Скрыть
Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1–7 И будет в самый последний из дней [Вульг. прибавляет: будет] гора дома Господня предуготована в вершине гор, и возвышена над холмами, и потекут к ней народы, и поспешат народы многие и скажут: Приидите взойдем на гору Господню и к дому Бога Иакова, и Он научит нас путям своим, и будем ходить по путям Его, ибо от Сиона изойдет закон и слово Господне от Иерусалима, и Он будет судить между многими народами и укротит многие племена на далекое расстояние, и перекуют мечи свои в плуги и копья свои в лопаты: и [один] народ не возьмет меча против [другого] народа и не будут более учиться вести войну; а будет муж сидеть под виноградною лозою, и под смоковницею своею, и не будет устрашающего [их], ибо уста Господа браней изрекли это. Ибо все народы ходят, – каждый во имя бога своего; мы же будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки вечные. В тот день, говорит Господь, Я соберу хромающую и ту, которую Я отверг, и присовокуплю ту, которую Я опечалил, и положу хромающую во остатки и ту, которая страдала, в народ крепкий, и будет царствовать Господь над ними на горе Сион отныне и до вечного времени

Так как главы Иудеев презрели суд и извратили все правое, и созидали Сион на крови и Иерусалим на неправдах, и сделали не только это, но еще и судили на подарках, а священники Иерусалимские давали ответы за плату, и пророки прорицали за деньги, и так как по причине их Сион был распахан, как поле, а Иерусалим обратился в груду камней, а гора храма Божия опустошена [и обращена] в лесистый холм; то посему дом их и был оставлен пустым ныне, когда Сын Божий, исходя из храма, сказал: Восстаньте, пойдем отсюда (Ин. XIV:31) и: Вот оставляется дом ваш пустым (Луки ХIII, 35). Также и ангелы, по толкованию Иосифа, сказали: «Уйдем с седалищ» [или: «из жилища»]; вместо горы Сиона возвысится гора Господня, о которой главе города Тира говорится: И поражен ты на горе Господней (Иезек. ХХVIII, 16). Вот эта гора Господня и явлена в самое последнее время, когда приблизилось царство небесное, ибо в конце веков явился Спаситель наш на унижение грехов чрез жертву свою и во одиннадцатый час пришел для занятия делателей. А когда страдания Его исполнились, Иоанн говорит: [Дыши] последнее время есть (1Ин. II, 18) в самом деле, если в периоде шести тысяч лет каждые пятьсот лет распределить по часам дня, то последний час по истине будет назван временем веры язычников. «И явлена,» – говорит он, – «будет гора Господня, уготованная на вершине гор». Явлена будет та, которая прежде была скрыта, и уготовлена не только между горами, но и на вершине гор, [т. е. выше] Моисея и Пророков, которые провозвещали о Ней. Ибо хотя они и описывали все священное, однако же по сравнению с пророчеством, в котором они провозвестили пришествие Господа, все остальное низменно и никоим образом не может досягнуть до вершины гор. И возвысится,говорит он, – над холмами (Флп. II. 8, 9). Действительно, Он явился [как] человек и принял вид раба; смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной. Но Отец превознес Его и дал Ему имя, которое превыше всякого имени; и вся жизнь человеческая по сравнению с хождением Его называется равнинами и полями. Итак к этой горе, которая уготована над вершинами гор и возвышена над холмами «поспешат», или, – как говорится в Еврейском тексте, – «потекут все народы», т. е. соберутся бесчисленные толпы подобно рекам. Поспешать же народы, – именно когда в Него уверуют одинаково (Деян. II, 8–11) и Парaяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии и Иудеи, Каппадокии, Понта и Азии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, находящихся возле Кирены и пришельцы Римляне, Иудеи и прозелиты, Критяне и Арабы. Разве не кажутся вам спешившими к горе те, которым было сказано; Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. IV. 19, 20) и которые немедленно последовали за Спасителем? А затем Писание свидетельствует об Иакове и Иоанне, что они поспешили к горе, оставив отца своего и корабль, и треволнения века [сего]. И Матфей, мытарь, слыша слова: Следуй за Мною (Мф. IX, 9), тотчас поспешил [следовать]. Но и в том случае в Евангелии указывается на спешащих людей, когда [говорится], что за Ним последовали толпы многие из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и области за Иорданом, и Оy исцелил их (Мф. IV, 25) А когда будут спешить народы, то в горе придут также весьма многие язычники, – именно весь мир, верующий в Него, – и будут говорить, взаимно призывая себя к знамени Распятого: «приидите взойдем на гору Господню.» Нужно возноситься, чтобы кто-нибудь мог приступить ко Христу и к дому Бога Иакова, [т. е.] к церкви, которая есть столп и утверждение истины (1Тим. III, 15), Далее, – мы выше уже сказали, что Иаков обозначает Спасителя: Иаков отрок Мой, Я прииму его (Ис. II, 3; ХLI, 8; ХLII, 1). Но они скажут тем, которым сказали: «приидите, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля», и [еще] прибавят: „чтобы они показали нам путь свой», – что́ ты понимай иди об Ангелах, предстоятельствующих в церквах, или о священном Писания, которое предукажет [тебе] путь Господень и Того, который говорить: Я есмь путь (Ин. XIV, 6). И мы будем ходить в стезях Его, именно во Апостолах, чрез которых мы уверовали во Христа. Действительно, – ведь от Сиона вышел духовный закон, и от Иерусалима вышло слово Божие к язычникам, ибо Отец весь суд отдал Сыну (Ин. V, 22.). И вразумит Он народы многие на весьма далекое расстояние (Пс. ХСIII, 10), ибо Господь поразит мудрых в их ухищрениях и познает мысли их, что они тщетны. Он рассудит о народах, которые достойны спасения, и которые недостойны [его], и во время пришествия Его все заботы о войне сведутся к миру (Ис. II, 4): мечи переменятся на плуги, а копья перекуются в серпы; народ перестанет воевать против народа: никто не будет учиться сражаться, по устранении необходимости в сражениях. И покой будет такого рода, что каждый будет в безопасности не только в городах, но и в деревнях и даже на полях; и это будет так, ибо уста Господни изрекли это. Но вначале, – согласно буквальному смыслу, – прежде чем молится нам Огрок, которого начальство на раме Его, весь мир был наполнен кровию, и народы ожесточенно боролись против народов, цари против царей, а племена против племен. Наконец, даже само Римское государство было раздираемо внутренними войнами: борьбою Цинны, Октавия и Карбона, Мария и Суллы, Антония и Катилины, Цезаря и Гнея Помпея, Августа и Брута и того же Августа против Антония, – в борьбе которых пролили кровь все царства. После того ко времени пришествия И. Христа выступило одно царство – Римская империя; весь мир сделался доступным хождению Апостолов, ворота городов сделались открытыми для них, и для проповедания о едином Боге образовано было одно только государство. Но выше приведенные слова: Перекуют мечи свои в плуги и копья свои в серпы (Иол. III, 10) могут быть поняты также и в таинственном смысле, – именно: ко времени веры во Христа отложены были гнев и неукротимые ругательства, так что каждый кладет руку свою на плуг и не оглядывается [с боязнию] назад, и сокрушив копья и стрелы ругательств желает пожинать плоды духовные. Посему когда другие работают, будем входить в труд их (Ин. IV, 38), чтобы о нас было сказано: «Идя они шли в веселии неся снопы свои» (Пс. СХХV, 6) Ныне никто не сражается против другого, потому что мы читаем: блажены миротворцы (Мф. V. 9). Никто не учится стремиться к ниспровержению слушающих, но [каждый] полагает молчание на уста свои и соблюдает тишину, потому что время есть злое; но каждый отдыхает под виноградником, чтобы натоптать вина, которое веселит сердце человека (Пс. СIII, 15), под тою виноградною лозою, делатель которой Отец есть (Ин. XV, 1), и под смоковницею своею, срывая сладкие плоды Святого Духа: любовь, радость, мир и прочее. Все это несомненно произойдет, – что соответствует обоим способам толкования, – потому что слова Господни истинны, и слово Его есть действие. Все народы будут идти, каждый путем своим; мы же будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков. В то время, как все народы, говорит он, ходят по пути заблуждения своего, мы ускорили путь и сказали: Приидите, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иакова (Ис. II, 3) и будем ходить во имя Христа Господа нашего, ибо Он есть гора, которая есть Бог. В тот день, когда воссияет солнце правды, соберется та, которая прежде была в утеснении, и будет принята та, которая была в изгнании, и при этом бывшая в сокрушении соберется для того, чтобы быть положенною во остаток, а оставленная – для того, чтобы стать народом крепким, ибо Если 6ы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы были бы, как Содом и уподобились 6ы Гоморре (Римл. IX, 29). Но весьма хорошо говорится в Еврейском тексте: «Соберу хромую и ту, которая зло ходила», обращаясь к которой говорит Илия [пророк]: Доколе будете хромать (3Цар. 18, 21), и соблазненная нога которой была отсечена (Мк. IX, 45). Я соберу ту, которую изгнал и которой дал книгу разводную, и которую опечалил разного рода пленениями или предал диаволу и ангелам его. Но, – чтобы прилежный читатель не возразил немедленно нам: „Как ты можешь утверждать, что хромающая собрана и изгнанная присоединена [к ней], когда Иудея упорно пребывают в неверии»? – пусть он обратит внимание, что [здесь] говорится о первоначальной Церкви Христовой, которая уверовала из Иудеев, из которой были Апостолы, и о которой Лука в Деяниях Апостольских пишет, что в один день уверовало три тысячи, а в другом месте пять тысяч (Деян. II, 41; IV, 4), о которых Иаков говорить Павлу: Брат Павел, ты видишь, сколько тысяч есть верующих иудеев, и все они суть ревностные исполнители закона (Деян. XXI, 20). С другой стороны размысли также о значении выражения пророческого: он не говорит: «Положу хромую во спасение совершенно всю“, а только: «положу хромую во остатки», чтобы остатки и избранная часть были спасены, а ту, которая много потрудилась [пострадала] – в народ сильный, т. е. в народ с именем Христиан, которого не преодолеют ни меч, ни огонь, ни страшные мучения. Посмотри на веру и страдания мучеников, и ты не будешь в сомнении о силе [этого] народа – И будет Господь царствовать над ними, т. е. над многими народами и над хромающими остатками [Израиля] на горе Сион, [т. е.] в Церкви, на возвышенном месте в созерцании добродетелей от настоящего времени до будущего века. – Если же кто-нибудь пожелает слова: «Соберу ту, которая сокрушена и прииму ту, которая была отвергнута» и прочее, понимать в отношении к душе человеческой, [т е.] в отношении к тому, что она до пришествии Христова служила различным страстям и порокам и как бы немощная и заблудшая овца была растерзана зубами волков, – тот не впадет в заблуждение, если будет рассматривать в той, которая была сокрушена и повержена в скорби, [душу] имеющую впоследствии быть под владычеством Господа, жить в Сионе и быть вознесенною на прежнюю высоту на раменах Доброго Пастыря (Лк. XV, 5). Необходимо, впрочем, знать, что Иудеи и последователи их заблуждения относят, как этот изложенный нами отдел, так и подобный ему отрывок из [книги] Исаии к тысячелетнему царству Христа и Святых. А то место, в котором говорится: «Все народы будут ходить каждый во имя Господа Бога своего», толкуют в том смысле, что каждый народ будет мучиться с идолом своим и будет повержен в огонь вечного мучения. Ложность такого толкования изобличается последовательностию речи, показывающею, что здесь говорится не о кончине времен, но о первом пришествии И. Христа, во время которого собраны будут остатки хромающего, а еще раньше спасаются язычники. Вот как пророк Исаия изложил это место: Слово, которое било к Исаии, сыну Амосову об Иуде и Иерусалиме. И будет в последние дни явлена гора Господня и дом Господень на вершинах гор и возвысится над холмами, и придут к ней все народы, и пойдут народы многие, и будут говорить: «Приидите взойдем на гору Господню и в дом Бога нашего и возвестит нам путь наш и будем ходить по нему; ибо от Сиона изыдет закон и слово Господне от Иерусалима»; и будет Он судить между многими народами и будет обличат народ весьма многий, и перекуют мечи свои в плуги и копья свои в серпы, и не поднимет народ меча против народа и не будут более учиться вести войну (Ис. II, 1–5). Знаменательно здеcь [или: в этих словах] говорится, что слово Божие, исходящее об Иерусалиме будет судить между народами многими, а обличать собственно [только] народ Иудейский. Действительно, нас, как грешников, Он будет судить по делам нашим, их же, как нечестивых и отвергшихся, Он не будет судить, но как осужденных уже [только] обличит.

Книга толкований на пророка Михея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков

Употребляющие усилие взойти на гору Господа и желающие научиться стезям Его обещают повиновение и усвояют превосходные правила жизни во Христе, и тем весьма хорошо показывают нам, что они будут проникнуты самым сильным стремлением к благочестию. Ибо, говорит пророк, каждый из живущих в той или другой стране или городе идет тою дорогою, какую сам избрал, и ведет образ жизни сообразный. <…> А для нас предмет заботы есть Христос; Его заповеди мы считаем прямою стезею, и мы пойдем вместе с Ним не только в настоящем и прошедшем веке, но и дольше.

Это непреложная истина, ибо те, которые ныне вместе с Ним страдают, повсюду пойдут с Ним и с Ним вместе прославятся и воцарятся. А Христа делают главным предметом своих дум те, которые ничего не ставят выше любви к Нему, удаляются от суетных мирских развлечений; ищут, напротив, правды и угодного Ему успеха в добродетелях, каков был божественный Павел. Поэтому он пишет: Я сораспялся Христу, и уже не я живу; но живет во мне Христос (Гал 2:19-20); и еще: Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1Кор 2:2).

Толкование на книгу пророка Михея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5 Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков.

Ст. 5 Вси людие пойдут кийждо в путь свой, а мы пойдем во имя Господа Бога нашего в век, и далечае.

О том, что сие не может быть прилагаемо к Иудеям, свидетельствуют самые события, потому что Иудеи, изгнанные из Иерусалима, стали в целой вселенной пришельцами, блуждающими скитальцами, и не имеют возможности совершать Богослужение по закону. Пророческое же слово обещает, что уверовавшие «во имя Господа» пойдут «во век, и далечае». А что в пророчестве означается время по пришествии Господнем, о сем, едва не живым гласом вещая, дают такое свидетельство события. Ибо (Мих.4:3) прежде римского царства частые были у народов восстания друг против друга, так как у каждого народа было свое отдельное царство. Когда же вся власть перешла к Римлянам, и отдельные у каждого народа царства с пришествием Спасителя уничтожились; тогда настал во вселенной глубокий мир, так что уже не ополчаются народы друг на друга, но, по причине дарованного свыше мира, воинские орудия превращают в земледельческие, и, занимаясь земледелием, небоязненно наслаждаются благами оного, а равно, как живущие в мире, занимаются и всякими и другими промыслами, одни упражняются в искусствах всякого рода, другие избрали торговлю и мореплавание, иные же, стремясь к совершенству, земным выгодам предпочли путь божественный и благоугождение Владыке, и за сие наследуют жизнь вечную. 

Толкование на пророка Михея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков

Связь ст. 5-го с предыдущими не вполне ясна, что дает даже основание некоторым авторам (Марти, Новак) считать ст. 5-й глоссой, разъясняющей, каково отношение народов к Господу в настоящее время. Связь эту устанавливают так: Иуда будет жить в безопасности (ст. 4), потому что имеет своим защитником Бога, которому верно служит, тогда как другие народы служат иным богам (Кейль, Шегг); или: ввиду обетований ст. 1-4, Иуда должен ходить во имя Господа, хотя бы другие народы пошли вслед своих богов (Рейнке) и др. Вместо слов во имя своего бога LXX, не желая усвоять языческим богам имени богов, поставили thn odon autou, «в путь свой». - Ходят, каждый во имя своего бога, т. е. поступают по законам, которые установлены их ложными религиями.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible