Скрыть
И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы».

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13 – 15 Усилились против Меня слова ваши, говорит Господь, а вы сказали: «Что мы говорили против Тебя»? Вы говорили: «Суетен тот, кто служит Господу, и какое преимущество в том, что мы соблюдали Его заповеди, и что ходили печальными пред лицем Господа воинств? Посему мы считаем ныне гордых счастливыми; конечно, делающие неправду достигли благоустройства, и искушали они Бога, но остались целыми»

Раньше он сказал: «Вы утруждали Господа речами своими и спрашивали: «В чем мы утруждали его»? В том, что говорили: «Всякий, делающий зло, благ пред лицем Господа, и таковые [кажется] угодны Ему», или же так: «Где есть Бог правосудия». А теперь повторяет то же более полно, ибо казалось, что народ, возвратившийся из Вавилона, имеет познание о Боге и соблюдает закон, и приносит жертвы за грехи, и отдает десятины, и соблюдает субботу и прочее, что предписано по закону Божию, но видя, что все окрестные народы имеют во всем изобилие, а он терпит голод, бедность и всякие несчастия, соблазняется каждый раз и говорит: «Какую пользу приносит мне то, что я почитаю единого истинного Бога, с презрением отвергаю идолов, как мерзость, и в печали приступаю к Богу, живо сознавая свои грехи»; это место, – как мы сказали выше, – с большею подробностию и полнотою излагает семьдесят второй псалом. Посему пророк, как духовный врач, имеет попечение о всех ранах, и свидетельствует об удалении (подобно струпу) богохульных слов против Творца и говорит от лица Божия: Усилились против Меня слова ваши, или: Отягчились, соответственно тому, – как говорится у пророка Захарии (Захар. V, 78), – что неправда восседает на таланте свинца и то, что говорится против Бога, как бы придавливается тяжкою громадою богохульств. А они, не понимая тяжких и обидных слов и ругательства своего, спрашивают: «Что мы говорили против Тебя»? Господь отвечает им: Вы говорили: «Суетен тот, кто служит Богу, и какое преимущество в том, что мы сохранили заповеди Его». Они требуют за свое служение Богу награды в настоящей жизни, и потому не получают ее. И [говорили] в том, что мы с печальным видом являлись пред лицем Божиим согласно тому, что написано в Псалмах: Весь день буду ходить в печали (Пс. XXXVII, 7). Поэтому мы гордых почитаем счастливыми, и тех, которые надменно восстают против Бога и дерзко ругаются пред Ним нечестивыми словами; сверх того они живут благоустроенно и после преступлений, а также не смотря на свои ругательства наслаждаются всевозможным благополучием. [Хотя] они и искушали Бога или противились Ему, [однако] остались невредимыми. [Таким, образом, иудеи] спокойствие в настоящей жизни считают счастьем, и потому впадают в заблуждение. Это мы можем относить и к еретикам Маркиону и Валентину, и к прочим, не признающим Ветхого Завета и говорящим против Творца мира, в том отношении, что эти люди преуспевают в своем нечестии и имеют многих сообщников своего преступления. Люди соблазненные, которые не престают пребывать в Церкви, но не знают действий суда Божия, – эти люди и относят к оным еретикам [выше изложенные] слова пророка, [т. е. жалобы от лица народа].

Толкование на пророка Малахию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы

См. Толкование на Мал. 3:13

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 13-15. Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?» Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». 

   
Врачует другой недуг, которым страдали они. Водясь превратным разумением, назвали вы владычество Мое безполезным и невыгодным, и сказали, что живущие беззаконно живут в благоденствии и благодушии, и вы, находящиеся под Моим попечением, остаетесь лишенными всякаго успеха в делах, и ублажаете благосостояние других.
   

Толкование на пророка Малахию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-15 Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?» Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы»

Пророк опять обращается к возражению, какое делали евреи против правосудия Божественного (II:17). Подобно современникам пророка Захарии (Зах VII:3), они роптали на то, что служение Богу и хождение в черном одеянии (символ поста, в настоящем случае, очевидно, добровольно на себя принимаемого) не приносят никакой выгоды. Лучше бы уже поступать подобно надменным или не обращающим внимания на требования закона Божия, которые продолжают наслаждаться жизнью несмотря на то, что их дела искушают Бога, т. е. вызывают, по-видимому, Его обнаружить против них гнев Свой. Кто эти надменные — иудеи или язычники? Вероятнее всего, некоторые немногие иудеи, так как язычники вовсе и не обязаны были считаться с постановлениями закона Иеговы.

Ст. 13-18 Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?» Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему

Божественное правосудие несомненно существует

В противоположность дерзким возражениям против правосудия Божественного, пророк говорит о том, как мыслят об отношении Бога к праведным и грешным люди благочестивые. При этом, Бог возвещает, что скоро наступит день видимого воздаяния за грехи и добродетели.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible