Скрыть
Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

В некоторых экземплярах, и особенно в греческих кодексах, в конце Евангелия от Марка написано: Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери.

Разговор против пелагиан


Он показал ученикам настоящие руки и настоящие ребра (Ин. 20:27), в действительности вкушал с ними пищу, в действительности шел по дороге с Клеопой (Лк. 24:13-35). Он настоящим языком разговаривал с людьми (Лк. 24:17-27); в действительности возлег на вечери; настоящими руками взял хлеб, благословил и преломил его, протягивая им (Лк. 24:30)… Не пытайся силу Господа выдать за трюки волшебников, чтобы показалось то, чего не было: что Он ел, не имея зубов; ходил, не имея ног; преломлял хлеб, не имея рук; говорил, не имея языка; показывал ребра, их не имея.

Против Иоанна Иерусалимского

Августин Аврелий, блж. (†430)

Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

Читая это место, обратим внимание на то, как Господь Иисус порицал Своих учеников, первых членов Своих, постоянно бывших с Ним, за то, что они горевали, что Он убит, и не поверили в то, что Он жив. Отцы веры, они все еще не верили сами; учители, которым предстояло проповедовать, дабы поверил весь шар земной, и умереть за это, все еще не верили. Видевшие, как Он воскрешал умерших, не поверили, что Он воскрес. Потому заслуженно порицал их Господь.

Проповеди на Книгу Бытия


По прошествии сорока дней Он явился ученикам, когда те только что приступили к трапезе (ср. Мф. 28:16-20). Поскольку приблизился момент расставания с ними и восхождения на небо (ср. Мк. 16:19-20, Лк. 24:51, Деян. 1:9, Еф. 4:8-10), Он хотел в этот день упрекнуть их, ибо они не поверили видевшим, что Он воскрес, пока сами не увидели. Им же после Его вознесения предстояло проповедовать Евангелие народам, которые должны были уверовать, не увидев… А кто не будет веровать, осужден будет, - это как раз о вере в то, что не видели. Разве не заслужили они сначала порицания, поскольку не поверили видевшим Его раньше, пока сами Его не увидели?

О согласии евангелистов

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

Иисус открылся в преломлении хлеба ученикам, которые пригласили Его разделить с ними трапезу, думая, что Он - странник (Лк. 24:29). Он и к нам придет, когда мы, насколько возможно, поделимся добром со странниками и бедняками (ср. Мф. 25:31-46). Он придет к нам и в преломлении хлеба, когда мы с чистой и легкой совестью приобщимся таинства Его Тела - хлеба живого (ср. Ин. 6:51).

Гомилии на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-14 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

«Воскреснув» - здесь остановись, потом читай: «рано в первый день недели, Иисус явился Марии Магдалине». Ибо не воскрес рано (кто видел, когда Он воскрес?), но явился рано, в день воскресный (так как этот день есть первый день субботы, то есть седмицы). «Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов», то есть многих (ибо Священное Писание принимает иногда число «семь» в смысле множества) или семь бесов, противоположных семи духам добродетели, как-то: дух бесстрашия (небогобоязливости), дух неразумия, дух неведения, дух лжи и прочие, противоположные дарованиям Святаго Духа. «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение». Об этих двоих и Лука говорит (Лк. 24, 13-35). «И те возвестили прочим; но и им не поверили». Как же Лука говорит, что они, «возвратились и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 33-34), тогда как по свидетельству Марка не поверили и тем, кои пришли из села? Отвечаем: когда евангелист говорит, что «возвестили прочим», то разумеет не одиннадцать апостолов, но некоторых других. Этих и назвал он «прочими», поскольку одиннадцать видели Его (Христа) в тот же день, в который и возвратившиеся из села нашли их говорящими, «что Господь истинно воскрес».

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 10-14 Она (Мария Магдалина) пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

Этот упрек Господа обращен и к тебе, неразумная душа! И тебе разве не был явлен Воскресший Господь? Одинокая и бессильная в жизненной пустыне, ты плакала и рыдала в своей безысходности, и когда тебе говорили о Нем, живом и воскресшем, видевшие Его, почему ты не поверила? И когда тебе свидетельствовали о Нем те, кому Он являлся на пути жизни, почему же ты не поверила? И, наконец, не являлся ли Господь тебе самой? В разных обстоятельствах жизни, когда ты искала Его, и даже когда, малодушествуя, ты унывала, разве не осязала Его промыслительной и любящей Руки? Почему же ты не поверила, неверная и жестокосердная? А если поверила, почему не идешь за Воскресшим к своему воскресению, которое Он принес тебе?

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! и паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся» (припев 9-й песни пасхального канона).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Мк.16:14–19.

Ст. 14-19  «Наконец»: это было впрочем не последнее явление Господа ученикам, как видим то из сказаний евангелистов Иоанна и Матфея; только евангелисты Марк и Лука, не имея в виду повествовать обо всех явлениях Господа, бывших по сказанию одного из них же в продолжение целых 40 дней по воскресении (Деян.16:3), ограничиваются этим явлением, как последним прощальным, и сосредотачивают в описании этого явления сущность всего того, чему Господь учил в продолжение этих 40 дней учеников своих.
– «Явился самим одиннадцати»: это то же явление, которое описывают евангелисты Лука (Лк.24:36–49) и Иоанн (Ин.20:19–23), каждый с некоторыми особенностями, восполняя сказания друг друга.
– «Упрекал их за неверие»: об этом отчасти повествует и ев. Лука, когда описывает, как Господь удостоверял Апостолов в истине своего воскресения.
– «Что видевшим Его воскресшего не поверили»: т. е. Марии Магдалине и другим мироносицам, Ап. Петру и еммаусским путникам. Казалось, довольно свидетелей для удостоверения в истине, но Апостолы все еще не верили вполне, и за это неверие, которое отчасти зависело и от жестосердия, в котором нередко Спаситель упрекал учеников своих (напр. Мк.8и дал.), упрекает Он их и теперь. Это обстоятельство, впрочем, имеет величайшую важность в повествованиях о воскресении Господа именно как неопровержимое доказательство истинности этого величайшего события. Видно, что Апостолы не ошиблись в ней, не могли обмануться, что это не мечта их, не плод восторженности или расстроенного воображения. Они не верили, и нужны были упреки им самого Воскресшего и дозволение осязать себя, чтобы победить это неверие; и если потом Апостолы поверили и проповедовали о действительном воскресении их Учителя и Господа, то это воскресение – несомненная истина и никто уже не может упрекнуть учеников в легковерии.

– «Идите по всему миру»: ко всем народам без различия, иудеям и язычникам. Теперь, когда искупление совершено, Евангелие должно быть проповедано всем, а не иудеям только, к которым исключительно Господь посылал прежде Апостолов (Мф.10:5).
– «Всей твари»: по связи речи – всему роду человеческому; по словоупотреблению же библейскому вообще, и в частности словоупотреблению и воззрению св. Ап. Павла – всему творению вообще (ср. Рим.8и дал. Кол.1:23). Искупление и восстановление человека смертью и воскресением Спасителя есть искупление и восстановление и всего творения, поврежденного в своей красоте грехом человека; а потому и всей твари должно быть благовествовано Евангелие искупления, и она откликнется со своей стороны на это благовествование теми знамениями в ней, какие сопровождать будут проповедь Апостолов и все действия истинно верующих (ст. 17 и дал.). Тварь вся представляется в этом воззрении олицетворенной и как бы чувствующей и слышащей проповедь о восстановлении ее. Истина – в том, что, расстроенная грехом человека, она для истинной веры верующих в искупление и по этой самой вере снова приходит в первобытную гармонию, совершенство и красоту, что и отражается в необыкновенных явлениях ее для верующих по силе и действенности их веры.

– «Кто будет веровать»: в проповедь о Христе Искупителе или, что то же, в самого Христа как Искупителя мира.
– «И креститься»: в крещении примет благодать искупления и через него внешним образом присоединится к обществу верующих во Христа.
– «Спасен будет»: от греха (Мф.1:21) и осуждения за него (Ин.5:24, 3:36) и таким образом будет оправдан перед Богом и, как оправданный, получит жизнь вечную в блаженном единении с Христом (Ин.5:28, 17:2–4). Итак, вот путь восстановления человека в первобытное совершенство, утраченное им через грех: вера в Господа, как Искупителя, по каковой вере усвояются ему плоды искупительной смерти Спасителя, и он является оправданным перед Богом и чистым. Внешним законом этой веры служит крещение, в котором человек возрождается к этой новой для него жизни и как бы умирает для прежней греховной жизни (Рим.5:1, 6и дал.).

– «А кто не будет веровать, осужден будет»: от человека зависит – веровать или не веровать в искупление его Иисусом Христом, и тем усвоить себе или не усвоить плоды искупления. Неверующий, а следовательно, и не крестящийся, остается в том же состоянии греховности, в каком находятся все люди вследствие греха прирожденного, а следовательно, и в состоянии осуждения за этот грех, так как им без веры не усвояются плоды искупительной смерти Богочеловека. Это осуждение, которое не снято с них верой, выразится окончательно на страшном последнем суде Христовом, когда они осуждены будут на лишение вечной блаженной жизни во Христе. Само собой разумеется, что и верующие, и крестившиеся получат спасение только в том случае, когда сохранят свою веру и будут жить сообразно с этой верой по закону Христову (Мф.25:31–46); только здесь не упоминается об этом, ибо говорится лишь вообще о первом и главном условии спасения или осуждения.

– «Знамения верующим» и пр.: знамения или чудеса, которые будут свидетельствовать об истине проповедуемой и приемлемой веры, и будут вызваны силой этой веры для большего уверения верных и для большего убеждения к вере еще неверующих. Верующими здесь называются прежде всего сами Апостолы, первые проповедники Евангелия, которым и обещаются эти знамения, потом – и все истинно верующие, которые силой своей веры всегда могут совершать чудеса для высоких целей проповеди Евангелия и пользы верных. Это обетование относится, впрочем, преимущественно к первым проповедникам Евангелия и верующим, как и действительно мы видим преимущественно в истории первохристианской Церкви обилие чудес; но и во все времена, даже до наших дней, чудеса в Церкви Христовой совершаются высоковерующими, святыми членами Церкви.
– «Именем Моим» и пр.: см. выше Мк.6:7, 13, 9и др. прим. к Мф.4:24.
– «Будут говорить новыми языками»: на наречиях, которых дотоле не знали и которым не учились, – будут говорить свободно, проповедуя Евангелие царствия Божия. Это обетование исполнилось собственно на Апостолах в день Пятидесятницы (Деян.2:4–11), и исполнилось на них после, при проповедании ими Евангелия во всей вселенной.
– Исполнялось впрочем оно и на верующих в Церкви (напр. 1Кор.12:10, 28:30, 13и др.), но примеров этого не очень много известно из истории.

– «Будут брать змей»: без вреда для себя; сила змеиного яда действовать на них не будет. Если же так, то они могут распоряжаться змием как послушным орудием, могут побеждать его, не опасаясь ничего. Так как змей служит символом вообще зла: то этим дается верующему вообще торжествовать над злом, над всякой враждебной силой. Это – то же, что власть наступать на змею и скорпию и всю силу вражью (Лк.10:19). В буквальном смысле это обетование исполнилось, например, на св. Ап. Павле, когда при укушении змеей он, к удивлению спутников, не только не потерпел никакого вреда, но и стряхнул спокойно змею в огонь (Деян.28и дал.).
– «Смертоносное выпьют, не повредит»: всякие яды не будут действовать не только смертоносно, но и вредно на них. Восстановленная в своем совершенстве для веры их природа не будет враждебна в отношении к ним по вере их. История в особенности первохристианской Церкви представляет многочисленные примеры того, что яды действительно не действовали не только смертельно, но даже и вредно на верующих. Относительно в частности Апостолов предание говорит, Ап. Иоанн Богослов испил чашу яда, не получив нисколько вреда.
– «Возложат руки на больных» и пр.: чудотворное исцеление болезней посредством одного возложения рук и молитвы, примеров коего в истории множество.
– Так как здесь сила речи или обетования собственно в чудесном излечении болезней: то на возложение рук для этого можно смотреть только как на одно из внешних средств или внешних знаков проявления чудотворной целебной силы, и под возложением рук можно разуметь все те действия верующих, посредством которых проявляется чудотворно-целительная сила веры и благодати, будет ли то слово, взгляд, прикосновение и т.п.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-18 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы

«Наконец» (стих 14) – правильнее: «позже» (ὕστερον). Это явление, бывшее во время трапезы учеников, конечно, было не последним. Но так как евангелист Марк хочет здесь закончить свое Евангелие, то он ко времени этого явления относит и те следующие слова Христа, которые Он высказал перед самой Своей разлукой с учениками на Елеонской горе. Об этом же явлении говорят Лука (Лк. 24:36–49) и Иоанн (Ин. 20:19–23).

«Упрекал их за неверие», т. е. за то, что они не поверили вести о Его воскресении, сообщенной им женщинами и двумя учениками. Теперь же, конечно, апостолы являются уже верующими в воскресшего Христа.

«Идите по всему миру… всей твари» (стих 15). Первое слово, с которым здесь обращается Христос к апостолам, уничтожает те ограничения, которые Он ранее (Мф. 10:5) высказал относительно миссионерской деятельности апостолов. Отныне, по совершении искупления, весь род человеческий (тварь) призывается ко вступлению в Царство Христово (речи о «неразумной твари» здесь нет, как показывает употребленный здесь глагол «проповедуйте»: неразумной твари нельзя «проповедовать»).

«Кто будет веровать…» (стих 16). Во-вторых, Христос говорил апостолам об условиях спасения для тех, кто будет слушать их проповедь. Желающие спастись на последнем суде (ср. Мк. 8:35, 10:26, 13:13–20) должны с верою принять предлагаемое им Евангелие и в знак своей веры во Христа принять крещение. Напротив, кто не уверует и, следовательно, не примет крещения, тот навлечет на себя осуждение от Высшего Судьи и погибнет. Таким образом, главной задачей апостолов будет проповедовать людям и внедрять в них веру во Христа. О том, что они должны при этом крестить, прямо не сказано, но это должно подразумевать здесь. Ведь они и ранее уже совершали крещение (Ин. 4:2).

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения…» (стих 17). Апостолы по собственному опыту должны были знать, что уверовать в воскресшего Христа – дело нелегкое: они два раза обнаружили свое неверие в этот факт. Поэтому Господь обещает, в-третьих, посылать уверовавшим особые чудесные знамения, которые будут укреплять их в вере. Эти чудеса будут творить как апостолы, так и простые верующие. Последние же, видя, как творят чудеса их проповедники, будут убеждаться в истинности их послания Богом.

«Именем Моим», т. е. Моей силой (ср. Мк. 9:38 и др.).

«Новыми языками» (ср. Деян. 10:46, 19:6; 1Кор. 12:10), т. е. языками, которых ранее они не знали.

«Брать змей» (стих 18). Пример этого см. в Деян. 28:3–6 и в истории Моисея (Исх. 4:2–4).

«Смертоносное выпьют…» По одним преданиям в Эфесе, по другим – в Риме апостол Иоанн Богослов был принужден гонителями христианства выпить кубок с ядом, который нисколько не повредил его здоровью…

«Возложат руки на больных» (ср. Деян. 28:8 и сл.; Евр. 6:2; 1Кор. 12:9; Иак. 5:14).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible