Скрыть
Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать

Марк был учеником Петра. Поэтому тем более можно подивиться ему, что он не только не скрыл слабость учителя, но и рассказал о нем подробнее других, именно потому, что был учеником.

Гомилии на Евангелие от Матфея

Августин Аврелий, блж. (†430)

Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать

Как святой Давид раскаялся в своих смертоносных преступлениях и устоял в чести (ср. 2Цар. 12:1-20, 24:17), так и блаженный Петр, излив горькие слезы после того, как отрекся от Господа, раскаялся и остался апостолом (ср. Мф. 26:69-75, Лк. 22:55-62).

Послания

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение XLIII. Почему одни [евангелисты] пишут, что Господь сказал Петру, что тот отречется прежде, чем пропоёт петух, Марк же говорит, что прежде, чем дважды пропоёт петух, он отречётся (Мф. 26:34; Лк. 22:34; Ин. 13:38; Мк. 14:72)?

Разъяснение см. Мф. 26:34

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать

Здесь нам стоит задаться вопросом, почему всемогущий Бог допустил, чтобы Петр, которого Он поставил над всей Церковью, испугался голоса служанки и отрекся от Него. Так мы узнаем, что это было делом великой благодати: тот, кому предстояло стать пастырем Церкви, через свое собственное падение узнал, как должно сострадать другим. Так что прежде Он показал Петру его самого и тогда уже возвысил его над другими, чтобы он через свою слабость познал, как сострадать чужой слабости.

Сорок бесед на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 66-72 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать

Хотя Петр был и горячее всех, однако, оказался немощен и отрекся от Господа, быв смущен страхом. И такой страх навела на него служанка! Попустил же ему Бог потерпеть это по особенному промышлению, чтобы он не превозносился, чтобы был сострадателен к другим падающим, дознав сам на себе глубину человеческой немощи. Что же касается до того, одна ли была рабыня, уличавшая Петра, или была еще другая, - то Матфей говорит, что была другая, а Марк, что в оба раза обличала Петра одна и та же рабыня. Но это нисколько не затрудняет нас относительно истинности Евангелия. Ибо здесь противоречие евангелистов не касается чего-либо важного и относящегося к нашему спасению. Не сказали - один, что Господь был распят, а другой, - что не был распят. Итак, Петр, смущенный страхом и забыв слово Господне - «кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 33), - отрекся от Христа, но покаяние и слезы опять возвратили его Христу. Ибо сказано: «начал плакать». То есть, закрыв лицо свое, горько стал плакать. Матфей (говоря об отречении Петра) сказал неясно: «прежде нежели пропоет петух» (Мф. 26, 34); Марк это пояснил: «прежде нежели дважды пропоет петух». Петухи обыкновенно в один раз делают по нескольку возгласов, потом засыпают, а после некоторого времени снова начинают пение. Поэтому смысл Матфеева сказания такой: «прежде нежели пропоет петух», то есть прежде нежели успеет кончить первый раз свое пение, «трижды отречешься от Меня». Но да постыдятся новатиане, не приемлющие согрешивших после крещения, покаяния и причащения Святых Тайн! Вот Петр, отрекшийся уже после причащения Пречистого Тела и Крови, снова был принят в апостольский лик. Ибо падения святых для того и описываются, чтобы мы, когда по невнимательности своей падаем, взирали на пример их и спешили бы покаянием исправиться.

Евсевий Кесарийский (†339)

Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать

Мне кажется, хорошо сказано, что у учеников Иисуса следует либо верить всему, либо вообще ничему не верить. И если не следует верить этим людям, то и вообще никому, кто когда-либо у эллинов или варваров составлял жизнеописания, речи и воспоминания о людях, прославляемых за их благие дела. Или же другим верить похвально, и только этим людям не нужно верить? Разве не очевидна здесь зависть? Что же, лгущие на Учителя и передающие в своих писаниях то, чего с ними не было, выдумали и Его страдания? Выдумали предательство одного ученика (ср. Мк. 14:44-45), речи обвинителей (ср. Мф. 26:59-60, Мк. 14:55-56), насмешки и поношения судей, издевательства и пощечины (ср. Мф. 26:67, Мк. 14:65), удары кнута по спине, и терновый венец, возложенный на Него в поругание (ср. Мф. 27:26-31, Мк. 15:15-19), и багряницу, надетую на Него наподобие плаща; и, наконец, Его самого, несущего Свой крест (ср. Мф. 27:31-35, Мк. 15:20-24, Лк. 23:26-33, Ин. 19:17-18), пригвожденного к нему по рукам и ногам (ср. Ин. 20:25-27), и поимого уксусом, и пронзенного в бок копьем, и поносимого от толпы? (ср. Мф. 27:48, Мк. 15:36, Лк. 23:36, Ин. 19:29) Значит, и это, и все подобное, с этим связанное, должно быть выдумкой Его учеников? Или же в одних делах нужно верить им как наиболее правдивым, а в других, более славных и священных делах, не верить? Откуда же возьмется такое к ним недоверие? Ведь утверждать об одних и тех же людях, что они говорят правду и они же лгут, - значит утверждать противоположные вещи об одном и том же в одном и том же отношении. И на основании чего их можно изобличить? Ведь если бы они намеревались заняться измышлениями и приукрасить Учителя ложью, они никогда не написали бы сказанного прежде о [Его страданиях] и не открыли бы будущим поколениям, что Он «ужасался», и «тосковал», и «скорбел душой»; или что они сами покинули Его; или что его любимый ученик и апостол, Петр, избегая мук и угроз от властей, трижды отрекся от Него.

Доказательство в пользу Евангелия

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 66-72.  Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника
и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.
Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.
Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

 

Мк.14:66-72.  «Внизу»: из этого видно, что Господа судили и осуждали в одной из верхних комнат дома первосвященникова.
– «Не знаю и не понимаю»: усиленное выражение отречения, усиленная ложь.
– «Служанка, увидев его опять»: по сказанию ев. Матфея – это была другая служанка, и это вероятнее; эта служанка была, вероятно, привратница внешнего двора, у внешних ворот. Это не противоречит собственно и тексту Маркова сказания: «служанка (другая) увидев его опять, (как и первая) начала говорить» и проч. «Впрочем, одна ли была рабыня, уличившая Петра, или была еще другая, – это нисколько не затрудняет нас относительно истинности Евангелия. Ибо здесь разность евангелистов не касается чего-либо важного и относящегося к нашему спасению. Не сказали – один, что Господь был распят, а другой – что не был распят» (Феофил.).

– «Ибо ты Галилеянин»: один из признаков принадлежности Петра к обществу Иисусову, признак конечно общий, имеющий силу только при других. Ученики Господа все (кроме кажется Иуды предателя) были из Галилеи, и это обстоятельство, как видно, было известно в Иерусалиме; и вот галилейское наречие Петра (см. прим. к Мф.26:73) считается в числе других признаков того, что Петр – один из учеников Иисусовых.
– «Петух запел во второй раз»: «Марк точнее пересказывает о слабости ученика и о его оцепенении от ужаса. Марк узнал от учителя своего, ибо был спутником Петра, и посему тем более подлежит удивляться ему, что не скрыл падения учителя своего, но напротив потому-то яснее прочих и рассказал об оном, что был учеником» (Злат. 3, 459).

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 66-72 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнилПетр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать

(См. Мф. 26:69–75).

«На дворе внизу» (стих 66). Евангелист здесь противополагает двор верхним комнатам дворца первосвященника, в которых производился суд над Христом. Он, так сказать, заставляет своих читателей спуститься из этих комнат вниз, во двор.

«И вышел вон на передний двор» (стих 68). Евангелист Марк здесь точнее определяет место второго отречения, чем Матфей («когда же он выходил за ворота»Мф. 26:71). Это было, так сказать, преддворие (τὸ προαύλιον), окружавшее дом первосвященника снаружи.

«Служанка, увидев его опять…» (стих 69). По-видимому, евангелист Марк говорит о той же служанке, о которой говорил выше (стих 66), тогда как Матфей прямо упоминает о «другой». Может быть, евангелист Марк, по свойственному ему стремлению к краткости речи, не упомянул, что теперь выступила уже другая служанка.

«Галилеянин» (стих 70; см. Мф. 26:73).

«Клясться» (стих 71), точнее: «проклинать» (ἀναθεματίζειν). О лице или предмете проклятия ничего не сказано, важно, что Петр дошел до проклятий.

«И начал плакать» (стих 72), точнее: и бросившись ниц, на землю лицом, плакал (ἐπιβαλὼν έκλαιεν).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible