Скрыть
Увидят это народы и устыдятся при всем могуществе своем; положат руку на уста, уши их сделаются глухими;

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14–17 Паси народ свой жезлом своим, стадо наследия своего – обитающих уединенно в гористой дубраве среди Кармила. Васан и Галаад пусть пасутся подобно тому, как во дни древние; как во дни исшествия твоего из земля Египетской; Я покажу [или: показал] ему дивные дела. Увидят народы и, несмотря на всю силу их (Вульг: свою) придут в замешательство. Они положат руки свои на уста: уши их будут глухи. Они будут лизать пил, как змеи; как пресмыкающиеся земные, они вылезут (Вульг.; будут изгнаны] из жилищ своих. Они устрашатся Господа Бога нашего и убоятся Тебя

Бог Отец говорит сыну, т. е. Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он, – так как Он есть Добрый Пастырь и полагает душу Свою за овец Своих (Иоанн. X, 11), – нас народ Свой жезлом Своих и овец наследия Своего. А чтобы мы не подумали, что под народом разумеется тоже, что́ и под овцами, мы можем видеть это в другом месте [св. Писании]: Мы же народ Твой и овцы паствы Твоей (Пс. ХСІV, 7). Народ относится к некоторым разумным, а овцы – к тем, которые еще, не обладая разумом, довольствуются только простотою [веры] и называются наследием Божиим. Но как народ, так и овцы нуждаются в пастырском жезле, о котором и Апостол говорит: Чего хотите вы: приду ли я к вам с жезлом, или в любви и духе кротости (1Кор. IV, 21). Я думаю, что по причине крайнего упорства народа Израильского и при его постоянном воспоминании о мясе египетском Моисей не только против Египтян, которых он поразил десятью казнями, но и против народа [странствовавшего] по пустыне употреблял законный жезл, – жезл, поражавший и разбивавший сосуды глиняные легко разбивавшиеся. Наоборот, у Апостолов Господа Спасителя жезл был отнят из рук, так как они проповедали мудрость совершенным, (1Кор. II, 6), а совершенная любовь вон изгоняет страх (1Ин. IV, 18). Если же кто-либо нам возразит: „Каким образом Христу, т. е. Доброму Пастырю, – который, конечно, более апостолов и лучше их, – говорится чтобы он пользовался жезлом, когда больший успех бывает, если не употребляют жезла, чем тогда, когда жезлом исправляют и народ, и овец“: то мы ответим таковому человеку согласно с тем, что́ Господь обещал Апостолам своим, – [именно], что они среди народов сотворят большие знамения, чем Он сотворил Сам (Ин. XIV, 12). Да к тому же Господь говорил к плотскому Израилю, а не к тому, который мог совершенно познать тайны, а потому о нем сказано, чтобы Он народ и стадо свое пас жезлом; у Апостолов же жезл отнят из рук, [ибо] строгость Закона смягчена милосердием Евангелия. Затем, вышеуказанный народ и те овцы потому будут поражаемы и пасомы жезлом, что они обитали уединенно в гористой роще. Это мы можем относить как к тем, которые вступают в сожительство и дружбу с язычниками, так и к тем, которые ищут уединенной жизни вследствие ненависти к роду человеческому, каков был, как мы читаем, Тимон афинянин, впрочем, не то, чтобы этим была осуждаема жизнь отшельническая и пророческая, которую проводили Илия (3Цар. XVII и XIX) и Иоанн [Предтеча] (Мф. III и XI), а то, что если человек, презирая остальных, сам будет гордиться и жить в темной дубраве пороков, то [жизнь его] должна быть, исправлена жезлом. Кто живет уединенно, но не в гористой дубраве, тот похваляется за добродетели; а кто одинок но не творит дел оправдания, а только наслаждается удовольствием покоя, и не трудится в поте лица своего над делом и трудом Христовым, и не добывает хлеб своими руками, что́ заповедует Апостол (1Кор. IV, 12) и горделиво возвышается; тот обитает в гористой дубраве и вращается между беcплодными деревьями. Но так как [Он] есть Добрый Пастырь и жезл Его поражает, чтобы исправлять, то речь пророческая обещает лучшее и говорит: «Среди Кармила будут пасти Васанитянку и Галаадитянку» подобно тому, как в дни древние и в дни исхода твоего из Египта. Кармил обозначает «знание обрезания,» Васанитянка – «смятение», а Галаад – « перенесение свидетельства». Итак, народ Божий и овцы паствы Его, пасшиеся прежде без стада Господня, и вне Церкви Его, вращались в темной дубраве заблуждений [теперь] будут перенесены в пониманию истинного обрезания и будут служить Богу в духе и будут полагать славу свою в Господе, а не доверяться плоти своей: они будут истинным обрезанием, а не пресечением жизни. Когда же они будут пастись духовным обрезанием, сознавая свои грехи, они придут в смущение от пороков своих и покраснеют, и будут в том смущении, которое ведет в жизни (Еккл. IV), ибо есть и другое смятение, которое ведет в смерти, в котором некогда жил Ог, царь Васанский, если только Васан обозначает «смятений». От этого худшего смятения Господь и обещает освободить народ свой: Сказал Господь: От Васана возвращу; возвращу из глубины морской (Пс. LХVII, 23). Когда же мы познаем истинное обрезание и устыдимся грехов своих, тогда мы будем в Галааде, что́ значит «перенесение свидетельства,» [т. е.] в церкви Христовой, в которой перешли свидетельства Закона и изречения Пророков, и это будет с нами, как во дни древние, подобно тому как во время исхода нашего из земли Египетской, о котором Моисей говорит: Вспомяните дни вечности (Втор. XXXII, 7), не дни этого века, которые называются злыми, но дни пребывающие непрестанно. А о днях вечности воспоминает тот, который не смотрит на настоящее, но восстал со Христом и сидит с Ним в небесных обителях, уже представляя себе мысленно, что он освобожден от дней века сего. Но божественные речь обещает также, что [Он] покажет народу своему и овцам наследия Своего чудные дела. Тогда, – говорит, – «увидят народы и придут в смятение при всем могуществе своем», потому что некогда они нападали и преодолели народ Божий, и смятение будет иметь то преимущество, что они познают свои злодеяния. Ибо они положат руки свои на уста свои, и злые дела их отнимут у них всякую способность говорить. По как руки народов нечестивых закрывают уста их, так, напротив руки людей праведных откроют уста их, получающих вследствие дела доброго способность беседовать с Богом. Уши их также станут глухи, потому что их злоба не только ослепит зрение их очей, но и сделает их уши глухими, ибо они не хотели слушать голоса провозвестников и [особенно] провозвестника чарующего, но как говорит Исаия: Ушами своими тяжело слышали (Ис. VI, 10), хотя гораздо менее тяжело слушать, чем почти не слушать и быть глухим настолько, что даже не слышать слова истины. Вследствие таких злодеяний о них говорится, что они будут лизать землю, как змеи, которые тащат землю, ползя по ней на чреве своем и поядая землю во все дни своей жизни (Быт. III, 14), и делая дела плоти, т, е. земные, и волоча за собою до дня мщения и посещения Господня не прах и не малые остатки земли, по всю землю. А когда они это сделают и придут на суд Божий, и будут заключены и повергнуты в смятение, то их заключение и смятение будет продолжаться до того времени, пока в них останется та земля, которую они влекли, как змеи. Когда же ее не станет, то они окаменеют и будут удивлены, но не о Господе Боге своем: ибо они не заслужили, чтобы Он назывался Господом Богом их, а о Господе Боге нашем. Но внезапно делается отклонение (ἀποστροφή) ко Христу и говорится в нему; И убоятся от Тебя. Действительно, начало премудрости есть страх Господень (Притч. IX, 10). [Все] это будет, чтобы увидели народы и пришли в смятение, не смотря на всю нечестивую силу свою, и чтобы положили руки свои на уста свои, стали глухими и начали лизать землю, как змеи, которые тащат землю, и чтобы они сначала были заключены, потом пришли в смятение, и после того устрашенные ужаснулись пред Господом Богом святых, и, наконец, чтобы сами также убоялись Его. Так согласно LХХ. А так как в этом месте наше издание немного только отличается от них (LХХ), то мы думаем, что связанное нами относительно их также сказано и о нем.

Книга толкований на пророка Михея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 16-17 Увидят это народы и устыдятся при всем могуществе своем; положат руку на уста, уши их сделаются глухими;
будут лизать прах как змея, как черви земные выползут они из укреплений своих; устрашатся Господа Бога нашего и убоятся Тебя.


Ст. 16-17 Узрят язы́цы и усрамятся от всея крепости своея, руце возложат на уста своя, и уши их оглохнут, полижут персть яко змиеве плежуще по земли, смятутся во облежении своем: о Господе Бозе нашем ужаснутся, и убоятся от Тебе.

Видя внезапную благоуспешность твою, и Мною подаваемую тебе помощь, не осмелятся и слова противного выговорить тебе: но, подобно извивающимся змеям, припадут к земле, не отваживаясь ни сделать, ни сказать что-либо. Возбудив себя сими словами, в изумлении пред Божием человеколюбием, Пророк воззвал:

Ст. 18 Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать.

Ст. 18 Кто Бог, якоже Ты: отъемляй беззакония, и оставляяй нечестия останком наследия Своего? И не удержа гнева Своего во свидение, яко волитель милости есть.

Водясь неизреченною благостью, которую не в состоянии изобразить никакое слово, не подвергаешь Ты, Владыка, изысканию, какого люди достойны за грехи свои, но как скоро, наказав, видишь хотя малое покаяние, не взираешь на проступки, забвению предаешь нечестивые дела их, как и ныне поступил Ты с народом Твоим. «И не удержа гнева Своего во свидение, яко волитель милости есть» сие подобно тому, что сказано блаженным Давидом: «не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по грехом нашим сотворил есть нам, ниже по беззаконием нашими воздал есть нам» (Пс.102:9,10). Посему и богомудрый Михей взывает, что не сохранил на долго гнева Своего в обличение и свидетельство о беззаконии народа, но, водясь милостью, отвратит гнев Свой.
 

Толкование на пророка Михея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 Увидят это народы и устыдятся при всем могуществе своем; положат руку на уста, уши их сделаются глухими; будут лизать прах как змея, как черви земные выползут они из укреплений своих; устрашатся Господа Бога нашего и убоятся Тебя

Пророк изображает впечатление великих дел Божиих, имеющих совершиться над Израилем, на языческие народы. - Устыдятся при всем могуществе своем, т. е. потеряют веру в свое могущество и в своих богов. - Положат руку на уста - образ изумления и благоговейного молчания. - Уши их сделаются глухими - т. е. как бы от грома великих дел Божиих, от грома суда Божия (ср. Иов XXVI:14; Ис XXXIII:3). - Будут лизать прах как змея, т. е. повергнутся на землю от ужаса LXX и слав. дают в ст. 16-17 мысли сходные с подлинным текстом.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible