Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Закон истины бе во устех его, и неправда не обретеся во устнах его. Он брал свою часть, а к Моей не прикасался. И в мире исправляяй иде со Мною; посему вопрошали его, как Ангела, чтобы из его уст научиться закону.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 5-6 Договор Мой с ним был договором жизни и мира, и дал Я ему страх, и он боялся Меня, и трепетал пред лицем имени Моего. Закон истины был на устах его, и неправды не находилось на языке его, в мире и правде ходил он со Мною и многих отвратил он от неправды. Ибо уста священника должны хранить познание, и закона ищут от уст его, ибо он есть вестник Господа воинств
От лица Божия здесь описывается служение священника совершенного, каковым он должен быть и каковым хотел иметь его Тот, Который поставил его. Действительно, выше Он сказал: Чтобы был [сохраняем] договор Мой с Левием, говорит Господь воинств. А чрез патриарха Левия перешел к потомкам, Аарону, Елеазару, Финеесу и прочим, происшедшим из этого колена; ныне же в конце говорит: Вы сделали не действительным договор с Левием. говорит Господь воинств. Из этого ясно видно, что обращенное к Левию относится к священникам и особенно к первосвященникам. В книге чисел мы читаем о Финеесе, который поразил копьем Замри [начальника из колена Симеонова] с блудницею Мадианитянкою: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона первосвященника, отвратил гнев Мой от сынов Израилевых, ибо он возревновал ревностию по Мне вместо них (contra eos); посему Я не утратил сынов Израиля в ревности Моей, говоря так: Вот Я дам [Вульг: даю] ему завет мира, а будет ему и семени его после него в завет священства вечного за то, что он обнаружил ревность к Богу своему и был заступником сынов Израилевых (Чис. XXV, 8 – 13). А под заветом или договором жизни мы должны разуметь завет не о той жизни, которая у нас одинакова с животными я всеми скотами, но обетование о Той Жизни, Которая говорит: Я есмь жизнь new:in:16:06(Ин. XVI, 6). Ибо жизнь наша со Христом сокрыта в Боге (Кол. III, 3), о Котором мы можем сказать, что Он же есть и мир наш, как это подтверждается словами Апостола. Ибо Он есть мир наш (Еф. II, 14). Итак, Господь дал Левию, а чрез него и потомкам его, чтобы они боялись Бога, ибо начало премудрости страх Господень (Пс. СХ, 10); они будут трепетать пред лицем Его, или в смирении отступать, показывая страх душевный трепетом телесным согласно тому, что написано: На ком Я успокоюсь, только на кротком и смиренном и трепещущем слов Моих (Ис. LXVI, 2). Закон истины будет на устах его, т. е. учительство народа, которое не должно быть в священнике возмущено ничем лживым, но должно проистекать из истинного источника всецело. И неправда не найдена на языке его, так что он подражает Господу своему, о Котором говорится: Который греха не сотворил и лесть не нашлась на устах Его (1Пет. II, 22). В правде и мире ходил он со мною, так что и сам в себе имеет мир и других примиряет, а на суде не принимает [в расчет] никакого лица; он так ходит с Богом, как ходил Енох, который вознесен к Господу и потом не был найден (Быт. V, 24). И многих отвратим от неправды. Священник, не исправляющий тех, которые падают, погубляет дело священства. Уста священника будут хранить познание, не сказал: будут подавать, но: будут хранить, т. е. будут говорить в должное время и дадут пищу вверенным их попечению. И закона будут искать от уст его. То же самое пишется у пророка Аггея: Спросите священников о законе Господнем (Аг. II, 12). К обязанности священника относится давать ответ на вопрошаемое о законе. Тот, который будет покрывать любящего неведение в остальном и небрегущего [о познании] в священном Писании, напрасно хвалится высоким служением, обязанностей которого он не выполняет. Эго именно предусматривается в словах Апостола к Титу: Да будет в силах убедительно наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 9), и к Тимофею: Ибо ты из детства познал Священное Писание, могущее наставить тебя ко спасению, чтобы обличать грешников пред всеми (2Тим. III, 15). Далее следует: Ибо он есть ангел Господа воинств. Ездра, священник Божий показывает значение своего имени, т. е. Малахия, которое значит Ангел Господа. А ангелом, т. е. вестником, священник Божий называется в самом истинном значении слова, ибо он есть посредник между Богом и людьми, и возвещает народу Божию волю Его. Вот для чего на груди священника полагается слово судное. (Исх. XXIX), а в нем – учение и истина, – именно, чтобы мы знали, что священник должен быть ученым и провозгласителем Божественной истины. – Некоторые неправильно полагают, что все сказанное Левию и чрез Левия к священникам должно разуметь в отношении ко Христу: они не обращают внимания на то, что дальнейшее в пророчестве не соответствует (contraria) лицу Христа.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Закон бе истины во устех его, и неправда не обретеся во устнах его. В мире исправляяй иде со мною и многи отврати от неправды
Закон бе истины во устех его, и неправда не обретеся во устнах его. Повелевал ведь закон избегать лжи, говорить прямо и правдиво и стараться в каждом деле творить суд правильный и непревратный (ср. Исх. 23:6–7; Лев. 24:22). А истиной, кажется, опять называет Господа нашего Иисуса Христа, Коего закон, говорит, носили на своих устах ведшие священноприличное житие. Ведь если и был, как я сказал, в сенях закон, но было в нем изображение истины и предуказание в письменах на евангельские откровения, ибо в прообразах мы должны находить значение служения в духе. А что Христов был откровенный древним чрез Моисея закон, в сем убедит Спаситель, говоря: «не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити. Аминь бо глаголю вам: дондеже пребудет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, донжеже вся будут» (Мф. 5:17–18).
В мире исправляяй иде со мною и многи отврати от неправды. Мир имеет к Богу (Рим. 5:1) – что под этим можем разуметь мы и другие знатоки божественных словес, кроме того, чтобы думать и поступать так, как Он желает, и никоим образом не прогневлять Его, а напротив – стремиться иметь доброславное поведение и совершать достодолжную и законосообразную жизнь? Так и божественный Павел провозгласил нам: «оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу» (Рим. 5:1). Так чтим мы, ведая, Сущего по естеству и истинного Владыку. А воздавая почтение и твари, при владычестве над нашим умом нечистого и мерзостного греха, мы противимся Владыке и как бы становимся на сражение против Него, поднимая жестокую выю и уже стараясь неповиноваться и упорствовать. И в этом удостоверит ученик Спасителя, говоря: «не весте ли, яко любы мира вражда Богу есть? и иже восхощет друг быти миру, враг Божий» становится (Иак. 4:4). Но обратившись чрез веру к Богу всяческих с уничтожением греха, при отсутствии всякого препятствия и когда никто не отлучит нас от близости к Нему, – мы как бы соединяемся с Ним посредством всякой благопристойности, пойдем прямым путем и будем ступать по истинно прекрасной стезе, направляя на нее себя самих и других. Но стараться быть в таком состоянии всего более приличествует святым священнослужителям, о коих можно со всей справедливостью сказать: «в мире исправляяй иде со мною и многи отврати от неправды». Ведь подчиненные всегда почти идут во след благоповедения своих начальников, и кои (из начальников) ходят прямым путем, те спасают многих и легко убеждают их, оставив жизнь необузданную и проклятую, и нравы неправедные, предпочесть и любить превосходнейшее и достославнейшее, – что может заслуживать похвалу у Бога и людей.
Толкование на пророка Малахию.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Когда же исполню это (Мал.2:3), говорит Бог, узнаете, что Я предкам вашим дал заповедь о жертвах. Потом в имени Левии напоминает первого иерея Аарона.
Ст. 5. Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим.
Кто исполняет это, говорит Бог, в награду тому обетовал Я жизнь и мир. Посему-то завет Свой, как доставляющий все сие покорным, и нарек Он заветом мира и жизни.
Ст. 6. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха.
Ибо грех производит вражду на Бога, а правда установливает мир. Посему говорит Бог: Аарон, идя путем правым, храня истину и ужасаясь неправды, пользовался Моими милостями, и наслаждаясь миром Моим, для многих заблуждающихся соделался руководителем к Истине
Ст. 7. Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа.
Ибо справедливость требует иерею преимущественно быть делателем Божиих законов; потому что поставлен он быть учителем других, и ему поручено истолковывать словеса Божии, он "вестник Господа Саваофа", возвещающий другим Божию волю.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
6. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною, и многих отвратил от греха.
6. Закон истины бе во устех его, и неправда не обретеся во устнах его: в мире исправляяй иде со Мною и многи обрати от неправды.
Господь подтверждает Свои слова примером Левия или Аарона.
– Вот, – говорит Господь, – например, Аарон, если он пользовался Моими милостями, наслаждался мирною и счастливою жизнью, то это потому, что соблюдал условия Моего завета с ним; что Я требовал от него по силе завета, то он соблюдал свято, Я требовал от него истины, и «закон истины бе во устех его», он и учил народ истинно, согласно с Моими заповедями, и поступал истинно, как Я желал и заповедал, так что неправда, ложь и обман, искажение закона и заблуждения чужды были его учению, он шёл со Мною одним путем, не уклонясь в сторону, на распутии шёл путем мира и правды, а потому, будучи учителем и руководителем народа, многих отклонил от греха и неправды, и привел на путь добродетели и истины.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха
Прежде в устах Левия постоянно был закон истины. Это значит, что священники в своих требованиях, обращенных к приносителям жертв, руководились только предписаниями Моисеева закона, не отступая от них ни на йоту. Той неправды, тех неосновательных извинений, какие измыслили теперь священники в оправдание приносителям негодных жертв, в те далекие времена еще не высказывали служители алтаря. Левий ходил, т. е. жил спокойно (в мире), потому жил по правде, как требовал закон Иеговы. Он отвращал от греха многих — не так поступал, как нынешние священники, которые своею излишнею снисходительностью наводят многих на мысль обмануть Бога через принесение негодного животного вместо беспорочного (ср. I:14).
См. также Толкование на Мал. 2:1
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
«Завет Мой с ним, – говорит Бог, – был завет жизни и мира». Мой прежний завет, заключенный с Левием, состоял в том, что давал Левию право на жизнь и право на обладание всеми благами, нужными для благоденствия, давал право на спасение и в то же время служил ручательством за сохранение сих прав. «И Я, – говорит Бог, – дал его ему для страха», давал священству жизнь и спасение как рычаг, долженствующий двигать это сословие к благоговению предо Мною. И древний Левий вполне отвечал этой Божественной цели. Как в своей личной жизни, так и в исполнении своих общественно-религиозных обязанностей «он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Закон истины» – закон, предмет и содержание которого есть только истина, «был в устах его», истина, содержащаяся в законе, служила нормою не только всего образа его поведения и обращения, но главным образом и в особенности нормою его учения, какое он предлагал народу, в нем не было тех превратных отношений, какие определяются не законом Божьим, но эгоистическими, греховными интересами: «и неправды» – направления, совершенно противного истине, «не обреталось на языке его». Поступая так, «в мире и правде он ходил со Мною», он находился в самом теснейшем общении со Мною, получая от Меня за свою верность завету спасение. Исполняя верно и строго обязанности своего призвания, «многих отвратил от греха», многих от пути греха, от пути, ведущего к погибели, возвратил на правый путь, обратил к богобоязненности. Но через таковое действование Левий не совершал чего-либо чрезвычайного, он в этом случае исполнял только то, чего обязательно требовало от него его положение и призвание священства, «ибо» по этому призванию «уста священника должны хранить ведение», ведение Бога и Его открытой в законе воли, хранить затем, чтобы научать народ этому ведению. «Закона», знания воли Божьей «ищут от уст его, потому что он» в силу своей должности, есть, так сказать, постоянный, должностной вестник Иеговы, «вестник Господа Саваофа».