Скрыть
Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест

Чтобы показать Себя, Бога и Благость, Он совершает дела благостные, открывая сокровища небесные (ср. Мф. 19:21, Лк. 18:22) и служа проводником к ним. Так опровергает Он то, что люди видят в Нем только лишь человека, но и являет одновременно, что не чужды Ему свойства Бога. Исповедуя, что один только Бог благ, Он Сам говорит и поступает так, как свойственно одной только силе, благости и природе Бога.

О Троице

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест

Потому и трудно войти богатым в Царство Небесное (ср. Мф. 19:24, Мк. 10:25, Лк. 18:25), что оно желает себе обитателей решительных и с легкими крыльями. Пойди, - говорит Господь, - и продай: не часть имущества, но все, что имеешь; и раздай, не друзьям, не родным, не близким, не жене, не детям (ср. Мф. 19:21, Лк. 18:22)…Я к тому призываю, чтобы ты захотел быть совершенным, чтобы получил апостольскую доблесть, чтобы, взяв крест, шел за Христом, и, взявшись за плуг, не оглядывался назад (ср. Лк. 9:62); чтобы, возвысившись, презрел одежды прежние, и оставил одеяние века сего, дабы убежать от египетской госпожи (ср. Быт. 39:12). Так и Илия, спешащий в Царство Небесное, не может отправиться туда в плаще, но оставляет одежды мира этому миру (ср. 4Цар. 2:11-13).

Послания

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест

Взем крест твой, гряди по Мне, сказал Господь. Крест — терпение находящих скорбей.

Августин Аврелий, блж. (†430)

Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест

Я, пишущий эти строки, крепко возлюбил деяние, о котором Господь говорит богатому юноше: Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною (ср. Мф. 19:21, Лк. 18:22). Не своими силами, но с помощью благодати Божией я сделал так. И не потому, что я не был богат (хотя мне это и может быть поставлено в заслугу), но и сами апостолы, некогда поступившие так, тоже не были богаты (ср. Мф. 4:18-22, Мк. 2:14). Тот, однако, кто оставляет как то, что имеет, так и то, что хотел бы иметь, оставляет весь мир.

Послания

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест

Что услышал этот человек, возлюбленные, слышали и мы: Евангелие Христа - на небесах, но и на земле оно не перестает возвещать. Мы же не будем мертвыми, когда Он призывает громовым голосом, и не будем глухими, когда Он вопиет. Если ты не хочешь сделать большее, сделай меньшее. Большее - Все, что имеешь, продай и раздай нищим; и приходи, последуй за мною (ср. Мф. 19:21, Лк. 18:22). Меньшее - «не убивай, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не кради, чти отца твоего и мать, люби ближнего своего, как самого себя»(ср. Мф. 19:18-19, Лк. 18:20).

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 17-22 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал перед Ним на колени испросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать (Исх. 20, 12-17). Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение

Некоторые ложно представляют сего юношу как хитрого и коварного искусителя. Это не так: он был только человек любостяжательный, а не искуситель. Ибо послушай, что замечает евангелист: «Иисус, взглянув на него, полюбил его». А почему Христос отвечал ему так: «Никто не благ»? Потому что тот подошел к Христу, как к простому человеку и как одному из многих учителей. Христос как бы так говорит: Если ты почитаешь Меня благим, как простого учителя, то в сравнении с Богом ни один человек не благ; если признаешь Меня благим, как Бога, то для чего называешь Меня только учителем? Такими словами Христос хочет подать высшую мысль о Себе, чтобы тот познал Его как Бога. Кроме того, для исправления же юноши, Господь дает ему и другой урок: если он хочет с кем-либо беседовать, то говорить должен без лести, а корень и источник благости знать один - Бога и Ему воздавать подобающую честь. Впрочем, я удивляюсь сему юноше в том, что, когда все другие приходили к Христу за исцелением от болезней, он сам просит о наследовании жизни вечной, - если б только он не был одержим еще сильнейшей в нем страстью сребролюбия. По сей-то страсти, услышав слова Господа: «Иди, продай и раздай нищим», он «отошел с печалью». Заметь при сем, что Господь не сказал: продай по частям, что имеешь и раздай, а продай за один раз и раздай, но только нищим, а не ласкателям и не развратникам; потом: «последуй за Мною», то есть усвой и всякую другую добродетель. Ибо много таких, которые хотят, и не стяжательны, но не смиренны, или и смиренны, но не трезвы, или имеют другой какой-либо порок. Поэтому и Господь не говорит только: «продай и раздай нищим», но: «и приходи, последуй за Мною, взяв крест», что значит быть готовым на смерть ради Него. «Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Не напрасно присовокуплено, что он много имел: ибо и малым владеть и худо и опасно, а узы многих стяжаний и вовсе неразрешимы. Но тот, что юн по духу, легкомыслен, невнимателен мыслью, не устроен разумом, пусть так же продаст имение свое, как-то: гнев и похоть, со всем тем, что от них прозябает, и отдаст, бросит бесам, которые суть нищи, лишены всякого блага и богатства, потому что отпали от благости Божией, и потом да последует Христу, Ибо тот только может последовать Христу, кто отвергнет богатство грехов, которое есть достояние бесов. «Уклонися, - сказано, - от зла»: это значит бросить греховное богатство нищим, то есть силам бесовским; - «и сотвори благо»: что значит последовать Христу и взять Крест Его.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест

Господь заповедует пожелавшему направиться к снисканию совершенства не постепенное подаяние милостыни, как это требуется от спасающихся, но повелевает единовременно продать все имение и всю цену, полученную за него, единовременно же, с большею поспешностью, раздать нищим; таким образом прервать все связи с миром, все отношения к миру, и последовать Христу, взяв крест. Что значит взять крест и последовать Христу? Взять крест — значит с верою и любовью облобызать все лишения, все гонения, скорби и поношения от мира, как подъял их Христос; взять крест — значит распять плоть со страстьми и похотьми, жить во плоти не для плоти, умерщвлять деяния плотские Духом, Духом жить, Духом управляться (Гал. 5.24-25; Рим. 8.12-13). Что же значит христианское совершенство? Это ощутительное и явное обновление христианина Святым Духом, могущее совершиться только над тем, кто умер для греха и для мира на кресте Христовом. Человек, обновленный Духом, делается богоносцем, делается храмом Бога и Священником, священнодействующим в этом Храме, поклоняющимся Богу Духом и Истиною. Такого совершенства в разных степенях сподобились апостолы и все прочие святые Божии.

Аскетическая проповедь


Чтоб последовать Христу, возмем крест свой. Взятием креста своего названа добровольная, благоговейная покорность суду Божию, при всех скорбях, посылаемых и попускаемых промыслом Божиим. Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста. Последовать Христу может только взявший крест свой: покорный воле Божией, смиренно признающий себя достойным суда, осуждения, наказания.

Аскетические опыты. Том 1. О последовании Господу нашему Иисусу Христу

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Христос отвечает юноше: «Одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест»

Итак, нужно только одно! Как просто! Для всего равновесия жизни, всего ее оправдания, всей полноты удовлетворенности и счастья надо только одно. Откидываются томы нагромождений человеческой мысли. Устраняются, как ненужные, все потуги человеческих исканий. Нужно только одно! Как проста истина! «Продай, раздай, следуй за Мною, взяв крест». Что это? Требование отказа от вещей? Всего внешнего? И опять: «возьми крест…» (ср. Мк. 8:34-37). Что же? Оправданию жизни мешает много денег или вообще внешность сама по себе? Ученики Христа вначале так и поняли было слова Учителя. Когда юноша отошел с печалью, Господь, посмотрев вокруг и как бы улавливая мысли окружающих, говорит ученикам Своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (ст. 23). И ученики «ужаснулись от слов Его». Видно, ученики поняли так, что Учитель требует полного отречения, полного истребления всего внешнего, земного. Ну, как же это возможно для земных? И они ужаснулись! Тогда Господь проясняет их мысли. С какою нежностью, с каким снисхождением к их стелющейся по земле мысли Он делает это! «Дети! — говорит Он, — как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие!» Господь разъясняет, что не в деньгах или вообще не во внешности самой по себе тут дело. Разве может быть грех в том, что у тебя в комнате будет лежать золото или какая-нибудь вещь? Греховна человеческая слабость, которая хочет вещью заполнить не только комнату, а самую жизнь, хочет вещью в жизни утвердиться и на вещи обосноваться, как на прочнейшей опоре. Значит, вот в какой момент рождается ошибка. Когда происходит превратное перемещение ценностей, тогда и возникает грех. Господь потому так именно и уточняет Свою мысль: трудно войти в Божие Царство не имеющим золото, а надеющимся на золото, т.е. тем, кто золотом, вещью, хочет в жизни утвердиться и оправдаться. Но, сказав это уточнение, сказав, что в Царство Божие трудно войти не богатым, а надеющимся на богатство, Господь, однако сейчас же с какой-то настойчивостью возвращается к своей первой формулировке суждения о богатом: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (ст. 25). Надо добавить, что у евангелистов Матфея и Луки только эта формулировка и передается и совсем нет уточнения мысли о том, что не спасутся «надеющиеся» на богатство; у обоих евангелистов, рассказывающих о событии, приводятся только слова Господа о трудности «богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23-24, Лк. 18:24-25). Видимо, основная мысль Господа была именно такова, что богатым, т.е. обросшим внешним, трудно войти в Небесное Царство Отца. Видимо, что Господь как бы даже намеренно не различает «богатого» от «надеющегося на богатство» и проводит между ними знак равенства. Как будто уточнение мысли о «надеющихся на богатство» было сделано только по снисхождению к человеческой мысли учеников, чтобы направить ее на понимание истины, а перед лицом Высшей Истины и Правды жизни то и другое состояние, т.е. состояние души в богатстве с ее состоянием надеянности на богатство, равнокачественны. Как это понимать? В чем же дело? Конечно, вещь сама по себе не может быть греховной, как нет греха и во всей совокупности вещей самих по себе, хотя бы взять их совокупность в масштабе всего мира. Но грех и зло, просочившиеся в человеческую жизнь, делают вещи своим орудием, и тогда вещами создается внешняя среда зла. И всякий человек через свои вещи, сродные названной среде зла, невольно втягивается в эту среду и невольно прирождается ей. Такова, например, среда зла денег, зла костюма и прочее, и прочее, и прочее. Это — во-первых. Во-вторых, вещи, безгрешные сами по себе, делаются источником зла в силу немощности природы каждого человека. Когда человек облепляется и обрастает вещами, т.е. внешним, земным, он невольно подпадает их плену. Поступки, интересы, устремления человека невольно замыкают его в сжатый круг внешнего, и тогда происходит переключение ценностей, и человек безнадежно запутывается в ограниченной среде вещей и делается их слугой. Так, например, бывает в торговле, даже в искусстве и прочем. Таким образом, незаметно обладание вещью переходит в рабство вещи, и именье вещи незаметно обращается в жизнь вещью и надеяние на нее. Вот почему Господь и проводит равнодействующую между обладанием богатством и надеждой на него и ставит в одну линию удаленности от Божия Царства надеющихся на богатство с имеющими богатство. Господь смешивает в одну группу имеющих богатство и надеющихся на него, потому что внутренне, душевно, они стоят на одной линии, удаляющей от Божественного Царства. Поэтому же отстраняется и богатый юноша. Не богатство само по себе оказалось препятствием идти за Христом для этой молодой и внутренне богатой души, а богатство как путь земли, путь внешнего, когда неминуемо создается «надеяние» на богатство, плен вещью, рабство вещам, когда происходит незаметное всасывание в ценности внешнего, когда Божие исподволь и незаметно переключается в земное. Когда происходит обволакивание землею, и человек весь устремляется по земному пути вещей, Божий путь становится далек как нереальность. Этим путем — плена вещью — шел юноша, и для него оказалось невозможным пойти за Христом, потому что вне пути вещи он не представлял себе жизни и, значит, не мог отказаться от вещей, чего требовал Христос. Теперь ясно, чего же «одного» недоставало юноше. «Все, что ты сказал о себе, — как бы говорил ему Господь, — хорошо. Ты чист перед законом, и ты сохранил заповеди, и мил ты Мне, но одного недостает, чтобы быть со Мной, — переключиться на Мой путь. Ты идешь путем земли, путем вещей. А конец его — вещи же. И ты останешься рабом вещи. А Мой путь — отличный от пути вещи. Это — путь духа. И потому, чтобы тебе стать на Мой путь, освободись от первого пути, т.е. освободись от вещи, а потому — «продай!.. раздай!» Значит, чтобы стать на Божий путь, надо выкинуть из души всю землю, все вещи. Надо, чтобы между твоею душой и Богом не было никакого заслоняющего экрана земли. Надо, чтобы даже отсвет земли не падал на душу. Пусть все притяжение души во всех ее отдаленных закоулочках будет вывернуто, и обнажено, и повернуто к Отцу жизни и Света. И чтоб ничего не было в промежутке между душой и Богом, не только вещей, нет, даже чтоб тени вещей не было. Господь ревнив. Уж если хочешь идти за Ним и любить, так иди и люби, и только Его и люби, и весь без остатка. Когда сделаешь это, тогда ты переключился на Божий путь, потому что ты исполнил первое — «продай… раздай…», т.е. выкинул вещное, и ты исполнил второе — «будешь иметь сокровище на небесах», т.е. ты переместил центр тяжести в вечное, в область духа, и, значит, ты твердо стал на Божий путь. Теперь ты можешь спокойно идти за Христом. Это путь нетлеющей, негибнущей жизни и бесконечной вечности. Вот что было сказано юноше. Вот каков ключ спасительного пути. Вот что требует путь Христа. И снова ужаснулись ученики. Учитель требовал выкинуть из душ и жизни все вещное. А вещный человек живет в кругу вещей и, кажется, не уйти из этого круга. Ученики не мыслили себе этого ухода, и потому сказано о них, что они «чрезвычайно изумлялись» (ст. 26). Теперь учение Господа было ясно и для них, но оно было так кристально и возвышенно, что трепетало от него человеческое разумение. Завершенную ясность словам давало новое упоминание о кресте: тогда (т.е. продав… раздав… обосновав сокровище на небе) «приходи, последуй за Мною, взяв крест». Упоминание о кресте сближало настоящее слово Господа с Его же раннейшею речью об отвержении себя и взятии креста. Там требовалось отвергнуть себя, душу свою погубить и бросить себя в мусорную яму. Теперь предлагается отвернуться от вещей, от всего внешнего, погубить для себя и в себе весь мир вещей и его бросить туда же, т.е. в мусор же. Там ему и место. Это было невероятно. Но это было так. И ничего не может быть другого, если ты хочешь идти за Христом Богом и любить Его, как требуется, т.е. всем сердцем, всею душою, всем разумением, всей крепостью твоей, т.е. всеми силами жизни (Мк. 12:30). Вникай! Вникай! Здесь — не истребление вещей и даже не внешнее выведение человека из круга вещей, потому что это было бы убийством земли, а земля — все же творение Бога. Здесь — не истребление вещей, а подчинение их одному началу жизни, каким является Бог. Только Господь, только Христос, только любовь к Нему и следование за Ним остаются ежедневной всепоглощающей целью жизни. Все другое только исполняет служебную роль в отношении этой главной и единственной цели. Все другие твои занятия, интересы, стремления, даже лучшая, идеальнейшая любовь, должны быть не целью сами по себе, а только орудием, средством в них и через них выполнять Божию волю о тебе и жизни в них, и через них послужить одной любви ко Христу и Богу. Такова должна быть служебная роль земного и вещного. Значит, вещь ты можешь иметь и внешним можешь жить вплоть до отдачи ему всех твоих земных устремлений, например, в науке, искусстве, как и в других занятиях, но все твои вещные устремления пусть имеют только служебную роль в твоей жизни, т.е. через них служи одной правде жизни, через них оправдай свою жизнь. Словом, служи не им самим по себе, а в них и через них отдавай свое сердце и всю свою жизнь одному Богу. Таким путем требуется внутренне выйти из круга вещей, не иметь в них никакой ценности, не задерживаться на них и частью души, а еще лучше — отвернуться от них и кинуть их вон из себя. Так как это был призыв выйти из вещности, то ученики и называют его сверхсильным для человека. Ведь сам-то человек — вещен! Кажется, невозможно ему выйти из круга вещей. И в изумлении и трепете души спрашивали друг друга ученики: «Кто же может спастись, если таково требование к спасающемуся?» Господь отвечает на это. Он соглашается с учениками. Да, говорит Господь, «человекам это невозможно». Снова вникай в Господне слово. Он не сказал: «Это невозможно», т.е. что Его требование сверхъестественно и утопично и, значит, невыполнимо. Но говорит: «Человекам это невозможно», т.е. Он соглашается с учениками в оценке человеческой слабости и утверждает, что людям, в которых есть вещность, непосильно выполнить Его заповедь. Полнее мысль Господа раскрывается так: для человеческой души выйти из круга вещей совершенно возможно и даже должно, потому что душа должна быть духовна и безвещна, и потому Я и даю такую заповедь. Но греховной душе выйти непосильно, потому что грех и есть измена духовности души и погружение ее в вещность. А когда душа «погубит» себя греховную, чтобы найти себя возрожденною, тогда она, очищенная, и сможет выйти из вещного круга, потому что тогда в ней и с ней будет сила, Божия сила. Ведь Божия сила спасает человека. Божия сила всемогуща. «Всё возможно Богу» (ст. 27).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 17-31 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благой! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу. И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми.
 

     Разговор с богатым юношей и учениками об опасности богатства для получения спасения у ев. Марка изложен совершенно одинаково со сказанием об этом ев. Матфея, с некоторыми лишь особенными чертами, отчасти восполняющими сказание Матфея, отчасти видоизменяющими его (ср. Мф.19:16-30 и прим.).

     «Подбежал некто, пал пред Ним на колени»: у ев. Матфея просто – приступил. Черты, указанные ев. Марком, восполняя сказание ев. Матфея, указывают в юноше особую, свойственную юношескому возрасту, стремительность и горячность в желании достигнуть цели своей и вместе искренность его уважения к Господу, как премудрому Учителю, – черты весьма доброго нрава, в котором хранились зачатки великих добродетелей.

     «Не обижай»: не причиняй неприятности и притеснения ближнему каким бы то ни было образом. Заповедь эта, не выраженная прямо в Десятисловии, выражена именно так в другом месте закона Моисеева (Лев.19:13) и имеет особенную важность в приложении именно к богатому, каков был юноша, так как богатый имеет и более способов, и более поводов, и более поползновений причинить обиду ближнему так или иначе.

      «Взглянув на него, полюбил его»: черта, указанная только ев. Марком. Случившееся вслед за этим показывает, что юноша любил Спасителя менее, чем свое богатство, и отказался следовать за Ним из-за привязанности к своему богатству. Однако же Спаситель полюбил его; достойна была любви в нем именно эта искренность и стремительность в искании пути к Царствию Божию, свидетельствующая о добрых качествах его природы, и это строгое внешнее исполнение закона, хотя непрочное в основе, тем не менее требовавшее усилий и нравственной борьбы и свидетельствующее о значительной степени законно-нравственного совершенства этого юноши. И тем более прискорбно было для Господа видеть, что этот достойный любви юноша всецело поглощен страстью к богатству и готов пожертвовать для него всем, каковая скорбь или глубокое нежное соболезнование и выражается в дальнейшей речи Господа к ученикам.

      «Одного тебе недостает»: юноша, похвалившись, что он с детства исполняет заповеди закона, спрашивал – чего еще ему недостает (Мф.19:20), и Господь указывает – чего ему недостает, если он хочет быть совершенным исполнителем закона. Оказалось, что если бы он и захотел исполнить слово Христово, то не мог бы, потому что страсть к богатству совершенно отняла у него добрую волю – стяжать высшее нравственное совершенство.

     «Ужаснулись от слов Его»: богатство такая вещь, которой все так желают и к которой стремятся; богатство и по закону есть знак благословения Божия человеку, а между тем Господь поставляет его таким сильным препятствиям на пути к Царствию Божию! Ученики ужаснулись строгости этого учения и чрезвычайно изумлялись (ст. 26).

     «Дети»: выражение нежной любви к ученикам, успокаивающее их душевную тревогу, возбужденную странной для них строгостью или суровостью учения Христова о богатстве.

     «Надеющимся на богатство»: этим выражением заменяется предшествующее – «имеющим богатство». Не само в себе богатство опасно, но в том случае, если человек на него надеется) если все упование счастья своего в нем заключает, если привязан, если любит его более всего.

     «Мы оставили все» и пр.: подразумевается вопрос: «что же нам будет» за сие? (Мф.19:27).

     «Нет человека» и пр.: награды за самоотвержение, проявленное в разных видах, ради Христа и Его учения, разделяются на награды еще в здешней жизни и награды в будущей жизни.

     «Во сто крат»: очевидно символическое обозначение несравненно большего возмездия за оставленное, чем сколько стоит это оставленное.

     «Более домов» и пр.: очевидно речь иносказательная, т. е. нельзя разуметь здесь в собственном смысле домов, как нельзя разуметь в собственном смысле братьев, сестер, отца и пр., ибо сие последнее в буквальном смысле невозможно: следовательно, все это изречение (ст. 30) надобно понимать в смысле несобственном, о благах духовных, о наградах духовных, т. е. что духовные блага, даруемые Христом его последователям, столь обильны, что несравненно более вознаграждают отказавшегося ради них от всех благ житейских, если последние отклоняют от последования Ему. Духовные связи религии несравненно более дороги человеку и крепки, чем кровные и чувственные связи, если эти последние препятствуют высокой религиозной жизни, и потому слишком вознаграждают отрекшегося от этих последних, за отречение от них; таковой может приобрести гораздо более дорогих сердцу братьев и сестер, духовных отцов и матерей и детей.

     И это еще здесь «ныне, во время сие, среди гонений», которым, по предречению Христову, имели подвергнуться Апостолы и вообще последователи Христовы. Относя сие ко всем последователям Христовым во все времена, надобно понимать эти изречения так, что вообще в церкви Христовой, воинствующей еще на земле, истинные последователи Христовы, – если отказываются от всего, что может препятствовать им быть истинными христианами, как бы это оставленное ни было для них дорого и близко, – в духовных благах церкви Христовой обретут для себя высшее вознаграждение за оставленное; в веке же грядущем, по смерти, сподобятся жизни вечной, нескончаемого блаженства в общении с самим Иисусом Христом Богом и со всеми святыми.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-27 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу

(См. Мф. 19:16–26).

Евангелист Марк в этом разделе восполняет рассказ Матфея. Он сообщает, что «некто» (у Матфея – «юноша») подбежал ко Христу и пал пред Ним на колени, свидетельствуя этим о своем искреннем желании узнать от Христа всю правду по занимавшему его вопросу и о своем доверии ко Христу.

«Не обижай» (стих 19). Это выражение, по всей вероятности, представляет в кратком виде содержание 10-й заповеди, где речь идет о разных обидах, причиняемых людьми своим ближним.

«Взглянув на него, полюбил его» (стих 21). Христу угодна была жажда, с которой юноша стремился к достижению истины, его стремление заглянуть в глубину закона, не ограничиваясь его внешним, буквальным, исполнением.

«Одного тебе недостает». Чего же? Под этим «единым» нельзя понимать то, что перечисляет Христос далее: продажу имения, раздачу нищим и последование за Христом, потому что это уже не одно, а три дела. По контексту речи лучше всего здесь видеть обозначение покаяния или обращения, подобно дитяти, к Христу.

«Взяв крест». Ср. Мк. 8:34, впрочем, в лучших кодексах этого выражения нет.

«Как трудно надеющимся на богатство…» (стих 24). В лучших кодексах слов «надеющимся на богатство» не имеется (Тишендорф, 8 изд.). Господь говорит, что доступ в Царство Небесное труден вообще.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О кресте.

Мк.10:21. Всякий должен следовать за Христом, неся крест свой, но не всякий непременно должен отречься от всего имущества своего, – можно служить Господу и именем своим: Лк.8:3; Закхей только половину обещал раздать: Лк.19:8-9. Крест Христов не везде разумеется в переносном смысле: Ин.3:14-15, Ин.19:16-19.


Лк.9:23. Если бы крест подлежал презрению, то Господь не стал бы означать именем креста благодетельные для нас скорби и страдания. Апостол Павел ничем другим не желал хвалиться, как только крестом: Гал.6:14; слово крест не везде обозначается в переносном смысле, но и в собственном: Мк.15:21; Евр.13:13; Ин.3:14-15.


Лк.14:27. Здесь разумеется крест духовный – терпение и страдание, но из этого не следует, чтобы слово крест и в других местах употреблялось в том же переносном смысле, а не в собственном. Мф.27:40; Ин.19:17; Лк.23:26. Одно воззрение на крест с верою избавляет от погибели: Ин.3:14-15.

 

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible