Скрыть
потому что болезненно поражение ее, дошло до Иуды, достигло даже до ворот народа моего, до Иерусалима.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Яко болезненна язва твоя, понеже прииде даже до Иуды, и до врат Иерусалима, когда пришел Сеннахирим, опустошил землю иудейскую, и к самому Иерусалиму привел войска свои.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6–10 И сделаю Самарию как бы груду камней на поле, когда разводится виноградник и низрину в долину камни ее и обнажу основания ее и все истуканы ее будут разбиты и все любодейные награды ее, или награда, будут сожжены огнем, и всех идолов ее предам разрушению, ибо из любодейных даров она устраивала их, на любодейные дары они и будут обращены. Об этом я буду плакать и рыдать, буду ходить как ограбленный и обнаженный, буду выть, как шакалы, и плакать, как страусы. Потому что болезненно поражение ее, дошло до Иуды, коснулось даже врат народа Моего, даже Иерусалима

Порядок наказаний располагается соответственно порядку грехов. Сперва согрешила Самария: и идолов устроила, и тельцов почитала вместо Бога; поэтому Она и погибает первою. Разрушу ее по приходе ассириян и сделаю как бы грудою камней, когда возделывается виноград, так что, или и обратится она в холмы: «И сброшу в долину камни ее». Это потому, что она была расположена на холмах, где ныне находится Севаста, в которой погребены и останки Святого Иоанна Крестителя. «И основания ее обнажу», потому что разрушение и уничтожение города будет такое, что не только стены и здания будут разрушены, но и основания открыты до самых последних камней. И все ее истуканы и все ее богатства, собранные в ней различными царями, будут разрушены и сожжены и обращены в ничтожество. Если же многие богатства и многое количество утвари, собранной как полагали вследствие блудодейственного служения идолам, будут отданы в пользу другой блудницы, т. е. Ниневии, это потому, что как в своей земле они блудодействовали с идолами, которых сами устроили, так пойдут и в другую страну идолов и блудодейства, т. е. в Ассирию. До этого места идет речь о Самарии. И так как ее язва перейдет к Иерусалиму, потому что и он согрешил подобным образом, оставляя Бога и устрояя идолов, то пророк в своем лице, как бы олицетворяет (προσωποποίαν) Бога, в сильном страдании рыдающего, и говорит: «об этом буду я плакать и рыдать, буду ходить, как ограбленный и обнаженный» (ибо потерял десять колен), буду выть, как шакалы, и плакать, как страусы. Подобно тому, как драконы ужасно шипят, – по рассказам писателей естественной истории, – когда слон одерживает над ними победу, и как страусы забывают о своих яйцах и оставляют своих детенышей на попрание зверей в песчаной пустыне, как будто никогда не производили их на свет, – о чем более подробно пишется в книге Иова (Иов. XXXIX, 14–16): так и я буду ходить без детей, ограбленный и обнаженный. И я сделаю это, потому что безнадежна язва ее, т.е. Самарии. И тот же самый грех или наказание за грех, который разорил Самарию, дойдет до Иуды и даже до ворот города Моего Иерусалима. И как Самария разграблена и уничтожена ассирийцами, так Иуда и Иерусалим будут покорены халдеями. А так как под Самариею мы уже показали прообраз церкви еретиков, отделившейся от Бога и обратившейся в сборище толпы, то сам Господь угрожает обратить ее в хранилище овощей, в поле и виноградник. Ибо гораздо лучше, чтобы бесполезный город был уничтожен, камни, из которых он построен, сброшены в пропасть, и место его обращено в шалаш для хранения плодов и в место для разведения винограда, чем допускать в его сооружениях величайшие беззаконии. Когда же он будет разрушен, и основания его открыты (в которых, как казалось, он скрывал свои тайны и имел твердые догматы: когда все идолы его, казавшиеся благообразными и даже прекрасными, благодаря красноречивым восхвалениям, будут разрушены служителями Божиими, т. е. столпами церкви): тогда на месте нечестивейшего сооружения произрастут различные плоды церкви, и не только произрастут, но и будут сохраняемы; и будет разведен виноградный сад Сорек (Sоrec), дающий вино, о котором Господь сказал, что будет пить его в царстве Отца (Мк. 14, 25). И не только основания его, до того времени бывшие в земле, будут открыты и выставлены на вид, но идолы, измышленные его обитателями, разрушены; и богатства, которые он, как кажется, собрал блудодейством и своими заблуждениями, будут уничтожены Моим огнем, о котором Я сказал в Евангелии: Огонь пришел Я извести на землю и как желал бы, чтобы он… возгорелся (Лук. XII, 49): и будут сожжены они и обращены в ничто, потому что накоплены они не от истины догматов, но блудодеяниями и заблуждениями души собраны то оттуда, то отсюда. Ведь, в самом деле еретики не имеют богатств, доставшихся им от наследия отцов: они ежедневно находят предмет для своего поклонения и сами искусною рукою устрояют себе, идолов, порожденных любопытным умом их. Посему, – когда поле их будет обращено в хранилище плодов и возделано под виноградник; когда камни, из которых был построен город, будут свалены в пропасть, и основания их будут обнажены; когда все истуканы будут разрушены и сожжены, и блудодейные награды, на которые они возлагали тщетную надежду, и которые они, – кажется, почитали как бы Бога, обращены в ничто, ибо от блудодеяния души собраны все их сокровища: тогда в сознании своих прежних заблуждений пришедши в себя, они будут плакать о том, в чем прежде видели источник смеха, и сожалеть о том, что прежде во время их, так сказать, блудодейства было источником удовольствия. Они снимут с ног своих все смертоносное и будут босы, потому что земля, на которой они будут поставлены, место есть святое; и сбросят все одежды своего блудодеяния и будут наги, чтобы иметь возможность облечься во одеяния Христовы, и будут выть, как змеи. В самом деле, ведь, и драконы некогда будут стонать, – именно: когда увидят схваченным величайшего дракона и висящим на уде рыбаря, а море опустошенным. И будут рыдать они, как дочери сирен, потому что сладки стихотворные произведения еретиков, приятным звуком обольщающие людей. Не внимать их пению может только тот, кто заткнет свои уши и пройдет как бы глухой. А плакать и рыдать будет эта Самария потому, что пораженная стрелою и уязвленная словом Его, она сознает свое заблуждение. Но она согрешила не только сама, но и ко вратам Иуды даже хотела приблизить свою нечистоту и заблуждение. Посему и говорится о ней: Достигло даже до Иуди, коснулось даже врат народа Моего, даже Иерусалима. Он говорит, коснулось ворот, под которыми мы разумеем уши; впрочем, оно не могло войти в средину города, потому что, если бы оно вошло туда, оно сделало бы из Иерусалима Самарию. Когда мы увидим, что некоторые члены Церкви возмущаются речами еретиков и ищут, как бы дать ответ на их вопросы, но не оставляют Церковь, мы скажем: «пришла Самария», или язва Самарии достигла сознания народа, до ушей народа Господня, до ушей Иерусалима. Так вообще (ἀπὸ χοινοῦ) нужно понимать слова „коснулась врат народа моего“ чтобы подразумевалось: коснулось даже врат Иерусалима. До этого места была речь против Самарии и Иерусалима, посмотрим и то, что далее следует.

Книга толкований на пророка Михея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

потому что болезненно поражение ее, дошло до Иуды, достигло даже до ворот народа моего, до Иерусалима

Так, говорит, и Самария будет оплакивать погибель собственных своих чад; ибо «одержа язва ея» и дошла даже до Иуды и до ворот Иерусалима. Кажется, здесь пророческое слово намекает нам на вторжение Сеннахирима, который, овладев всею Самарией и опустошив Иудею, осадил Иерусалим и, дошедши до ворот его, угрожал сжечь их; но не мог еще сделать этого, потому что Бог защищал иудеев при царе Езекии. Так и мы, когда, оставив единого, действительного и истинного Владыку, стараемся угождать нечистым демонам; тогда непременно будем оплакивать самих себя и, рыдая над своими безумствами, окажемся лишенными Его благодати и помощи и будем проводить постыдную и безобразную жизнь. Вот это-то и означает хождение без обуви. Тогда мы подпадем власти поражающего нас сатаны, и не будет уже никакого препятствия к тому, чтобы мы подверглись всякому бедствию.

Толкование на книгу пророка Михея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Толкование на пророка Михея


Ст. 8 Об этом буду я плакать и рыдать, буду ходить, как ограбленный и обнаженный, выть, как шакалы, и плакать, как страусы,
Ст. 8 Сего ради возрыдает и восплачется, пойдет боса и нага: сотворит плачь аки змиев, и рыдание аки дщерей Сиринских,

чрезмерность же плача произведет чрезмерную степень страдания.

Ст. 9 Потому что болезненно поражение ее, дошло до Иуды, достигло даже до ворот народа моего, до Иерусалима.
Ст. 9 Яко одержа язва ея, понеже прииде даже до Иуды, и коснеся до врат людей Моих даже до Иерусалима.

Сим предозначает Пророк нашествие царей ассирийских, Фелгаффелласара, Салманассара и Сеннахирима. Они, поработив десять колен, отвели их пленниками; а Сеннахирим, взяв приступом Лахис и другие города иудейские, разграбил их; большую же часть войска послав с Рампсаком к самым вратам Иерусалима, дознал опытом, что никого не преодолеет, если не угодно то Богу. А словами: «сотворит плач аки змиев, и рыдание аки дщерей Сиринских», Пророк хотел показать чрезмерность скорби. поскольку у плачущих в обычае вопить на распев, подобно шипящим змеям из пламенеющего сердца испускать вздохи, и делать это с некоторым насилием себе; ибо Пророк употребил указанные выше подобия. А поскольку предвозвещал сетование всем коленам израильским, предвидел же, что бедствиям сим рады будут иноплеменники.

Толкование на пророка Михея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

потому что болезненно поражение ее, дошло до Иуды, достигло даже до ворот народа моего, до Иерусалима

Причина скорби пророка о погибели Самарии та, что подобное же бедствие угрожает Иудее и Иерусалиму. Пророк, при этом называет Иерусалим «воротами народа», потому что Иерусалим для страны имел такое же значение, какое имеют ворота для города, - был местом верховного суда, резиденцией царей, местом собрания народа (Втор XXI:19; Иер XVII:19). Взятие Иерусалима было ключом к завоеванию страны, как взятие городских ворот отдавало во власть врагов город. Вместо слов русского текста болезненно (anuschah) поражение ее в слав. читается: «яко одержа (katekrathsen) язва ея», т. е. «возобладала над ней язва»; вместо ея (authV родит. пад. от katekr. ) в слав. должно бы быть ю - (в зависимости от глагола «одержа»).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 8-9 Об этом буду я плакать и рыдать, буду ходить, как ограбленный и обнаженный, выть, как шакалы, и плакать, как страусы, потому что болезненно поражение ее, дошло до Иуды, достигло даже до ворот народа моего, до Иерусалима.

Но этот грозный суд Божий не остановится на Самарии, он прострется и на Иуду. Чтобы живее изобразить этот суд и чтобы показать непреложность его, пророк представляет самого себя как бы пленником уже, горько оплакивающим свою судьбу и с этим горьким плачем идущим уже в землю чужую. «Об этом буду я плакать, – говорит он от лица всего народа как член его, отождествляя себя с ним, – и рыдать», как бы так говорит он, плачу о погибели Самарии, плачу потому, что суд Божий, имеющий совершиться над Самариею, придет также и на Иуду, – как пленник «буду ходить, как ограбленный и обнаженный» (без верхней одежды), [буду] «выть», так же громко и плачевно, как дают о себе знать «шакалы, и плакать, как страусы» (ср.Иов.30:29). «Потому что, – обосновывает пророк свой плач, – болезненно поражение ее, дошло до Иуды, достигло даже до ворот народа моего», до врат Иерусалима, которыми народ входит и выходит, достигло «до Иерусалима», достигло во всех случаях включительно.

Пророк Михей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible