Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Марка 13:17
Горе беременным и питающим сосцами в те дни.
Святые отцы
Прочие
Августин Аврелий, блж. (†430)
Горе беременным и питающим сосцами в те дни
Это сказано образно. Кто такие беременные и питающие сосцами? Беременные - это души, надежды которых связаны с веком сим; получившие же то, на что надеялись, названы питающими сосцами. Вот для примера, некто захотел купить себе поместье. Это - беременность: покуда не будет поместье куплено, чрево растет в надежде; когда же поместье куплено, то чрево разрешается от бремени и тогда уже то, что куплено, вскармливается. Горе беременным и питающим сосцами в те дни - то есть горе надеющимся на век сей, горе льнущим к вещам, которые родились из надежды века сего.
Толкования на Псалмы
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 14-17 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни
Под «мерзостью запустения» разумеется статуя того, кто подверг город Иерусалим запустению. Ибо «мерзостью» называется всякий идол; «мерзостью запустения» назван он потому, что его поставили внутри недоступного святилища храма, когда Иерусалим был взят и чрез это подвергся запустению. Впрочем, еще Пилат внес ночью в храм изображение кесаря, и чрез то был виной великого мятежа в народе. С этого времени начались и войны, и запустение Иерусалима. «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». Хорошо сказал: «находящиеся в Иудее» (все вообще, а не апостолы), ибо апостолов не было тогда в Иудее, но, как сказано, они еще прежде войны были изгнаны из Иерусалима или, лучше, сами ушли из него, будучи движимы Духом Святым. Итак, да бегут оставшиеся в Иудее. А кто будет на кровле, пусть ни за чем не возвращается в дом свой: рад должен быть и тому, если спасется хотя нагой. Но горе будет тогда женам, имеющим детей, и беременным. Почему? Потому что первые, имея детей и будучи удерживаемы любовью к ним, не могут убежать; да и во чреве имеющим неудобно будет бежать по причине бремени чревоношения. Но я думаю, что здесь указуется и на детоядение, ибо осаждаемые иудеи во время голода поднимали руки даже на детей своих.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-19 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет
По-видимому, здесь речь идет о гонении, которое обрушится на верующих во Христа, но можно видеть здесь указания и на политические смятения, от которых будут очень страдать и иерусалимские христиане.
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Горе беременным и питающим сосцами в те дни
Особенно худо будет во дни разрушения Иерусалима женщинам, которые беременны и кормят грудью детей, потому что тем и другим неудобно бежать, чтобы спастись: первым потому, что они, отягощаемые беременностью, по немощи не могут бежать; а последним потому, что они связаны узами сострадания к детям и не могут спасти вместе с собой питающихся сосцами (Злат.).