Скрыть
Поднимется рука твоя над врагами твоими, и все неприятели твои будут истреблены.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Вознесется рука твоя на оскорблющыя тя, т.е. твоя рука, Езекия, вознесется на врагов, пришедших с Сеннахиримом. И вси врази твои потребятся, т.е. погибнут Рапсак и прочие военачальники ассирийские.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7–15 И будут остатки Иакова посреди народов многих, как роса от Господа и как бы капли дождя на траве, которая не зависит от человека и не возлагает надежды на сынов человеческих. И будут остатки Иакова среди племен, посреди народов многих, как лев среди зверей лесных и как бы львенок среди стад овец, который когда будет выходит [на добычу], то будет попирать и схватывать, и никто не вырвет у него. Возвысится рука твоя над врагами твоими и все враги твои погибнут. И будет в тот день, говорит Господь, Я отниму коней твоих у тебя и разрушу твои военные колесницы и погублю города земли твоей, и разрушу все укрепления твои, и удалю злодеяния от руки твоей, и не будет у тебя прорицаний. Я погублю в конец истуканов твоих и идолов твоих [удалю] из среды твоей, и ты не будешь преклоняться пред изделием рук своих. И уничтожу рощи твои из среды твоей и сокрушу города твои, и совершу мщение во гневе и негодовании во всех народах, которые не будут внимать

По освобождении нас от Асура, когда он придет против земли нашей и вступит в пределы страны нашей, но освобождении нас Господом, который воздвиг против него семь пастырей и восемь язв человеческих, остатки Иакова, – под которыми мы понимаем Апостолов и первоначальную церковь из Иудеев, – будут среди народов многих, как роса, каплющая от Господа. Ибо сердца народов пламенели от горящих стрел диавола, и все народы, ходившие неправо пред Господом, имели сердца, как бы печь, раскаленную огнем (Ос. VII, 6, 7). Посему роса, падающая от Господа, сделалась спасением слабых. И то, что́ мы читаем в книге Даниила об Анании, Азарин и Мисанле (Дан. III), – [именно], что дух шумящей влаги угашал силу огня, мы будем применять также ко всем вообще народам, потому что учение апостолов среди всех народов было как бы роса от Господа. А следующие слова: «И как агнцы на трав, так что не будет собран ни один, и не будет жить среди сынов человеческих» – мы принимаем в отношении к тем, которые из язычников не хотели уверовать, и именно в том смысле, что Апостолы и остатки Иакова были над ними, как агнцы, ходящие по пастбищу и срывающие траву зубами своими. И они будут делать так, чтобы те, которые не хотели быть ангелами, принимая духовную росу, [сходящую от Бога], не собрались среди людей и не были отнесены к части благоразумной; но о них будет сказано: Они не находятся в труде человеческом и не будут подвергаемы ударам вместе с людьми (Пс. LХХІІ, 5). И будут остатки Иакова, как бы лев cреди скотов в лесах, и как бы львенок среди стад овец. Ибо Господь Иисус, о котором в книге Бытия пророчествуется: Молодой лев Иуда! от отпрыска, Сын Мой, ты поднялся. Возлегая уснул ты, как лев и как бы львенок (Быт. ХLIХ, 9); и в другом месте: Возлегая ты упокоился, как лев и как бы львенок, и кто разбудит его? (Числ. XXIV, 9) и апостолам дал повеление: Идите, крестите все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. XXVIII, 19). Так что подобно тому, как среди животных никакое не может противостоять льву и из овец – львенку, так и они, освобожденные от руки Ассириянина, [т. е.] от руки диавола, будут похищать скотов и овец, потому что Господь спасет и людей и скотов (Пс. XXXV, 7). И будут похищать они не с тем, чтобы убивать их, но чтобы разделить, т. е. отделить от неверующих, и чтобы не было тех, которые им будут противиться. Но в то время, как лев и львенок будут рыскать таким образом среди стад и овец, рука Господня возвысится над теми, которые прежде мучили как Господа, так и остатки Израиля. И все враги его будут рассеяны, но не так, что в конец погибнут они и перестанут существовать, но погибнут в том отношении, в каком они – враги. Это подобно тому, как Фессалоникийцам пишется: Которого Господь Иисус убьет духом уст Своих (2Сол. II, 8); это убиение обозначает не уничтожение, но прекращение нечестивейшей жизни, которою они прежде жили во зле, Ибо затем прибавляет он: «И истребит явлением пришествия Своего»; действительно Он уже не истребил бы его, если бы прежнее убиение его обозначало уничтожение, как будто он уже перестал существовать; так и здесь истребление врагов понимается согласно со словами Притчей Соломона, – где пишется: «Смерть будет убежищем для нечестивых» (Притч.). Она не будет вечная, не приведет их в ничтожество, но будет пребывать у них пока истребится находящееся в них нечестие; ибо Бог сотворил человека не с тем, чтобы он погиб, и не сотворил Он смерти. После этого следуют слова: «И будет в день тот», когда будет рука твоя возвышена над врагами твоими, о Израиль, и все враги твои погибнут, Я истреблю коней твоих из среды твоей, то есть: из сердца твоего властного (ἡγεμοvιχῶ) истреблю все легкомысленные твои движения, стремящиеся подобно коням, – когда они порвут оковы, – как и колесницы твои, на которых ты увеселялся в пороках твоих и, прибавляя грехи ко грехам, уносился, как победитель, на троне. И разрушу города земли твоей, ибо ты не построил города, который услаждают разлитые потоки Божии(Псал. ХLV, 5) и который расположен на горах и есть небесный Иерусалим (Мф. VII, 25), но построил город, который устроил Каин (Быт. IV, 17). Посему они и называются городами земли, устроенными действиями земными. И «уничтожу», говорит Он, «все крепости твои», т. е. богатства и роскошь мирскую, красноречие ораторов, хитросплетения диалектиков, на которые ты полагался, как бы на твердыни. «И удалю злодейства от рук твоих», которыми ты или был обманываем от других или обманутый сам обманывал других; и не будет уже больше среди их людей, дающих прорицания. Ныне мир наполнен теми, которые изрекают и дают прорицания: изрекают те, которые [ничего] не знают, и учат те, которые [ничему] не научены, а учителями являются те, которые прежде не были учениками. Когда же Господь научит людей знанию, прекратятся ложные предубеждения, и будут отвергнуты ложные учения. И развею истуканов твоих и предметы похвал твоих. Наши кумиры – это измышления прорицателей, или то, что́ мы измышляем сами собою. Посему в законе дается заповедь не творить себе кумиров (Исх. XX, 4) и не cтавить себе изваяний (Левит. XXVI, 1) и никогда не преклоняться пред изделием рук своих (Второз. V, 9). Несчастный род человеческий, полный безумия и заблуждений; знает он, что учения измышлены им от своего собственного разума, не безызвестно ему и то, что идол также измышлен им самим, однако он почитает дела рук своих вместо Бога и ухищряется, чтобы обманывать других после того, как сам был обманут. В обещаниях, которые обращены к остаткам Иакова, т. е. ὑπόλειμμα, прибавлено: «И посеку рощи посреди тебя и разрушу города твои», т. е. Бог уничтожит все деревья лесные и рощи, которые запрещено было разводить в храме Его; а города, которые нечестиво устроены, и которые раньше он назвал городами из земли, Он разорит. И потом, но совершении всего этого с остатками Иакова, Он обратится к язычникам, которых Апостолы поедали, как бы агнцы траву [или: поля вм. агнцы] А так как последние не хотели принять росы Слова Божия, Я сделаю, говорит Он, во гневе и ярости отмщение язычникам, потому что они не хотели услышать. Посему и пророк говорит: Господи, да не в ярости твоей Ты будешь обличать меня, и да не во гневе Твоем ты накажешь меня (Пс. VI, 2). Все эти слова разъяснены согласно тексту Семидесяти, потому что смысл их духовный и мы должны были связать его со смыслом предыдущих отрывков. А впрочем вот и те несообразности, о которых мечтают Евреи: После того, как семь пастырей, – которых они выдумывают сообразно своим желаниям, – и восемь князей победят людей Ассирийских и станут пасти землю Нимрода мечами своими, – а это будет уже после нашествия Ассириян на землю Иуды, – тогда, говорят они, во время пришествия Христова, все остатки Иакова, которые еще будут оставаться в живых среди [или: от] язычников, будут жить в благословении, как бы роса, исходящая от Бога и как бы дождь, падший на траву, и нисколько не будут уже надеяться на людей и на сынов человеческих, а только на Бога, и в отношении к народам они будут жестоки и кровожадны и, одерживая верх над прежними своими владыками, они будут как лев среди скотов лесных и как львенок среди стада овец, и никто не будет в силах воспротивиться им. Тогда, о Боже, или: о Израиль! возвысится рука твоя над Ассирийцами, и все враги и неприятели твои, которые ныне господствуют над тобою, погибнут. В тот именно день, когда ты будешь освобожден от язычников, Я уничтожу коней и колесницы твои, которые находятся среди городов твоих. Это значит не то, что Израиль будет иметь в то время коней и колесницы, а то, что уничтожены будут колесницы и кони Ассириян, которые находятся в городах Израиля; и разрушу все города твои, и укрепления, которые ты посвятил идолам; и уничтожу гадателей и прорицателей твоих от земли твоей и обращу в прах всех истуканов и идолов твоих, и не будешь уже больше покланяться делам рук твоих. Я исторгну и уничтожу все священные рощи твои и разрушу все города твои, которые ты посвятил идолам. И когда Я все это сделаю тебе и буду таким образом удовлетворен чрез уничтожение у тебя всего; что есть в тебе дурного; тогда во гневе и негодовании Моем, Я буду мстить за тебя всем язычникам, которые не хотели послушать слова [Моего]. Но пусть плотский Израиль ответит: Совершилось ли все это, или же это имеет только совершиться? Если Он будет доказывать, что все это уже прошло, то пусть приведет доказательства из истории, и справки из древних сочинений: пусть докажет он, что все язычники, как и Ассириянин когда-то были подчинены Израилю. Если же, тешась тщетною надеждою, он думает, что все эти слова еще только будут исполнены, когда придет Христос их, то [спрашивается]: какие именно идолы будут уничтожены от среды Израиля, когда он их теперь не почитает? что за рощи будут изрублены, когда у него теперь их нет? какие города будут теперь разрушены, когда они уже разрушены давно? Каких гадателей уничтожит Он, когда [Израиль] их не имеет и не хвалится уже ими? В самом деле, дочь Сиона уже столько времени покинута и живет без алтаря и священников! А они, – в то время когда другие поедают плоды их, – своими засохшими устами обещают себе в будущем то, чего [совершенно] не знают.

Книга толкований на пророка Михея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 9-11 Поднимется рука твоя над врагами твоими, и все неприятели твои будут истреблены. И будет в тот день, говорит Господь: истреблю коней твоих из среды твоей и уничтожу колесницы твои, истреблю города в земле твоей и разрушу все укрепления твои,

Ст. 9-11 Вознесется рука твоя на оскорбляющыя тя, и вси врази твои потребятсяИ будет в той день, глаголет Господь, потреблю кони твоя из среды твоея и погублю колесницы твоя, и потреблю грады земли твоея и развергу вся твердыни твоя,

Не будешь ты уже изгоняем ими, но сам сокрушишь капища их. Посему, как уверовавшие из Израиля приобретут такую силу, так пребывающие в неверии лишены будут царства своего, и не станет у них ни конного, ни пешего войска, ни городов укрепленных стенами. Но и это говорит Пророк, послужит тебе во благо. Ибо продолжает он:

Ст. 12 исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя.
Ст. 12 отверг у волхвования твоя от руку твоею, и волхвующии не будут в тебе.

Волхвующими называет прорицателей.

Ст. 13-15 истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих. Искореню из среды твоей священные рощи твои и разорю города твои. И совершу в гневе и негодовании мщение над народами, которые будут непослушны.

Ст. 13-15 И потреблю изваянная твоя, и кумиры твоя из среды тебе, и по семь, да не поклонишися делом рук твоих. И посеку дубравы от среды тебе, и погублю грады твоя. И сотворю с гневом и с яростию месть языком, понеже не послушаша.

И сие не трудно дознать из самых событий; потому что, по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, Иудеи, видя благочестие язычников и избавление их от заблуждения, невольно и сами освободились от служения идолам. Стыдятся они явно нечествовать, видя уцеломудрившимися и тех, которые вне закона. Посему Пророк предвозвещает им, как изгнаны будут из городов своих, и рассеянные среди народов, освободятся от идольской прелести.


 

Толкование на пророка Михея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 И будет остаток Иакова между народами, среди многих племен, как лев среди зверей лесных, как скимен среди стада овец, который, когда выступит, то попирает и терзает, и никто не спасет от него. Поднимется рука твоя над врагами твоими, и все неприятели твои будут истреблены

В ряде образов пророк изображает могущество нового Израиля (Церкви) и главы его - Мессии, который есть лев от Иуды (Быт ХLIХ:9) и звезда от Иакова (Чис XXIII:24).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible