Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Марка 12:44
ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Павлин Милостивый, свт. (†431)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)
Прочие
- Евагрий Понтийский (†399)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое
За те два обола, что принесла вдова, Господь воздал ей не как за два обола (ср. Лк. 21:1-4). Почему же? Потому, что Он взирает не на количество денег, но на богатство души. Если ты считаешь деньги, то бедность ее велика, но если явишь на свет побуждение, то сокровища ее благородной души не описать словами.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое
Древнее речение гласит: у скупого нет ни того, что он имеет, ни того, что он не имеет. У верующего богатство - весь мир, у неверующего - нет и обола. Будем же жить, как ничего не имеющие, но обладающие всем (ср. 2Кор. 6:10).
Павлин Милостивый, свт. (†431)
ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое
Нам было доверено распоряжаться и совместно пользоваться временным достоянием, а не вечно обладать частной собственностью. Если ты признаешь, что на земле обладаешь богатством временно, то на небе сможешь стяжать его навечно… Вспомним и ту вдову, которая, заботясь о бедных и не думая о себе, положила все, что имела, все пропитание свое, помня только о будущем достоянии, как о том свидетельствует Сам Судия. Ибо все прочие, говорит Он, клали от избытка своего; она же, нуждаясь, быть может, более иных бедняков и владея лишь двумя лептами, но изобилуя духовными богатствами и стремясь только к вечной милости, алкала небесных сокровищ и отказалась от всего, что приобретается и тратится на земле… Так воздадим Господу тем, что Он дал нам в дар, ибо без Его милости мы не обладаем ничем, без Его воли и сами не существуем… Принесем Господу Его дары; дадим Ему то, что Он принимает от любого бедняка. Дадим в радости, говорю я, и возрадуемся Его ответному дару!
Послания
Максим Исповедник, прп. (†662)
Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое
Кто такая вдова и две ее лепты? Возможно, под ней понимается душа, лишенная порочности, потерявшая, словно мужа, ветхий закон, но еще не достойная высшего соединения с Богом Словом, впрочем, приносящая Ему в качестве залога, как две лепты, прежние правые рассуждения и жизнь, или веру и благую совесть, или расположение к добру и осуществление его, или надлежащие для этого созерцание и делание, или соответствующие [им] ведение и добродетель, или нечто превышающее их - я подразумеваю логосы, содержащиеся в естественном и писанном законах. Обретя их, душа [в восторге] исступает и освобождается от этого, равно как и от всей жизни и всего житейского, желая соединиться с единственным Богом Словом, и предпочитает лишиться, словно мужей, жестоких образов действий, нравов и обычаев, соответствующих природе и закону. Но, возможно, рассказ [о вдове] посредством исторического своего повествования намекает на нечто еще более духовное, доступное умозрению только чистых. Ибо все, что считается у людей великим по добродетели, оказывается малым, если сравнить его с тайным смыслом созерцательного богословия. Кроме того, хотя [лепты] малы и сделаны из недорогого и не очень ценного материала, но и на них есть царское изображение, как на золотых монетах, которые приносятся богатыми людьми. Они имеют даже большее — [отпечаток] чистосердечного душевного предрасположения той, которая приносит их.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое
У иудеев сохранялся особенный обычай, тот, что имеющие и желающие делали вклады в церковную сокровищницу, которая называлась «газофилакион», из которой получали содержание священники, бедные и вдовицы. Между тем как многие делали это, подошла и вдовица и показала свое усердие лучше богатых. Слава Тебе, Христе, что Ты и малое приемлешь лучше великого! О, если бы и моя душа соделалась вдовицей, отвергшись сатаны, с которым сочеталась неподобными делами, и решилась бы повергнуть в церковную сокровищницу «две лепты», - плоть и ум, утончив их плоть воздержанием, а ум смирением, дабы и я услышал, что всю жизнь мою посвятил Богу, не имея в себе нисколько ни помыслов мирских, ни побуждений плотских!
Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)
Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы (храма) и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое
Образ бедной вдовы, опустившей в кружку две лепты и похваляемой Христом больше всех других жертвователей, — опять классический образ. Он прост и ясен. В нем похваляется качество дела веры и любви сравнительно с количеством, т.е. с наружным выражением этого дела. Но дело вдовы значительнее, чем оно обычно представляется, и слова Христа глубже только похваления качества доброго дела. Вдова была бедной, и она положила в сокровищницу ничтожную сумму. Однако Господь выделяет вдову из всех жертвователей. Выделяя вдову, Господь обозначает великость ее дара не тем, что она дала один кодрант из двух, скажем к примеру, которые она имела, т.е. не тем, что она отдала Богу половину того, что имела, и не тем обозначается великость дара вдовы, что она положила две лепты от всего сердца, а похваляется вдова и ее дар за то, что она «положила все, что имела, все пропитание свое». Пойми это: «Положила всё, что имела, всё пропитание свое». Вот какой дар похваляется! Вот каково должно быть качество дара! Вот каково должно быть участие сердца! Похваляется такая обращенность к Богу, такая вера в Господа и такой дар веры, при которых человек совсем о себе забывает. Пошел к Богу и все Ему понес, а о себе даже не знает, что он сегодня есть будет, да и будет ли, потому что ничего нет у человека! Пошел человек к Богу, и ничего для него уже не существует, себя самого не существует. Вот евангельский пример безраздельной отдачи себя Богу, когда между душою и Богом нет даже тени земли. Вот пример веры и любви до самоотвержения, самозабвения. Понятно, что при такой обращенности и при такой вере и любви всякий дар человеческой души, как бы он ни был ничтожен внешним исчислением, перевесит все другие, потому что тут в жертву веры и любви принесена вся человеческая жизнь. Вот о какой вере, любви и даре идет речь в рассказе о двух лептах вдовицы! И ты, если захочешь измерять малость или великость своих даров Богу и ради Бога, измеряй их степенью отдачи себя Богу по вере и любви к Нему и степенью отказа от себя, степенью самозабвения в служении Богу. Вот почему в другой раз Господь и заповедует принесшему дар к алтарю и вспомнившему, что его брат имеет что-либо против него, оставить дар у алтаря и прежде пойти и примириться с братом, а потом уж принести Господу свой дар. Заповедуется так потому, чтобы освободить принесшего дар от всякой тяготы земли, от всяких его «долгов» на земле, связывающих его с землею, чтобы, таким образом, ему свободнее было оторваться со своим даром от земли и даже от себя самого. Сила дара — в оторванности души от земли и в устремленности ко Христу, когда она не только дар, а себя самое готова каждый миг отдать Христу. Вот как понимай рассказ о вдовице.
Евагрий Понтийский (†399)
ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое
Лучше начать с малого и закончить великим, продвигаясь от меньшего к большему, чем с самого начала направить сердце на совершенный образ жизни, чтобы затем оставить его или придерживаться лишь время от времени, заботясь о том, что скажут другие, - в таком случае весь труд напрасен. Нечто подобное происходит с путешествующими: если они утомляются в первый же день, слишком торопливо пустившись в путь, то потом теряют много дней на восстановление сил. Но если они будут сначала идти неспешно, пока не привыкнут к ходьбе, то в конце уже не будут уставать, даже пройдя большое расстояние. Так и тот, кто хочет приступить к трудам добродетельной жизни, должен упражняться без спешки, пока постепенно не достигнет предела своих возможностей. Не смущайся множеством путей, пройденных нашими испытанными отцами: каждый из них не похож на другие. Не переусердствуй в стремлении подражать им во всем - это лишь расстроит твою жизнь. Лучше выбери такой жизненный путь, который сообразен твоей немощи; иди по нему, и ты будешь жив, ибо Господь наш милостив и примет тебя - не за успехи твои, а за старание, как принял дар неимущей вдовы (ср. 2Пар. 6:14, 30:9, Неем. 1:5, Пс. 5:10, Дан. 9:4, Иак. 5:11).
Послания
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.
«Против сокровищницы»: так называлась большая сборная кружка, находившаяся на так называемом «дворе жен» (см. прим. к Мф.21:12), в которую народ клал добровольные приношения, назначавшиеся в пользу храма, т. е. на его поддержку и богослужебные принадлежности. Перед праздником Пасхи особенно много собиралось таковых пожертвований, так как был обычай, что перед этим праздником никто не входил в храм, не положив предварительно в эту кружку сколько-либо денег по мере своих средств и усердия.
– «Две лепты»: лепта – самая мелкая монета, равняющаяся 1/4 коп.; две таких монеты равнялись ценностью мелкой же римской монете, называющейся от (кодрант равнялся 1/2 коп. и составлял 1/4 аса, 10 ас равнялись динарию– ок. 20 к. с.).
– «Эта бедная вдова положила больше всех» и пр.: больше не по количеству положенных денег, но относительно средств ее сравнительно с другими. Прочие подавали то, в чем не имели большой нужды, не отягощая очень себя, не истощая своих средств к жизни, а она положила последнее, что у нее было, и таким образом посвятила Богу все, что имела.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Повествование о вдове, положившей в церковную сокровищницу две последних у нее лепты, и о том, как принял и оценил Господь ее жертву, научает жертвовать на христианские храмы, делать денежные вклады на их устроение и украшение, не жалеть для этого и последних средств, зная при этом, что Господь оценивает такие приношения не по сумме их, а по сравнению их с достатком приносящего. Таким образом, нищий, опускающий в церковную кружку вымоленную им пред этим копейку, жертвует больше, чем богач, который дает рубль, ничего ему при богатстве его не стоящий.
См. примеч. к Лк.21:1-4.
Видя, как богатые опускают в церковный ящик, или кружку, свои дары, и заметив, бедную вдову, опустившую туда две лепты, Господь говорит, что она множае всех верже. При этом не остается места сомнению, что Христос считал, дары, приносимые таким образом в храм, дарами, приносимыми Самому Богу; Он так выражается: вcu сии от избытка своего ввергоша в дары Богови: сия же от лишения своего – верже. Посему и теперь пожертвование, опускаемое в церковную кружку, должно быть почитаемо за дар, приносимый Богу.
Примечания к Евангелию в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое
У евангелиста Матфея нет рассказа о бедной вдове, положившей в сокровищницу храма две лепты (этот рассказ есть у Луки – Лк. 21:1–4). Христос сидел «против сокровищницы», т. е., вероятно, на дворе женщин, у церковной кружки (вопрос о том, что такое сокровищница, γαζοφυλάκιον2), еще не решен окончательно исследователями Священного Писания). По обычаю, проходившие около кружки клали в нее пожертвования на нужды храма, причем богатые клали крупные деньги. Но вот подошла бедная вдова, которая положила «две лепты», т. е. две самые мелкие медные монеты, которые составляли один «кодрант» (λεπτόν – греческая монета, κοδράντης – римская quadrans; стоимость кодранта – 1/2 копейки; по-еврейски «лепта» называлась «пpyтa»). Господь, имея в виду мнимое благочестие книжников – людей зажиточных, – о котором Он только что говорил, не преминул указать Своим ученикам на пример вдовы, которая отдала все, что имела, и которая поэтому своим пожертвованием возвысилась над богатыми, клавшими много больше, но все же жертвовавшими только самую малую часть своего достояния.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О приношениях на храм.
Отсюда видно, что жертва на ycтpoeниe и украшение храма угодна Господу. Чтобы не соблазнить в этом отношении других, Сам Сын Божий дал пошлину на храм: Мф.17:27; конечно, это приношение должно быть чистосердечное: 1Пар.29:17.