Скрыть
А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте

Господь Христос, Бог наш, Сын Божий, в первый приход Свой явился тайно, однако во второй придет явно. Когда Он пришел тайно, то открыл Себя только Своим рабам. Когда придет явно, то откроется и добрым, и злым. Когда Он пришел тайно, то пришел, чтобы быть осужденным. Когда придет явно, то придет вершить суд. Он молчал, когда Его осуждали, о молчании том предсказал пророк (ср. Ис. 53:7). …Он молчал, когда Его осудили, но уже не будет молчать, когда Сам будет судить. И сейчас не молчит, если слушать, но не будет молчать, когда голос Его услышат также и те, кто Его отвергает.

Проповеди на Книгу Бытия


Кому же еще Он говорит, как не избранным и не возлюбленным Своим - тем, кто входит в тело Его, в Церковь (ср. Кол. 1:18, 24)? Потому не только тем говорил, кто тогда Его слушал, но и тем, кто был после них и до нас, и нам тоже, и тем, кто будет после нас, вплоть до Его окончательного прихода. Однако предстоит ли пережить этот день только живущим или можно сказать, что, когда Господь говорит: Бодрствуйте, чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими (Мк. 13:35-36), Он имеет в виду в том числе и тех, кто уже умер? Если не так, то зачем Ему было обращаться ко всем со словами, которые касаются только тех, кто будет жив в тот момент? Для каждого наступит тот день, когда придется покинуть эту жизнь, чтобы предстать на суд в последний день (ср. Ин. 12:48). Потому должен бодрствовать христианин, дабы не оказался он не готов в приход Господа. Тот человек будет найден неготовым в день суда, который неготовым окажется в последний день своей жизни (ср. Мф. 25:1-13). По крайней мере апостолам было очевидно, что не в те времена, когда Господь был во плоти, Он придет. Однако кто усомнится, что они бодрствовали и служили так, как Он говорил им, чтобы не оказаться им неготовыми в момент Его неожиданного прихода?

Послания

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 32-37 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте

Желая удержать учеников от любопытства о последнем дне и часе, Господь говорит, что ни Ангелы, ни Сын не знают о сем. Если бы Он сказал: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их. А теперь, когда говорит, что ни Ангелы, ни Я не знаю, − Он весьма мудро поступает и совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему. Это ты можешь понять из примера. Малые дети, видя что-либо в руках отцов, часто просят у них, и если отцы не хотят дать, они, не получая просимого, начинают плакать. В таком случае отцы обыкновенно скрывают от них вещь, держимую в руках, и, показывая детям пустые руки, удерживают их от слез. Так и Господь, поступая с апостолами, как с детьми, скрыл от них последний день. Иначе, если бы сказал: Я знаю, но не скажу, − они восскорбели бы, что Он не хотел им сказать. А что Господь знает о последнем дне и часе, это очевидно, ибо Сам Он веки сотворил. Как же Ему не знать того, что Сам сотворил? Притом и для пользы нашей Бог скрыл кончину жизни как общей, так и каждого из нас в частности, дабы мы, при неизвестности сей кончины, непрестанно подвизались, ожидая ее и страшась, как бы она не застала нас неготовых. Но рассмотрим и с другой стороны сказанное. Вечером настает конец, когда кто умрет состарившись; в полночь, − когда кто достигнет средины века; в пении петухов, − когда начинает раскрываться в нас рассудок, ибо петух означает рассудок, пробуждающий нас от сна бессознательности, а потому, когда отрок начинает действовать рассудком и понимать, тогда в нем гласит как бы петух. Наконец, утро означает совершенно детский возраст. Итак, всем нужно помышлять о конце жизни. Младенец ли есть, − и о нем должно позаботиться, чтоб не умер некрещеным. Заповедует же это Господь всем вообще − и мирским людям, и отшельникам. Итак, мы должны бодрствовать и молиться, исполнять и то, и другое, ибо многие хотя бодрствуют, но проводят ночи (не в молитве, а) в худых делах. Заметь и то, что Христос теперь не сказал: Я не знаю, когда наступит время кончины, но «не знаете», ибо ради нашей пользы скрыл это время. Если мы и при неизвестности кончины враждуем друг против друга, то чего не сделали бы, если бы знали время кончины? Тогда все время жизни до смерти мы проводили бы в крайне худых делах, а в последний день, изъявляя раскаяние, впали бы еще в худшее состояние.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 34-37 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Пришествие Господа-Судии последует неожиданно, подобно тому, как неожиданно для домочадцев бывает возвращение домохозяина, отправившегося в путь. В этом приточном изречении Господь-Спаситель и Судия изображается домохозяином. Домохозяин оставляет на время свой дом, отходя в путь, – это означает, что Иисус Христос возносится на небо к Отцу Своему и в сонм ангелов и святых, и оставляет на земле Свою церковь. Дав рабом своим власть и пр. Христос каждому из Своих верных служителей, т.е. апостолов и верующих, дал Свое дело, которое они должны исполнять, – дело устроения Церкви вообще и спасения каждого из членов ее. Отошел, не сказав точно о времени возвращения Своего, т.е. Господь сокрыл время второго пришествия Своего на суд. Посему все верующие должны бодрствовать (бдите убо и пр.), чтобы быть готовыми встретить Господа-Судию во всякое время и отдать отчет в исполнении порученного им дела спасения, и чтобы не оказаться спящими, т.е. беспечными о своем спасении, и духовно-мертвыми, т.е. неверующими или нераскаянными грешниками (Мих). Вечер или полунощи, или петоглашение, или утро, это – деление древними ночи на четыре части, – на так называемые стражи по смене сторожевых воинов: первая стража, вечер, – с 6-ти до 9 часов; вторая полночь,–до 12 час. ; третья, пение петухов, – до 4 часов; четвертая стража, утро, – до 6-ти часов утра (Чит. Мф. 14:25). Говорю (глаголю) всем, т.е. всем верующим, в какое бы время они ни жили: так как время второго пришествия Христова и суда Его весьма важно для всякого верующего.

Толкование на Евангелие от Марка

Апостольские постановления

А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте

Итак, бодрствуйте и молитесь, чтобы не уснуть вам себе на смерть (ср. Лк. 21:36). Ибо не помогут вам прежние заслуги, если в последний миг уклонитесь от истинной веры (ср. Иез. 18:24, 33:13, 1Тим. 1:18-19).

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.33-37 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

«Молитесь»
: молитва указывается здесь как самое действительное средство к поддержанию духовного бодрствования, духовной готовности достойно встретить наступление великого события – пришествия Господа.
– «Подобно как бы кто, отходя в путь» и пр. (ср. прим. к Мф.24:45–47): пришествие Господа последует неожиданно, подобно тому, как неожиданно для домочадцев бывает возвращение домохозяина, отправившегося в путь. В этом приточном изречении Спаситель представляется как домохозяин, оставляющий на время дом Свой, т. е. Свое верное общество или Свою Церковь, отходя в путь, т. е. вознесшись на небо к Отцу Своему и в сонм ангелов и святых. Каждому из Своих верных служителей – Апостолов и верующих – Он дал Свое дело, которое они должны исполнять, – устроения Церкви вообще и спасения каждого из членов ее, и отошел от них, не сказав точно о времени своего возвращения, – второго пришествия Своего на суд мира.
– По важности этого второго пришествия Христова на земле все верующие должны бодрствовать, должны быть готовыми встретить Господа во всякое время и отдать отчет в исполнении порученного им дела, чтобы Господь не нашел их спящими т. е. беспечными и духовно-мертвыми.
– «Вечером, или в полночь» и пр.: указание на четыре стражи, на которые древние делили ночь (см. прим. к Мф.14:24–25). Вечер – первая стража – ок. 9 час. веч., полночь – вторая стража, пение петухов – третья ок. 3 час. утра, утро – четвертая стража – ок. 6 часов утра.
– «Говорю всем»: через Апостолов Своих Господь дает заповедь о бодрствовании и всем верующим, на все времена, до самого второго пришествия Его.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте

Хотя эсхатологическая беседа, по представлению Марка (стихи 3-5), обращена только к четырем апостолам, тем не менее, она имела в виду всех верующих, как ясно сказано в этом стихе.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О церковном учительстве.

Мк.13:37. Господь говорит здесь только заповеди бодрствования и постоянной готовности к сретению Его, и эта заповедь одинаково относится к пастырям и пасомым: Лк.12:40-41. К отрицанию же церковного учительства здесь нет ни малейшего повода, ибо на это учительство есть ясные повеления: Мф.28:19-20; Еф.4:11-12.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible