Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Людие Мои, что сотворих вам? Отвещайте Ми. Сперва Бог указывает на чудеса, какие совершил руками рабов Своих к избавлению и изведению Иудеев из Египта, и на святых вождей, которых воздвигал им, т.е. Моисея, Аарона и Мариам; потом обличает их в неблагодарности за благодеяния, вступает с ними в суд, и говорит: чим оскорбих вас? или чим стужих вам? Отвещайте Ми. Отказывал ли Я тебе, народ Мой, в каких-нибудь благах? Представь это, засвидетельствуй Мне. А сим показывает, что виновны были сами они, что справедливо постигли их бедствия, и терпят они гонения от Ассириян и Вавилонян.

Григорий Богослов, свт. (†389)

Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне

Хочешь ли, скажу тебе то же, что говорил Бог упорному и ожесточенному Израилю: Народ Мой, что сделал я тебе и чем обидел тебя, и чем отягощал тебя? Особенно же к тебе, оскорбителю, у меня слово. Правда, что мы худо наблюдаем друг у друга обстоятельства каждого и, расторгнув единодушие разноверием, едва ли не стали более бесчеловечны и жестоки друг к другому, нежели сами варвары, которые ныне воюют с нами и которых соединила разделяемая ныне Троица. Не говорю уже, что поражаем не чужие чужих, не иноязычные иноязычных (что было бы хотя малым утешением в бедствии), но, принадлежа почти к одному дому, расхищаем и, если угодно, будучи членами одного тела, истребляем друг друга, и сами истребляемся. И не в этом еще все бедствие (хотя и это велико), но в том, что убавление свое почитаем приращением.

Слова. Слово ЗЗ

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 3-5 Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам. Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что происходило от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни

Суду подвергается Иисус от человека несправедливого (Пс 42:1), и подвергается Он ему вольно, как написано: Народ мой! что сделал Я тебе, и чем отягощал тебя? (Мих 6:3). Но если Отец отдал Ему весь суд - не как немощному, конечно, но как Сыну, - то как Он может подлежать суду? Если они думают, что Сын должен подлежать суду Отца, то Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца (Ин 5:22-23). Отец чтит Сына, а ты не смотришь на это?

О молитве Иова и Давида


Ты видишь, сколь праведен Господь, примером Своим к благочестию тебя призывающий; праведен Он и в учении Своем, даже если обвиняет. Например, обвиняя иудеев, говорит Он: Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства. И добавляет: и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам. Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский (Мих 6:3-5); но и ему не дозволил Я повредить тебе. Ты был притесняем и гоним в чуждых землях, ты был преследуем жестоким коварством; Я послал пред лицем твоим Моисея, и Аарона, и Мариам, и тот, кто прежде притеснял изгнанника, сам притеснен был.

Письма

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-4 Людие мои, что сотворих вам? или чим оскорбих вас? или чим стужих вам? Отвещайте ми. Зане изведох вас из земли Египетския и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисеа и Аарона и Мариам

Бог выступает на суд, от лица пророка высказывая способ отступничества нечестиво поступивших против Него, а также про дерзости чрезмерные и даже преисполненные всякого безумия, и огромность безумия, необычайно великую даже для них, отличающихся сильной неблагодарностью. Какой, говорю, повод дал Я им поступать нечестиво в отношении ко Мне? Есть ли что тяжелое или огорчительное в Моих повелениях? Выступай против Меня и указывай, что Я нарушил справедливость, что Я освободил тебя от рабской обязанности выделывать глину и кирпич и изнурительных при этом трудов, — а против обижавших египтян вооружил самую тварь и спас Моих. Может быть, ты будешь обвинять вместе со Мною и самого руководителя своего, говорю, Моисея, удаляющего тебя от низких мыслей и ясно показывающего угодное Богу, чтобы ты постоянно вел славную жизнь. А может быть, ты сделаешь нападение и обвинишь и самое учреждение священства? Ибо Я избрал Аарона, и повелел ему быть посредником между Богом и вами. Ужели вы сами негодуете и на это? И что скажу Я о Марии, торжествующей по случаю погибели египтян и управляющей устроившими хоры женщинами? Ударяя в тимпан, она пела о коне и всаднике, утонувших в воде (Исх. 15:20—21). Но для тебя неприятна и не имеет никакого значения и победа Бога, давшего тебе возможность пройти посреди волн и сделавшего море для врагов непроходимым. Итак, Он тонко упрекает их, напоминая им о полученных ими благодеяниях и благопристойно порицая их за забвение того, о чем всего более надлежало бы всегда помнить, и со своей стороны радовать Спасителя всех благопослушанием Ему во всем.

И нас самих Он освободил из духовного Египта, то есть от тьмы и демонского владычества, от обрабатывания глины и кирпича, очевидно, от плотских страстей; перевел и через море — через здешние развлечения, избавил от опасных волн — неразлучных с ними опасностей, и начертал в душе божественные законы. Поставил нам и священнодействующего в лице Началовождя нашего спасения. Выслал как бы и Мариам, очевидно Церковь, которая восторжествовала над замыслом врагов, воздавая великую славу Спасителю Богу; ибо в церкви всегда слышатся песни и благодарения, и хвалы, и славословия Богу за Его благодеяния. Потому и нам самим должно опасаться того, чтобы мы не впали в иудейские преступления и не сочли обременительным для себя угодное Богу; ибо блаженный Иоанн говорит: «заповеди его тяжки не суть» (1Ин. 5:3), и Сам Христос говорит: «иго мое благо, и бремя мое легко есть» (Мф. 11:30). Будем же оказывать Богу благопослушание, потому что Он ничего тяжкого не требует.

Толкование на книгу пророка Михея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 3 Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне.

Ст. 3 Людие Мои, что сотворих вам? или чим оскорбих вас? или чим стужих? отвещайте Ми.

Скажите причину вражды; обличайте, если испытали от Меня что скорбное. И пoелику, кому нечего сказать, тому необходимо молчать, кстати присовокупил: «отвещайте Ми», если имеете что сказать, говорите открыто.

Толкование на пророка Михея

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне

Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится (Пс 134:14). Изъяснена причина предшествовавшей похвалы: ибо Господь будет судить народ Свой - то есть еврейский народ, для которого явил великие чудеса, которому предназначил пророков своих, дабы не впадал в грех. Также Он послал ему Своего Сына, чтобы в конце концов размягчилась его губительная жестоковыйность. Но поскольку их отвратительное упорство осталось неколебимым, то непременно Он осудит его, ибо не пожелал он быть Его народом, которого Он избрал для Своей опеки. Ему Он говорил: слушай, народ Мой, Я буду говорить (Пс 49:7), и в другом месте: Народ Мой! что сделал Я тебе? (Мих 6:3). Стало быть, подвергнет его осуждению. Но послушай, что следует далее о верных: и над рабами Своими умилосердится (Пс 134:14), - именно тогда, когда воздаст обещанную награду тем, кто был угнетен тяжким пренебрежением во имя Его, о которых написано: блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф 5:4). Ведь так и в другом месте о них сказано: Верующий в Меня не судится, но перейдет из смерти к жизни, а неверующий уже осужден (Ин 3:18).

Изъяснения Псалмов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне

Народ мой: в слав, множ. ч. «людие мои», соответственно этому и даже местоимения во множ. ч. К словам чем отягощал тебя (слав. «стужих вам») у LXX и в слав. добавлено h ti eluphsa se, «чим оскорбих вас».

Ст. 3-5 Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам. Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что происходило от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни

Благодеяния Божии Израилю

Начиная самый суд с Израилем, пророк указывает на неблагодарность народа на забвение им Божиих благодеяний, - именно изведения из Египта, спасения от проклятия, замышлявшегося Валаком и Валаамом (Чис XXII:24) и вообще, чудесную помощь при завоевании Ханаанской земли.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 3-5 Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам. Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что происходило от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни.

Теперь начинается самая тяжба. «Народ Мой, – говорит Бог, обращаясь к обвиняемому Им пред горами и холмами Израилю, – что сделал Я тебе и чем отягощал тебя?» Делал ли Я что либо худое для тебя? (Ис.43:23) и утомлял ли твое терпение какими-либо трудными требованиями или неисполнением своих обещаний (Иер.2:31)? «Отвечай Мне» – обвиняй Меня, если можешь! Но народ Господа не может ни в чем обвинить, ибо Господь не делал ничего для своего народа, кроме обетований и благодеяний. «Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея», этого великого пророка, с которым Бог говорил устами ко устам (Числ.12:8), «Аарона», первосвященника, вопрошателя воли Божией и заступника вместе с Моисеем пред Богом за народ (Числ.12:6,14:5,26,16:20,20:7-12,29), «Мариам» – пророчицу (Исх.15:20). «Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский (см. Числ.22-24), и что происходило от Ситтима», последнего стана Израилева, по сю сторону Иордана, на полях Моавитских (Числ.22:1;25:1«до Галгал», первого стана в земле обетованной (Нав.4:19;5:9),«чтобы познать тебе праведные действия Господни». А этих благодеяний в указанный период времени проявилось немало, – сюда относятся не только намерение Валака, царя Моавитского, истребить Израиля чрез проклятие и ответы Валаама, уничтожившие этот план истребления народа Божия, но и дальнейшие события, которые были, так сказать, вещественным подтверждением Валаамом невольно изреченных благословений, а именно: победа Израиля над моавитянами, стремившимися было погубить Израиля чрез склонение его к идолопоклонству, чудесный переход чрез реку Иордан, вступление к обетованную землю, обрезание в Галгалах, чрез что было принято в завет с Богом поколение, выросшее в пустыне, и народ снова был введен в нормальные отношения к своему Богу.

Пророк Михей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible