Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И растают горы под Ним, то есть князи самарийские. А в другом смысле означаются сим диавол и силы его. Ибо, ощутив пришествие Сына Божия, диавол как бы растает, и прекратится его владычество, простиравшееся на все. И юдоли, то есть жители Самарии, распадутся. Или, под именем юдолей Пророк разумеет покрытые мраком умы языческих народов, в которых преимущественно действовал диавол. Сии юдоли раскрылись и обнажились, когда явился Христос, как пророчествовал о сем старец Симеон (Лк. 2:35). Яко воск от лица огня, то есть жители Самарии от лица Ассириян растают, как тает воск от огненного пламени. И яко вода сходящая со устремлением, то есть по отлогому месту. Так жители Самарии с поспешностью пойдут в плен.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны
Как воск не выдерживает близости огня и как воды стремительно несутся в стремнину, так и всякая гордость нечестивых при приближении Господа падет и исчезнет.
Книга толкований на пророка Михея
См. также Толкование на Мих. 1:3
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 3-4 Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли, - и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны
Эта речь очень темна и исполнена загадочности. Впрочем нам необходимо здесь сказать следующее. Хотя действия божественные изображаются нашими человеческими словами, но все же уразуметь их глубоко и вполне соответственно божественной и неизреченной природе может только тот, кто искусен в этом и способен понимать притчу и темную речь, изречения мудрецов и загадки. Так, устами святых пророков говорится о сидении ее божественной природы, о тронах, вставании, также о путях, дорогах и еще о других некоторых предметах ничтожных и человеческих. Но эти образы, как я только что сказал, людьми добрыми и благомыслящими по справедливости должны быть понимаемы обдуманно и глубокомысленно, потому что слова употребляются как бы по сходству и применительно к нашим понятиям. Поэтому когда ты слышишь, что пророк говорит: «понеже, се, Господь исходит от места своего, и снидет и наступит на высоты земныя», и присовокупляет: «и поколеблются горы под ним, и растают юдоли»; тогда-то, возвысившись немного над предметами чувственными, поднимись умосозерцаниями своими до тонких мыслей. Посему под исходом Бога как бы из своего места ты будешь разуметь как бы Его движение от покоя к совершению чего-либо. Он как бы так говорит: подвигнут наконец Тот, Кто прежде являл Себя долготерпеливым, и уже не будет сохранять спокойствия в отношении к оскорбившим Его. Но как бы оставив любезную для Него кротость, наконец подвергнет их справедливому наказанию. «Наступит на высоты земныя», то есть подвергнет, наконец, попранию даже и обладающих высшими преимуществами, чтобы мы разумели здесь царей Самарии и Иерусалима. «И поколеблются горы», то есть лишатся своих достоинств стоящие выше других и много опередившие их в славе; ибо таких людей весьма удобно уподобить горам. «Растают же яко воск юдоли», то есть низкие, отверженные и принадлежащие к толпе. Хотя они очень упорны и не расположены повиноваться божественным установлениям; но, подвергаясь как бы огню божественного гнева, они подобно воску растают. И будут «яко вода сходящая со устремлением», то есть быстрым и неудержимым течением несущаяся по стремнине; ибо, уже прежде сказал, цари ассирийские, жестоко опустошившие самую Самарию и царство Иудейское, некоторых царей увели в плен, предводителей же всех умертвили, а толпу народную они отвели в свою страну так же быстро, как скороход, или как низвергается вода с крутизны. Это-то и есть «вода сходящая со устремлением» и бегущая из Самарии в страну персов и мидян. Исходит же Слово Божие от места Своего; ибо, будучи по естеству Богом, Оно стало человеком. Кажется, что Оно претерпело и некоторого рода движение, разумею такое, какое бывает в этом последнем человек), хотя как Бог, Оно не испытало изменения, а напротив, в своей природе Оно непоколебимо и твердо. Наступило Оно и на высоты земные и поколебало горы, и расплавило юдоли, и сделало то, что они потекли как вода, несущаяся «со устремлением». Под высотами земли можно разуметь возвышающиеся над всеми духовные силы и духов злобы; под горами же колеблемыми — демонов, лишенных власти над нами; ибо они изгнаны вон, и мы призваны наконец к служению по естеству истинному Богу. Юдоли же — это опять многочисленная толпа демонов, низкая и низверженная, наподобие воска расплавленная и подобно воде стекшая в глубины ада; ибо злые духи приступили ко Христу и умоляли Его, чтобы Он не повелевал им уходить в бездну. А так как другие уже прежде были посланы туда, то оставшиеся еще здесь приходили в ужас от этого. Но, если угодно, может под высотами и горами, и долинами разуметь начальников иудейских и подчиненный им народ. Ведь и они за свое неистовство против Христа лишены были собственной власти; ибо во время бедствий войны с римлянами, как бы поверженные в пламень, они растаяли подобно воску: «уничижатся яко вода мимотекущая… и яко воск растаяв отимутся», по словам Псалмопевца (Пс. 57:8—9). И такое толкование не будет лишено надлежащего значения.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 3-4 Понеже се Господь исходит от места Своего: и снидет, и наступит на высóты земныя, и поколеблются горы под Ним, и юдоли растают яко воск от лица огня, и яко вода сходящая со устремлением.
Из божественного писания научаемся, что Бог всяческих не ограничивается местом; потому что безплотен, неописан, «носит всяческая глаголом силы Своея» (Евр.1:3). Но поскольку в Иерусалиме являл Он присутствие Свое; то храм справедливо называется местом Его. Так и чрез великого Моисея узаконивает: «не возможеши жрети пасхи ни в едином от градов твоих, но токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой» (Втор.16:5, 6). От сего-то места, говорит Пророк, исходит Бог, наступает на высóты, колеблет пришествием Своим горы, и юдоли [долины] растопляет как воск, тающий от приближающегося огня. Сие и буквально исполняется, когда угодно бывает Богу; и если понимать иносказательно, содержит также в себе истину; потому что колеблемыми горами Пророк называет тех, которые высоко думают о своем владычестве, и впадают в бедствия; а тающими юдолями – подвластных, которые подобно юдолям, лежащим при подошве гор, живут под властью владычествующих. И Бог, подобно воде, с шумом несущейся по склону горы, наводит наказание на достойных того.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны
Черты образа снисшествия Господа заимствованы пророком от физических явлений, свойственных Палестине, но, вероятно, не от таяния снега на вершинах палестинских гор (Юнгеров), а от грозовой тучи, разражающейся обильным дождем. В слав. т. вместо выражения долины распадутся читается юдоли растают: LXX передали текст подлинника свободно. Вместо слов льющиеся с крутизны в слав. «сходящи со устремлением»; греч. en katabasei можно бы передать, - «по склону горы».