И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И обратитеся, и увидите между праведным, и беззаконным, и между служащим Богови, и не служащим Ему. Сие открылось, когда истреблены воинства племени Гогова, и сыны Сионовы избавились от их нападений и ужаса.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 16-18 Тогда сказали боящиеся Бога, каждый ближнему своему. И внимал Господь, и услышал Он, и написана была книга на память пред лицем Его боящимся Господа и помышляющим об имени Его. И будут они для Меня, говорит Господь воинств, в день тот, который Я приготовляю, достоянием, и Я пощажу их, как щадит муж сына своего, служащего ему. И обратитесь, и увидите, какое различие между праведным и нечестивым, и между служащими Богу и не служащим Ему

Тогда сказали боящиеся Бога [Вульг.: Господа], каждый ближнему своему. Соответственно еврейскому тексту должно понимать это место так: Тем людям, которые дерзостно злословили суд Божий, люди, боящиеся Бога, сказали в ответ, что воздаяние по делам или благ или бедствий происходит не в настоящей, кратковременной жизни, а в жизни будущей, вечной, и что человек не может постигнуть судеб Божиих, а также вступать в препирательства о справедливости и правосудии Божием, и прочее тому подобное, что праведный должен говорить праведному. И [пророк] не сказал, что именно они говорили; но из того, что он внушает словами: Тогда сказали боящиеся Бога, каждый, ближнему своему, мы должны понять, что боящиеся Бога сказали то, что проповедуется во всем Священном Писании. А по тексту LXX должно читать несколько отлично (ἐξαίρετον) и без связи, как мы перевели: Сказали это боящиеся Господа каждый к ближнему своему, т. е. к тем, которые делают напрасные упреки своими словами: Какая польза в том, что мы соблюдали заповеди Его и ходили со скорбию на лице пред Господом? Если бы они боялись Господа, то не говорили бы так.

И внимал Господь, и услышал Он, и написана была книга на память пред лицем Его боящимся Господа и помышляющим об имени Его и т. д. Праведным, говорящим это, внимал Господь, и боящимся Бога, каждому отдельно с ближним его, которые не хотели ни говорить, ни слушать богохульных ругательств, и услышал Он их; и написана была книга пред лицем Его боящимся и чтущим имя Его, так что когда наступит день суда, Он воздаст и ругающимся наказание [по делам] и боящимся – награду. А написана та книга, о которой мы читаем в книге пророка Даниила: Поставлены престолы и раскрыты книги (Дан. VII, 9). И боящиеся Господа будут достоянием Господу в тот день, когда наступит время суда. На месте слова: достояние в Еврейском читается sgolla (סגולה), переведенное у Акилы περιούσιον, а у остальных περιποίησιν, т. е. изобилие и: приобретение Итак боящиеся Господа, говорившие каждый с ближним своим и отвечавшие на богохульные слова, будут в день суда достоянием Его, и Он пощадит их, ибо всякий человек находится под грехом, или отличит их, как обыкновенно отличает человек сына своего служащего ему. В нем действует двоякое движение души: и расположение любви к сыну и благодарность за услугу его, как раба. И тогда вы, ныне богохульствующие и говорящие: Какая выгода в том, что мы соблюдали заповеди и со скорбию ходили пред лицем Господа, познаете чрез возвышение и благополучие их свое бедственное состояние и, обратившись к покаянию, увидите, какое различие между праведным и нечестивым, и служащим Господу, и не служащим Ему.

Толкование на пророка Малахию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И обратитеся и увидите между праведным и между беззаконным, и между служащим Богу и не служащим

Вот тогда-то именно, говорит, прекратив это тайное (мысленно, про себя совершаемое) пустословие и остановив неудержимый и необузданный язык свой, вы уже не будете порицать добролюбивого Бога, но, как бы выйдя из опьянения и обратившись из заблуждения, вполне ясно усмотрите тогда и то: какое есть расстояние (различие) между праведным и беззаконным, – служащим Богу и не служащим. Ведь беззаконные и непослушные, и свергающие иго служения под властью Его – пойдут к погибели и на бесконечное наказание: «ту будет плачь и скрежет зубом» (Мф. 8:12), как написано. Добрые же и боголюбивые, блюстители божественных законов и ревнители всяческой добродетели, славные и освященные – они облекутся венцом нетления, – находясь в вышних обителях (Ин. 14:2), будут сожительствовать со святыми ангелами и, соделавшись общниками славы Христовой, станут наслаждаться благами вечного жития, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор. 2:9), по написанному. Впрочем, видя любителей зла благоденствующими в сей жизни, некоторые из святых пришли в раздумье, хотя и не ведали они, что конец жития таковые будут иметь в погибель. Посему и блаженный Иеремия так говорит: «праведен еси, Господи, яко отвещать буду к тебе; обаче суд возглаголю к тебе: что, яко путь нечестивых спеется, угобзишася вси творящии беззакония. Насадил еси их, и укоренишася, –чада сотвориша, и сотвориша плод. Близ еси ты уст их, далече же от утроб их. И Ты, Господи, разумееши мя, искусил еси сердце мое пред Тобою» (Иер. 12:1–3). Потом опять говорит: «очисти их в день заколения их: доколе плакати имать земля»?» (Иер. 12:3–4) Видишь, как впал он в тяжелое раздумье, хотя и знал конец нечестивых. «Всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный», по написанному (Ис. 40:6).

Толкование на пророка Малахию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 16-18. Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.

  
Ст. 16-18 (церк-сл.) Сия рекоша боящиися Господа, кийждо ко искреннему своему: и внят Господь, и услыша, и написа книгу памяти пред Собою боящимся Господа и благоговеющим имя Его. И будут Ми, глаголет Господь Вседержитель, в день, егоже Аз творю в снабдение, и изберу я, имже образом избирает человек сына своего (добре) работающа ему. И обратитеся и увидите между праведным и между беззаконным, и между служащим Богови и не служащим Ему.

    Услышав, говорит Бог, что посвященные Мне ропщут на это между собою, даю боящимся Меня письменное обетование благ. Ибо сие означают слова: «и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». Посему те, говорит Бог, которые благоугождение Мне чтут за великое, и боятся сделать что-либо Мне неугодное, "будут Моими, ... собственностью Моею в тот день". Присными Своими соделаю их в день суда.  Как отец благорасположен к благопризнательному сыну, и предпочитает его; так Я предпочту их неблагодарным и замыслившим противное. Слова же: «изберу ...», Акила перевел: «пощажу, как человек щадит сына своего».

Толкование на пророка Малахию

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

18. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.

18. И обратитеся и увидите между праведным и между беззаконным, и между служащим Богови и не служащим Ему.

Итак «обратитеся». Это говорит пророк к нечестивым, отвергавшим промысл и правосудие Божие. Т. е. обратитесь вы, хулящие Господа, покайтесь, отбросьте свои заблуждения, обратитесь на путь добродетели, и тогда узнаете, какое различие между праведниками и беззаконниками, между служащими Богу и не служащими Ему, между исполняющими и не исполняющими волю Божию, тогда узнаете, что праведники удостаиваются награды и вечного блаженства, а нечестивые отвергаются, наказываются ещё в сей жизни и будут наказаны мучениями в будущей. По мнению св. Ефрема Сирина это различие между добродетельными и нечестивыми Иудеи познали еще тогда, «когда истреблены были воинства племени Гогова, и сыны Сионовы избавились от их нападения и ужаса».

Толкование на книгу святого пророка Малахии

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-18 Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему

В противоположность таким дерзостным рассуждениям пророк приводит теперь разговоры, какие ведут между собою люди благочестивые. Эти последние вполне уверены в том, что Господь внимает и слышит (выражение «это» лишнее). Он восседает, как царь, пред которым записываются, под его диктование, подвиги лиц, ему угодивших, в особую памятную книгу (ср Есф VI:1). Господь сделает таких людей Своею собственностью, Своим дорогим уделом (Иcx XIX:5), в день суда Своего над людьми. Они будут для Него любимыми сынами, исполняющими Его волю.

Тогда-то люди, говорящие дерзкие слова, снова, как их далекие предки, увидят, что есть, в очах Господа, разница между праведником и нечестивым!

См. также Толкование на Мал. 3:13

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 16-18 Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему. 

«Но» вследствие таких в высшей степени оскорбительных для правды Божией речей со стороны людей безбожных в Израиле «боящиеся Бога говорят друг другу». Что они говорили, пророк этого не высказывает, но содержание разговора само собою вытекает из связи речи. В противоположность людям безбожным, они, конечно, утверждались в своих речах на вере в Иегову как Бога святого и Судью праведного, Который в свое время как безбожникам, так и праведникам воздаст по их делам. Эти разговоры людей праведных, которым должен, прикровенно выражает пророк, подражать и весь народ Израилев, не укрылись от Бога, «внимает Господь» этим разговорам «и слышит это». Мало этого. «И пред лицем Его, –  говорит пророк, – пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». Бог приказывает записать разговоры праведных людей в памятную книгу, с тем чтобы эта книга лежала перед Богом, напоминала Ему имена и дела людей праведных и тем самым вызывала Его к скорейшему прославлению этих людей, каковое прославление они действительно и получат. «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю», в день суда при Моем будущем явлении во славе, «собственностью» драгоценною (ср. Исх.19:5), «и», наказывая людей нечестивых, безбожных, «буду миловать их» как людей богобоязненных, «как милует человек сына своего, служащего ему», который во всем повинуется ему. И тут-то вы нечестивые, ропщущие на Бога, не признающие святости Божьей, отвергающие правду Божью, говорящие, что Бог не милует праведников и не наказывает нечестивых, тогда как вы видели уже, что при всех Своих прежних судах, как например в суде над Египтом (Исх.11:7), Господь поступал как праведный Судья, милующий избранных Своих и поражающий язычников, теперь «снова увидите» в воздаяниях Божьей правды на суде «различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему»

Пророк Малахия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible