бог правосудия»?
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Прогневляющии Бога словесы вашими, и ресте: о чесом прогневахом его? Зане ресте: всяк творяй зло, добро пред Господем, и в них сам благоволи: и где есть Бог правды
Прежде я говорил, что не одним образом, но весьма многими Бог всяческих огорчался на потомков Левия. И, порицая нерадение священнослужителей, говорил: «и внесосте хищения и хромая и недужная» (Мал. 1:13), – и к этому присоединил: и лицеприятствовали лиц обинустеся в законе (Мал. 2:9). Оказывая, как надо думать, почтение и неподобающее уважение некоторым из приближавшихся к ним (по состоянию), они неправедно осуждали слабейших и угнетали некоторых своим корыстолюбием, судя не по правде и по закону, но давая решение неправильное и пристрастное, – или может быть и похищая даже отнюдь им не принадлежавшие владения, – а также с удовольствием принимая подарки, злоупотребляя саном священства и превозносясь над подчиненными. Смотря на ведущих такой образ жизни, столь бесславный и беззаконнейший, некоторые из потерпевших несправедливости как бы приходили в изумление. И это потому, что не было на них никакого наказания от Бога и проявления Его гнева, как это иногда бывает с обвыкшими презирать Его, – напротив, они пребывали в благополучии и наслаждениях. Не вынося этого и быть может уже не стараясь иметь в уме своем мысль о несравненном милосердии Божием, они едва только не кричали от малодушия, говоря: «всяк творяй зло, добро пред Ним, и в них Сам благоволи», то есть, пожалуй даже добр (оказывается) в очах Бога худых дел свершитель, и Он услаждается избравшими столь постыдную жизнь. Ведь если это, говорит, не истинно, то «где есть Бог правды»? Подобало конечно, подобало Властелину правды не долготерпеть столько к корыстолюбивым священнослужителям и осквернявшим жертвенник, и всего более старавшимся совершать неправедные, нечестивые и беззаконные дела. Это могло быть виною вникшего в них малодушия. И должно знать, что по смыслу толкуемого изречения, употребляющие столь безрассудные слова прогневляют Бога, ибо едва не решаются даже порицать долготерпеливого Бога, благостно ожидающего обращения заблудившихся и перехода к лучшему впадающих в грех. Так и божественный Павел медливших и все еще избегавших покаяния порицал, говоря: «или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения и правосудия Божия« (Рим. 2:4–5). Итак, весьма, конечно, сильно оскорбляют Бога те, коими овладевают столь холодные (жестокие) чувства и кои извергают о Нем столь необузданные речи. А те, кои дают повод к такому недугу, окажутся повинными греху.
Итак, избранным священнослужителям или призванным к священству подобает проводить жизнь святую и ходить правильным путем в Церкви. В таком случае они будут служить образцом благоустроения и всякой добродетели для подчиненных мирян, кои, созерцая достославную и изрядную красоту образа жизни священников, будут прославлять и Бога всяческих. О сем, думаю, прямо сказано устами Спасителя: «да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5:16). Как соблазняются миряне, когда священники решаются жить беззаконно, так и величайшую и обильнейшую приобретут пользу, если могут видеть их (священников) совершающими доброе и желающими жить так, как угодно Богу.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Пророк начинает обличение в хуле, на которую они отважились. Ибо иные, видя живущих порочно и наслаждающихся благополучием, по крайнему неразумию, осмеливались говорить, что Богу обычно было благоволить к порочным; иначе не дал бы им в удел такого счастия. Хула эта, говорит Бог, особенно подвигла Меня наказать вас. А вы этого великого нечестия не почитаете и малым прегрешением. Ибо сию бесчувственность их обличая, Пророк сказал: «и говорите: "чем прогневляем мы Его?"».
Вам же должно было знать, что Бог всяческих есть источник правды. А как источник правды, гнушается он любящими порок. Но закон домостроительства Его неизречен. Впрочем объявляю вам, что наступит время праведного воздаяния. И желая привести сие в ясность, предвозвещает Бог сперва первое пришествие Владыки Христа, и указует великого Иоанна Крестителя, Предтечу сего пришествия (Мал. 3:1).
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
17. Вы прогневляете Господа словами вашими, и говорите: чем прогневляем мы Его? Тем, что говорите: всякий, делающий зло, хорош перед очами Господа, и к таким Он благоволит, или: где Бог правосудия?
17. Прогневляющии Бога словесы вашими, и ресте: о чесом прогневахом Его? Зане ресте: всяк творяй зло добр пред Господем, и в них сам благоволи: и где есть Бог правды?
Пророк переходит к обличению того нечестия Иудеев, по которому они отвергали самый промысл Божий. Видя неравное раздаяние между людьми благ земных, видя, что нечестивые благоденствуют и страдают благочестивые, Иудеи осмелились думать и говорить, что нет промышления Божия о людях и что Бог благоволит к порочным, что тот хорош в очах Его, кто делает зло, а потому нет правосудия Божия на земле, нет правосудного Господа. Такая хула, – говорит пророк, – особенно прогневала Господа Бога, и подвигла наказать вас (Сн. Мал.3:14).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит», или: где Бог правосудия
Здесь содержится вступление к следующей далее, третьей, речи. Видя благополучие людей, не стеснявшихся требования и нравственности — может быть, каких-нибудь еврейских богачей — евреи стали говорить, что Бог благоволит к нечестивцам, что правосудие Божественное — чистая фикция. Этим они прогневали Бога — точнее: надоедали Богу, вызывая Его проявить Свое правосудие.
См. также Толкование на Мал. 2:10
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Третье отделение речи пророка начинается указанием на распространение в его время в большей части народа Божия духа неудовольствия и ропота на то, что Бог медлит откровением Своей славы для обетованного Им облаженствования народа Своего. В своем ропоте и неудовольствии народ дошел до того, что стал сомневаться в святости и правде Божьей и настоятельно требовать от Бога суда скорого над язычниками. «Вы прогневляете (ср. Ис.43:23-24), – говорил этому неверующему и ропщущему народу пророк, – Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит», или: «где Бог правосудия?» Язычники живут невозмутимо-счастливо, Бог видимо благоволит к ним, награждает их как людей, угодных Ему. Если же это не так, если не правда то, что Бог благоволит к язычникам; то почему Он доселе их не наказывает, почему Он доселе не является в мир как праведный судья этого мира?