Скрыть
О, человек! сказано тебе, что́ – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Возвестися тебе, человече, что добро, или чесого Господь ищет от тебе. Господь наперед возвестил тебе, что полезно для тебя. Господь требует от рук твоих, еже творити суд и любити милость, т.е. соблюдать справедливость к ближнему, и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим.

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим

О, человек! - говорит он, - сказано тебе, что есть добро (Мих 6:8). Или чего иного требует от тебя Бог, кроме того, чтобы творил ты правду и любил милосердие, и был готов идти с Господом твоим? Ибо говорит тебе Евангелие: встаньте, пойдем отсюда (Ин 14:31), говорит тебе закон: «Ты пойдешь за Господом Богом твоим». Итак, ты узнал, каким путем ты уйдешь отсюда; что же ты медлишь?

О бегстве от мира

Иероним Стридонский, блж. (†420)

О человек я покажу тебе, что́ есть добро и чего Бог ищет от тебя, это именно; делать правду, любить милосердие и со тщанием ходить пред Богом твоим

О народ Израильский и также и весь род человеческий! (Ибо Я говорю не к одному только народу Иудейскому, но слово мое касается всякого человека). Почему ты недоумеваешь о том, каким образом можно тебе умилостивить Бога за грехи твои, если даже ты и не имеешь жертв, которыми ты мог бы воздать Богу за свое нечестие: я отвечу тебе, чего требует от тебя Бог, – это уже и прежде указал Я в законе. Ибо во Второзаконии написано: И ныне, о Израиль! чего требует от тебя Господь Бог твой? Ничего, кроме того, чтобы ты боялся Господа Бога твоего и ходил во всех путях Его, и любил Его, и служил Господу Богу твоему от всего сердца твоего и от всей души твоей и хранил повеления Господа Бога твоего и оправдания Его, которые я заповедаю тебе ныне, чтобы тебе было хорошо (Втор. X, 12). Господь требует от нас, – и желает в виду необходимости для нас нашего спасения, что бы мы приняли то, что полезно дающему, – чтобы мы творили справедливость, т. е. не делали ничего без основательного обсуждения, что бы ум наш прежде рассудил о том, что намерен сделать, а потом уже приводил в исполнение; чтобы мы любили милосердие, и не были бы милосердными по принуждению, или по необходимости, ибо доброхотного даятеля любит Бог (2Кор. IX, 7). И не будем говорить: „уходи сегодня и возвратись завтра, и тогда я дам тебе“. По когда мы будем творить правду и любить милосердие, то какую награду получим? Мы будем ходить вместе с Господом Богом, как Энох, – согласно рассказам Еврейских книг (Быт. V, 22, 24) ходил с Богом и угодил Ему и потом не был найден, ибо Господь взял его и вознес. – Вот ты сказал: „в чем я последую Господу или чем привлеку Его», но Я обещаю тебе нечто большее: твори правду, люби милосердие, и будешь ходить с Богом твоим. Впрочем и то несомненно, что хождение пред Богом есть для нас не награда, а заповедь для исполнения. В самом деле, подобно тому, как повелевается нам творить справедливость и любить милосердие, так заповедуется вам быть всегда готовыми к тому, чтобы ходить с Господом Богом нашим: мы должны не успокаиваться ни на один час, ни в какое время не быть в праздности; но всегда должны ожидать грядущего Отца дома, представлять в уме день суда и в ночи этого настоящего века говорить: Я сплю, но сердце мое бодрствует (Песн. V, 2). Слово esne (הצנע), которое LХХ перевели «быть готовым», а мы выразили словами «ходить со тщанием», Феодотион более точно выразил словами: χαι ἀσφαλίζου τοῦ πορεύεσφαι μετὰ ᾿Ελωαίκ, т. е. «тщательно заботься о том, чтобы ходить с Богом твоим», или, – как переведено в пятом издании, – χαί φροντιζειν, т. е. «делать со тщанием» и иметь прилежание о том, чтобы ходить с Богом твоим. Действительно тот, кто говорит, что он верует во Христа, должен ходить так, как и Он ходил (1Ин. II, 6), и Апостол Павел говорит: Будьте подобны мне, как и я Христу (1Кор. XI, 1).

Книга толкований на пророка Михея

Августин Аврелий, блж. (†430)

О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим

Ты спрашивал, что предложить от своего имени? Предложи себя. Ведь чего требует от тебя Господь (Мик 6:8), кроме самого же тебя? В самом деле, ничего Он не создал из всех земных созданий лучшего, чем ты. Он взыскует тебя у тебя же, ибо ты понапрасну себя губишь.

Проповеди

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим

Бог требует ли от тебя чего другого, кроме того только, чтобы «творити суд и любити милость и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим». А «творити суд» значит совершать и исполнять правду; суд же есть правда. «Любити милость» значит иметь похвалу взаимной любви и обогащаться славой любви к братьям. «Готову быти еже ходити с Господем Богом твоим» означает покорность и повиновение Ему во всем. И блаженный Павел сказал, что нам должно «облещися во броню правды, обуть нозе во уготование благовествования мира», то есть Христа (Еф. 6:14–15). Сверх того повелевает, говоря: «облецытеся… во утробы щедрот» (Кол. 3:12). И сам Спаситель сказал: «будите… милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6:36). Вот в чем состоит любезная и достоприятная жертва Богу. Благоухание духовных всесожжений выше крови, дыма и ладана; одно было в прообразах, другое самую истину возносит в благоухание Богу, Который чрез другого пророка говорит: «милости хощу а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения» (Ос. 6:6). Обрати внимание на то, как лицо кающегося помышляло об исполнении жертв по закону, а Бог показывает, как бессилен и недостаточен закон для очищения грехов, гораздо же лучше и несравненно превосходнее сила жизни во Христе, и сделал как бы неприемлемым установленное законом. Сказал, что Богу желательно, чтобы творили суд, любили милость и были готовы ходить с Ним. Вот в чем достоинство жизни во Христе!

Толкования на пророков Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софония и Аггея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7 Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?

Ст. 7 Еда приимет Господь в тысящах овнов, или во тьмах козлищ тучных? Дам ли первенцы моя о нечестии моем, плод утробы моея за грехи души моея?

Ничего человеческого, говорит Пророк, ни множества тельцов, ни целых стад овец, ни тем козлов единолетних, ни первородных чад, приносимых в жертву Богу, недостаточно к тому, чтобы разрешить меня от множества грехов. Если же всего этого мало к разрешению грехов; то чем воздам за благодеяния Божии? Так предложив сначала человеческие рассуждения, Пророк произносит снова Божественный ответ.

Ст. 8 О, человек! сказано тебе, что́ – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

Ст. 8 Возвестися тебе, человече, что добро,или чесого Господь ищет от Тебе, разве еже творити суд, и любити милость, и готову бытии, еже ходити с Господем Богом твоим.

Сие изрек Бог всяческих и устами блаженного Давида; ибо, отринув все пречесляемые в законе жертвы, и сказав: «не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов, яко Мои суть вси зверие дубравнии» (Пс.49:9,10), присовокупил: «пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя,и прославиши Мя» (Пс.49:14,15); и ещё: «яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:18,19). То же находить можно и у всех Пророков. Поэтому и здесь сказует Бог: все законоположения Мои известны тебе; Мне угодно, чтобы прилагал ты старание о справедливом, человеколюбив был к ближнему, и во всем повиновался Сотворившему тебя Богу. Сие же узаконено Мною и чрез Моисея: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всем помышлением твоим: и возлюбиши ближняго своего, яко сам себе» (Лук.10:27).


 

Толкование на пророка Михея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим

Пророк указывает истинный путь богоугождения: справедливость, милосердие и смирение. Пророк, как и его предшественники Амос, Осия, Исаия, не отрицает в ст. 8-м жертв вообще, а разъясняет, при каких условиях жертвы получают цену в очах Божиих (ср. Ам IV:4; Ос V:6; VIII:5; Ис I).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible