Скрыть
Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?»

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 6-7 С чем предстану пред Господа? чем благоугожду Богу вышнему? Не благоугождается Господь тысящами овнов и тьмами козлищ тучных. Дам ли первенца моего? вменится мне в вину. Плод ли утробы моея? вменится в грех душе моей. Ибо не повелено законом благоугождать Богу такими жертвами.

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 6-7 С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?

Что иное требуется от тебя, человече, кроме того, чтобы боялся ты Бога и искал Его, и шел за Ним, и постигал пути Его? С чем предстать мне пред Господом? - спрашивает человек. Предстать ли пред Ним со всесожжениями? (Мих 6:6). Нет, не десятками тысяч тельцов, не тысячами овнов, не плодами нечестия примиряется Бог и прощаются грехи, но жизнью доброй Божия благодать обретается.

О бегстве от мира

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6-7 Что достойное я принесу в жертву Господу? Преклоню ли колена пред Богом Вышним? Разве не принести ли ему всесожжений и тельцов однолетних? Но разве возможно, чтобы Бог был умилостивлен тысячами овец или многими тысячами тучных козлов? Разве не дат ли мне за преступление мое первородного моего и плод чрева моего за грех души моей

Господь призвал народ Свой на суд: он же, сознавая свой грех, желает не вступать в состязание, а только просить; и однако не имеет уверенности в молитвах своих. Ибо нет ничего достойного, что́ он мог бы принести в жертву Богу, и никакое смирение не может омыть скверны его грехов, так как невозможно, чтобы кровь волов и тельцов, тучные всесожжения, кровь овец и тучных козлов омывали скверну души (Евр. X, 4). Разве не дать ли мне, говорит он, первородного моего, за преступление мое, как это сделал царь Моава (4Цар. III, 27), или плод чрева моего за грех души моей, что́ сделал Иеффай, принеcший в жертву дочь вследствие неразумно данного обета (Суд. XI, 34–40). Мы же составляем часть народа Божия, и зная, что пред Лицом Его не оправдается ни один живущий (Пс. СХLII, 2) и говоря: В скота обратился я пред тобою(Пс. LХХІІ, 22) и раскаиваясь во грехах своих, сомневаемся и говорим: «Чем я привлеку Господа или приобрету Господа Вышнего моего?» Каким образом я буду иметь возможность удержать Его, уклоняющегося [от меня] и каким очищением я буду в силах приготовить жилище св.Троице? Привлеку ли я Его всесожжениями? напр., принеся всего себя в жертву всесожжения, пли же тельцов однолетних, т. е. оставив питаться молоком и переходя к твердой пище, разве я сделаюсь достойным времени Господня милосердия? Но если бы я принес и тысячу овец и десять тысяч козлов, или соединил бы в себе все жертвы книги Левит, понимая их в духовном смысле, и если бы со стороны моей пала тысяча и от левой руки моей десять тысяч (Пс. ХС), то и тогда я ничего не мог бы дать достойного, чем я привлек бы или приобрел бы Бога. Если Я отдам первородного своего за нечестие свое или плод чрева моего за грех души моей, т. е. отдам в жертву нечто первое во мне, то и тогда ничего достойного я не принесу Богу за грех мой и за нечестие мое. Посему то и Давид смиренно молится такою молитвою: Больше и больше омывай меня от беззакония моего и от греха моего очищай меня. Ибо беззакония Мои я знаю, и грех мой всегда находится предо мною (Пс. L, 3). За грех души приноситcя только одна по истине достойная жертва, и это есть в собственном смысле принесение в жертву крови, но не крови тельцов, овец или козлов, как видно из слов вопрошающего и отвечающего пророка: Что я воздам Господу за все, что́ он воздал мне? Я прииму чашу спасительную и призову имя Господне. Драгоценна пред лицом Господним смерть святых Его (Пс. СХV, 2–6). И эту самую кровь мы не даем, мы только воздаем. Но какое же в этом подобие? Так как праведник умер за грешников, т. е. Сын Божий за людей, то мы грешники и люди будем ли умирать за исповедание имени Его?

Книга толкований на пророка Михея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7 Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?

Ст. 7 Еда приимет Господь в тысящах овнов, или во тьмах козлищ тучных? Дам ли первенцы моя о нечестии моем, плод утробы моея за грехи души моея?

Ничего человеческого, говорит Пророк, ни множества тельцов, ни целых стад овец, ни тем козлов единолетних, ни первородных чад, приносимых в жертву Богу, недостаточно к тому, чтобы разрешить меня от множества грехов. Если же всего этого мало к разрешению грехов; то чем воздам за благодеяния Божии? Так предложив сначала человеческие рассуждения, Пророк произносит снова Божественный ответ.

Ст. 8 О, человек! сказано тебе, что́ – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

Ст. 8 Возвестися тебе, человече, что добро,или чесого Господь ищет от Тебе, разве еже творити суд, и любити милость, и готову бытии, еже ходити с Господем Богом твоим.

Сие изрек Бог всяческих и устами блаженного Давида; ибо, отринув все пречесляемые в законе жертвы, и сказав: «не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов, яко Мои суть вси зверие дубравнии» (Пс.49:9,10), присовокупил: «пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя,и прославиши Мя» (Пс.49:14,15); и ещё: «яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:18,19). То же находить можно и у всех Пророков. Поэтому и здесь сказует Бог: все законоположения Мои известны тебе; Мне угодно, чтобы прилагал ты старание о справедливом, человеколюбив был к ближнему, и во всем повиновался Сотворившему тебя Богу. Сие же узаконено Мною и чрез Моисея: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всем помышлением твоим: и возлюбиши ближняго своего, яко сам себе» (Лук.10:27).


 

Толкование на пророка Михея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей

Средства примирения народа с Богом

Ряд вопросов в ст. 6-7 предлагается от имени народа, олицетворенного в одном лице. По мнению некоторых комментаторов (Кейль, Шегг), этими вопросами народ против обвинений в неблагодарности, указывает на то, что он исполняет все предписания о жертвах. Но упоминания в ст. 7 об угождении Богу, о жертве за грехи дают основание большинству комментаторов полагать, что в вопросах выражается покаяние народа и желание узнать путь истинного богопознания. Пророк говорит от лица кающихся и разъясняет, что жертвы сами по себе не могут быть достаточными для Господа. Чтобы сильнее выразить эту мысль, пророк упоминает о самых щедрых и дорогих жертвах, какие только можно предположить. Слова пророка о «жертве первенца» не указывают непременно на то, что такие жертвы приносились в его время в Иудейском царстве, и что ст. 6-8 относятся к царствованию Манассии (Новак): пророк говорит о возможном и о том, что бывало в другие времена (4Цар III:27; Иep VII:31; Иез ХVI:21). - Несчетными потомками елея, в слав. «во тьмах козлищ тучных», соответственно чтению LXX-ти cimarrwn pionwn, Вульг. hirorum pingvium. Возможно, что cimarrwn (козлов) возникло из сохранившегося в некоторых рукописях первоначального ceimarrwn («ручьев»).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible