Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

От лица имене Моего устрашался он. Сие сказано о Левии, родоначальнике колена левитов. В чем вы, левиты, подобны отцу вашему Левии, который боялся Меня и устрашался от лица имени Моего?

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5-6 Договор Мой с ним был договором жизни и мира, и дал Я ему страх, и он боялся Меня, и трепетал пред лицем имени Моего. Закон истины был на устах его, и неправды не находилось на языке его, в мире и правде ходил он со Мною и многих отвратил он от неправды. Ибо уста священника должны хранить познание, и закона ищут от уст его, ибо он есть вестник Господа воинств

От лица Божия здесь описывается служение священника совершенного, каковым он должен быть и каковым хотел иметь его Тот, Который поставил его. Действительно, выше Он сказал: Чтобы был [сохраняем] договор Мой с Левием, говорит Господь воинств. А чрез патриарха Левия перешел к потомкам, Аарону, Елеазару, Финеесу и прочим, происшедшим из этого колена; ныне же в конце говорит: Вы сделали не действительным договор с Левием. говорит Господь воинств. Из этого ясно видно, что обращенное к Левию относится к священникам и особенно к первосвященникам. В книге чисел мы читаем о Финеесе, который поразил копьем Замри [начальника из колена Симеонова] с блудницею Мадианитянкою: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона первосвященника, отвратил гнев Мой от сынов Израилевых, ибо он возревновал ревностию по Мне вместо них (contra eos); посему Я не утратил сынов Израиля в ревности Моей, говоря так: Вот Я дам [Вульг: даю] ему завет мира, а будет ему и семени его после него в завет священства вечного за то, что он обнаружил ревность к Богу своему и был заступником сынов Израилевых (Чис. XXV, 8 – 13). А под заветом или договором жизни мы должны разуметь завет не о той жизни, которая у нас одинакова с животными я всеми скотами, но обетование о Той Жизни, Которая говорит: Я есмь жизнь new:in:16:06(Ин. XVI, 6). Ибо жизнь наша со Христом сокрыта в Боге (Кол. III, 3), о Котором мы можем сказать, что Он же есть и мир наш, как это подтверждается словами Апостола. Ибо Он есть мир наш (Еф. II, 14). Итак, Господь дал Левию, а чрез него и потомкам его, чтобы они боялись Бога, ибо начало премудрости страх Господень (Пс. СХ, 10); они будут трепетать пред лицем Его, или в смирении отступать, показывая страх душевный трепетом телесным согласно тому, что написано: На ком Я успокоюсь, только на кротком и смиренном и трепещущем слов Моих (Ис. LXVI, 2). Закон истины будет на устах его, т. е. учительство народа, которое не должно быть в священнике возмущено ничем лживым, но должно проистекать из истинного источника всецело. И неправда не найдена на языке его, так что он подражает Господу своему, о Котором говорится: Который греха не сотворил и лесть не нашлась на устах Его (1Пет. II, 22). В правде и мире ходил он со мною, так что и сам в себе имеет мир и других примиряет, а на суде не принимает [в расчет] никакого лица; он так ходит с Богом, как ходил Енох, который вознесен к Господу и потом не был найден (Быт. V, 24). И многих отвратим от неправды. Священник, не исправляющий тех, которые падают, погубляет дело священства. Уста священника будут хранить познание, не сказал: будут подавать, но: будут хранить, т. е. будут говорить в должное время и дадут пищу вверенным их попечению. И закона будут искать от уст его. То же самое пишется у пророка Аггея: Спросите священников о законе Господнем (Аг. II, 12). К обязанности священника относится давать ответ на вопрошаемое о законе. Тот, который будет покрывать любящего неведение в остальном и небрегущего [о познании] в священном Писании, напрасно хвалится высоким служением, обязанностей которого он не выполняет. Эго именно предусматривается в словах Апостола к Титу: Да будет в силах убедительно наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 9), и к Тимофею: Ибо ты из детства познал Священное Писание, могущее наставить тебя ко спасению, чтобы обличать грешников пред всеми (2Тим. III, 15). Далее следует: Ибо он есть ангел Господа воинств. Ездра, священник Божий показывает значение своего имени, т. е. Малахия, которое значит Ангел Господа. А ангелом, т. е. вестником, священник Божий называется в самом истинном значении слова, ибо он есть посредник между Богом и людьми, и возвещает народу Божию волю Его. Вот для чего на груди священника полагается слово судное. (Исх. XXIX), а в нем – учение и истина, – именно, чтобы мы знали, что священник должен быть ученым и провозгласителем Божественной истины. – Некоторые неправильно полагают, что все сказанное Левию и чрез Левия к священникам должно разуметь в отношении ко Христу: они не обращают внимания на то, что дальнейшее в пророчестве не соответствует (contraria) лицу Христа.

Толкование на пророка Малахию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Завет мой бе с ним жизни и мира. И дах ему боязнию боятися мене и от лица имене моего устрашатися ему

Завет мой бе с ним жизни и мира. Возводит речь к тем, кои свято и законно священствовали, и истинно досточудным делом объявляет священнослужение, поскольку это относится к закону и к пользе, и твердости божественных откровений, ибо, как пишет премудрейший Павел, «закон свят, и заповедь свята и праведна и блага» (Рим. 7:12). Посему, когда кажется, что речь идет о Левии, то надлежит значение мыслей непременно относить, конечно, не к тому, который родился от Иакова и был в числе двенадцати сыновей его, ибо совсем не священствуют, – но мы должны разуметь должность священства и самое именно священнослужение, как бы и изображаемое в лице Левия. Итак, «бе, – говорит, – к нему завет мой жизни и мира». К священнейшему Моисею изречен писаный закон, данный «чрез служение ангелов» (Гал. 3:19; Деян. 7:38), и положен он чрез посредника Моисея потомкам Израиля, имеющий обетование жизни и мира желающим жить право и волю Законодателя делать правилом жизни.

Впрочем, пророческое слово в настоящем случае, кажется, прикровенно указывает нам и нечто из необходимейшего в отношении духовного созерцания. Ведь закон был дан древним, потомкам Левия, представляя детоводительство (Гал. 3:24–25) о Христе и некий образ, и ясное предызображение истины. Истинен же Христос, Который есть жизнь и мир (Еф. 2:14; Ин. 11:25, 14:6), и Его описывают нам сени Моисеевы. Посему и сказал, обращаясь к иудеям: «аще… бысте веровали Моисеови, веровали бысте… Мне, о Мне бо той писа» (Ин. 5:46). Его представлял агнец, закалавшийся в месяце первом, в четырнадцатый день, и долженствовавший спасать помазывавших его кровью косяки (дверные) домов (Исх. 12:5), – Его – (предызображала) телица рыжая и беспорочная (Чис. 14:2), коей пепел с водою освящал «оскверненыя… к плотстей чистоте», – как написано (Евр. 9:13), Его (предызображали) бесквасной хлеб (Исх. 12:18), горлицы, птенцы голубей (Лев. 5:7), – и вообще весь закон был полон (таинственного) созерцания о Христе (Евр. 10:1). Итак, справедливо называет заветом жизни и мира, ибо, оживотворенные в Нем, чрез Него же опять мы получили доступ к Богу и Отцу, и мир имеем с Ним чрез послушание и веру (Рим. 5:1–2; Еф. 2:18).

И дах ему боязнию боятися мене и от лица имене моего устрашатися ему. Благополезно перечисляет славные преимущества священства, снисканные чрез тайноводство закона; ибо он влагал преимущественно священнослужителям страх Божий, убеждая «устрашатися от лица имене» Его, то есть, вызывая осмотрительность и опасливость в отношении Владычного имени и побуждая к тому, чтобы благоговение к Нему было делом не посторонним, но старательным. Что может быть почтеннее сего? Ведь написано, что «бояйся Господа, сей здравствует» (Притч. 13:13, ср. Притч. 3:7; Еккл. 7:19; Сир. 1:13), – и опять: «страх Господень слава и похвала» (Сир. 1:11). Таким образом, свято и истинно священствовавшим засвидетельствовал твердое благополучие. Не просто убоялись, говорит, они, но боязнию убоялись, то есть всей душей и сердцем восприяли божественный страх, так как усиление здесь и удвоение речений обозначает для слушателей твердость похваляемых (лиц) в добродетели.

Толкование на пророка Малахию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 4 И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф.

    Когда же исполню это (Мал.2:3), говорит Бог, узнаете, что Я предкам вашим дал заповедь о жертвах. Потом в имени Левии напоминает первого иерея Аарона.

    Ст. 5. Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим.

    
Кто исполняет это, говорит Бог, в награду тому обетовал Я жизнь и мир. Посему-то завет Свой, как доставляющий все сие покорным, и нарек Он заветом мира и жизни.

    Ст. 6. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха. 

    Ибо грех производит вражду на Бога, а правда установливает мир. Посему говорит Бог: Аарон, идя путем правым, храня истину и ужасаясь неправды, пользовался Моими милостями, и наслаждаясь миром Моим, для многих заблуждающихся соделался руководителем к Истине

    Ст. 7. Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа.

    Ибо справедливость требует иерею преимущественно быть делателем Божиих законов; потому что поставлен он быть учителем других, и ему поручено истолковывать словеса Божии, он "вестник Господа Саваофа", возвещающий другим Божию волю.

Толкование на пророка Малахию

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

5. Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим.

5. Завет Мой бе с ним жизни и мира, и дах ему боязнию боятися Мене и от лица имене Моего устрашатися ему.

Этот завет о священстве и о жертвах, который Я заключил с Левием, – говорит Господь, – был заветом мира и жизни, т. е. за исполнение условий сего завета Я в награду обещал даровать исполнителям и дарую жизнь и мир, жизнь счастливую и мирную. Какие же это условия сего завета? Следующие: "Я дах ему боязнию боятися Мене и от лица имене Моего устрашитися". Вот кому обещал Я и дарую жизнь и мир; Я дарую их только тем, которые питают страх ко Мне, боязнию боятся имени Моего, т. е. всею душою и сердцем приняли страх Божий (св. Кирилл Александрийский), и по действию сего страха исполняют заповеди закона Моего.

– Так Я заповедал, – говорит Господь, – жреческому колену Левиину, всем священникам, ведущим род свой от сего колена. Теперь посмотрите на себя вы, потомки Левия, таковы ли вы? Питаете ли вы страх ко Мне, боитесь ли вы Моего имени? Вы не имеете ни страха, ни благоговения.

Эта последняя мысль здесь сама собою подразумевается (Мал.2:8).

Толкование на книгу святого пророка Малахии

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим

Прежде Иегова поступал с коленом Левиным и, в частности, с священниками иначе. Он посылал Левию жизнь и мир или, иначе, мирную, счастливую жизнь, а Левий, с своей стороны, платил Иегове за это беспредельным благоговением (страх).

См. также Толкование на Мал. 2:1

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 5-7 Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха. Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. 

«Завет Мой с ним, – говорит Бог, – был завет жизни и мира». Мой прежний завет, заключенный с Левием, состоял в том, что давал Левию право на жизнь и право на обладание всеми благами, нужными для благоденствия, давал право на спасение и в то же время служил ручательством за сохранение сих прав. «И Я, – говорит Бог, – дал его ему для страха», давал священству жизнь и спасение как рычаг, долженствующий двигать это сословие к благоговению предо Мною. И древний Левий вполне отвечал этой Божественной цели. Как в своей личной жизни, так и в исполнении своих общественно-религиозных обязанностей «он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Закон истины» – закон, предмет и содержание которого есть только истина, «был в устах его», истина, содержащаяся в законе, служила нормою не только всего образа его поведения и обращения, но главным образом и в особенности нормою его учения, какое он предлагал народу, в нем не было тех превратных отношений, какие определяются не законом Божьим, но эгоистическими, греховными интересами: «и неправды» – направления, совершенно противного истине, «не обреталось на языке его». Поступая так, «в мире и правде он ходил со Мною», он находился в самом теснейшем общении со Мною, получая от Меня за свою верность завету спасение. Исполняя верно и строго обязанности своего призвания, «многих отвратил от греха», многих от пути греха, от пути, ведущего к погибели, возвратил на правый путь, обратил к богобоязненности. Но через таковое действование Левий не совершал чего-либо чрезвычайного, он в этом случае исполнял только то, чего обязательно требовало от него его положение и призвание священства, «ибо» по этому призванию «уста священника должны хранить ведение», ведение Бога и Его открытой в законе воли, хранить затем, чтобы научать народ этому ведению. «Закона», знания воли Божьей «ищут от уст его, потому что он» в силу своей должности, есть, так сказать, постоянный, должностной вестник Иеговы, «вестник Господа Саваофа»

Пророк Малахия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible