Скрыть
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками

Бог послал апостолов, послал пророков и учителей, дал дар целительства, который, как ты уже знаешь, дается Духом Святым, дал многие языки. Однако не все - апостолы, не все - пророки, не все - учители, и не все, как Он говорит, имеют дар исцеления, и не все говорят на языках (ср. 1Кор. 12:30). Ибо все дары Божии не могут пребывать в отдельном человеке. Каждый получает то, к чему стремится или чего заслуживает.

Отец поставил учителей, поставил их и Сын в Церкви. Как Отец наделяет даром исцеления, так и Сын. Как Отец дает дар языков, так и Сын подает обильно.

О Святом Духе. Книга 2

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками

Неужели, братья мои, вы так мало верите из-за того, что таких знамений не совершаете? Но они нужны были, когда Церковь создавалась: пока вера росла, ее надо было подкармливать чудесами. Вот и мы, когда сажаем виноградник, то поливаем его водой, пока не увидим, что растения прижились в земле; а как корень приживется, поливаем меньше… Совершающие эти внешние знамения жизнь вечную из-за них не обретают. Ведь эти телесные чудеса указывают на святость, однако святости не дают.

Следует тщательно поразмышлять об этих знамениях и силах. Конечно, Святая Церковь ныне духовно совершает то, что некогда совершала через апостолов телесно. Когда, священники ее, возлагая на верующих руки, благодатью изгнания бесов воспрещают злым духам обитать в их разуме, разве не бесов они изгоняют? Когда, оставляя мирские речи прежней жизни, верующие изрекают святые тайны и воздают, насколько могут, хвалу и силу своему Создателю, разве не на новых языках они говорят? Когда они своими добрыми наставлениями изгоняют зло из сердец других людей, не змей ли берут они?.. Не величественнее ли эти чудеса, потому что они духовные, потому что ими воскрешаются не тела, а души? Вот такие знамения, братья возлюбленные, вы совершите, если того пожелаете - Бог свидетель (ср. Пс. 90:13, Ин. 14:12-14, 1Кор. 13).

Сорок бесед на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 15-20 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь

Заметь заповедь Господа: «проповедуйте всей твари». Не сказал: проповедуйте только послушным, но всей твари, будут ли слушать, или нет. «Кто будет веровать», и не довольно сего, но - и «креститься», ибо кто уверовал, но не крестился, а остается еще оглашенным, тот не спасен еще. Верующих, - говорит, - будут сопровождать знамения - изгнание бесов, глаголание новыми языками, взимание змей, то есть истребление змей, и чувственных, и мысленных, как в другом месте сказано: «даю вам власть наступать на змей и скорпионов», очевидно, мысленных (Лк. 10: 19). Впрочем, выражение «будут брать змей» можно разуметь и буквально, так как, например, Павел взял в руку змею без всякого для себя вреда (Деян. 28:5). «И если что смертоносное выпьют, не повредит им». Это случалось много раз, как находим в повествованиях. Ибо многие, выпивая яд, силой крестного знамения сохранялись невредимыми. «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». Видишь ли? Везде сначала наше действие, а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало, а когда мы не действуем, Он не содействует. Заметь и то, что за словами следуют дела и слово утверждается делами, как и у апостолов тогда слово утверждали последующие дела и знамения. О если бы, Христе Слове, и наши слова, которые мы говорим о добродетели, утверждались делами и поступками так, чтобы мы совершенными предстали Тебе, содействующему нам во всех делах и словах! Ибо Тебе подобает слава и в словах, и в делах наших. Аминь.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками

Между непостижимыми, чудными свойствами имени Иисуса находится свойство и сила изгонять бесов. Это свойство объявлено Самим Господом. Он сказал, что верующие в Него, «именем Его бесы ижденут». На это свойство имени Иисуса необходимо обратить особенное внимание, потому что оно имеет важнейшее значение для упражняющихся молитвой Иисусовой. <…>

Молитва Иисусова и открывает присутствие бесов в человеке и изгоняет их из человека. При этом совершается нечто подобное тому, что совершилось при изгнании беса из беснующегося отрока, после преображения Господня. Когда отрок увидел пришедшего Господа, «дух стрясе» отрока, «и пад на земли, валяшеся, пены теща». Когда Господь повелел духу выйти из отрока, дух, от злобы и лютости движения, при которых он вышел, возопил, сильно и продолжительно потрясал отрока, от чего отрок сделался как бы мертвым (Мк. 9:17-27). Сила сатаны, пребывающая в человеке при его рассеянной жизни непримечаемой и непонимаемой, когда услышит имя Господа Иисуса, призываемое молящимся, приходит в смятение. Она воздвизает все страсти в человеке, посредством их приводит всего человека в страшное колебание, производит в теле различные, странные болезни. В этом смысле сказал преподобный Иоанн Пророк: «Нам немощным остается только прибегать к имени Иисуса: ибо страсти, как сказано, суть демоны – и исходят от призывания сего имени». Это значит: действие страстей и демонов – совокупное: демоны действуют посредством страстей. Когда увидим при упражнении Иисусовой молитвой особенное волнение и воскипение страстей, не придем от этого в уныние и недоумение. Напротив того, ободримся и уготовимся к подвигу к тщательнейшему молению именем Господа Иисуса, как получившие явственное знамение, что молитва Иисусова начала производить в нас свойственное ей действие.

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками

Знамения веровавшим. Значит, когда бы и где бы ни жили и где бы ни были эти верующие – только бы они были верующие, – они будут изгонять именем Спасителя бесов от себя или из других. Только произнеси с верою несомненною во всемогущую державу Спасителя Бога имя Его или изобрази рукою знамение креста – и кто бы ты и где бы ты ни был, ты прогонишь сопротивные силы.

Дневник. Том IV. 1860–1861

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 17-18 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы

Вера есть сила, и верою-силою человек вдвигается в новую сферу жизни по Боге, в жизнь Духа и Бога. В верующем сеется «семя Божие», и он становится «рожденным от Бога», и «Бог в нем пребывает» (1Ин. 3:9, 4:12). А «что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1Ин. 4:13). Когда же верующий носит в себе от Духа Божия, тогда, конечно, он выше мира и его условных порядков, выше законов земли, «ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин. 4:4). Вот почему «рожденный от Бога побеждает мир» (1Ин. 5:4). При этой победе рожденного от Бога над миром зла совершенно естественны «знамения», сопровождающие жизнь истинно верующего. Чем живее и глубже вера, чем решительнее вдвинут человек в стихию Духа, тем обязательнее «знамения», сопровождающие его жизнь. Так жизнь праведника идет в бесконечном кольце этих «знамений».

«О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» (тропарь 9-й песни пасхального канона).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-18 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы

«Наконец» (стих 14) – правильнее: «позже» (ὕστερον). Это явление, бывшее во время трапезы учеников, конечно, было не последним. Но так как евангелист Марк хочет здесь закончить свое Евангелие, то он ко времени этого явления относит и те следующие слова Христа, которые Он высказал перед самой Своей разлукой с учениками на Елеонской горе. Об этом же явлении говорят Лука (Лк. 24:36–49) и Иоанн (Ин. 20:19–23).

«Упрекал их за неверие», т. е. за то, что они не поверили вести о Его воскресении, сообщенной им женщинами и двумя учениками. Теперь же, конечно, апостолы являются уже верующими в воскресшего Христа.

«Идите по всему миру… всей твари» (стих 15). Первое слово, с которым здесь обращается Христос к апостолам, уничтожает те ограничения, которые Он ранее (Мф. 10:5) высказал относительно миссионерской деятельности апостолов. Отныне, по совершении искупления, весь род человеческий (тварь) призывается ко вступлению в Царство Христово (речи о «неразумной твари» здесь нет, как показывает употребленный здесь глагол «проповедуйте»: неразумной твари нельзя «проповедовать»).

«Кто будет веровать…» (стих 16). Во-вторых, Христос говорил апостолам об условиях спасения для тех, кто будет слушать их проповедь. Желающие спастись на последнем суде (ср. Мк. 8:35, 10:26, 13:13–20) должны с верою принять предлагаемое им Евангелие и в знак своей веры во Христа принять крещение. Напротив, кто не уверует и, следовательно, не примет крещения, тот навлечет на себя осуждение от Высшего Судьи и погибнет. Таким образом, главной задачей апостолов будет проповедовать людям и внедрять в них веру во Христа. О том, что они должны при этом крестить, прямо не сказано, но это должно подразумевать здесь. Ведь они и ранее уже совершали крещение (Ин. 4:2).

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения…» (стих 17). Апостолы по собственному опыту должны были знать, что уверовать в воскресшего Христа – дело нелегкое: они два раза обнаружили свое неверие в этот факт. Поэтому Господь обещает, в-третьих, посылать уверовавшим особые чудесные знамения, которые будут укреплять их в вере. Эти чудеса будут творить как апостолы, так и простые верующие. Последние же, видя, как творят чудеса их проповедники, будут убеждаться в истинности их послания Богом.

«Именем Моим», т. е. Моей силой (ср. Мк. 9:38 и др.).

«Новыми языками» (ср. Деян. 10:46, 19:6; 1Кор. 12:10), т. е. языками, которых ранее они не знали.

«Брать змей» (стих 18). Пример этого см. в Деян. 28:3–6 и в истории Моисея (Исх. 4:2–4).

«Смертоносное выпьют…» По одним преданиям в Эфесе, по другим – в Риме апостол Иоанн Богослов был принужден гонителями христианства выпить кубок с ядом, который нисколько не повредил его здоровью…

«Возложат руки на больных» (ср. Деян. 28:8 и сл.; Евр. 6:2; 1Кор. 12:9; Иак. 5:14).

Апостольские постановления

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками

Справедливо Он говорит всем нам как посвященным о дарах Святого Духа: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. Прежде всего эти дары проявились в нас, апостолах, когда мы готовились проповедовать Евангелие всей твари; позднее же они должны были быть сообщены также тем, кто уверовал через нас. Не на пользу творящих их даны они были, но для убеждения неверующих, чтобы тех, кого не убедило слово, устыдила сила знамений.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками

Знамения верующим: и пр.: знамения или чудеса, которые будут свидетельствовать об истине проповедуемой и приемлемой веры, и будут вызваны силой этой веры для большего уверения верных и для большего убеждения к вере еще неверующих. Верующими здесь называется прежде всего сами Апостолы, первые проповедники Евангелия, которым и обещаются эти знамения, потом - и все истинно верующие, которые силой своей веры всегда могут совершать чудеса для высоких целей проповеди Евангелия и пользы верных. Это обетование относится впрочем преимущественно к первым проповедникам Евангелия и верующим, как и действительно мы видим преимущественно в истории первохристианской Церкви обилие чудес; но и во все времена даже до наших дней, чудеса в Церкви Христовой совершаются высоковерующими, святыми членами Церкви.

Именем Моими пр.: см. выше Мк. 6:7, 13; Мк. 9:38 и др. прим. к Мф. 4:24. Будут говорить новыми языками: на наречиях, которых дотоле не знали и которым не учились, — будут говорить свободно, проповедуя Евангелие царствия Божия. Это обетование исполнилось собственно на Апостолах в день Пятидесятицы (Деян. 2:4-11), и исполнилось на них после, при проповедании ими Евангелия во всей вселенной. — Исполнялось впрочем оно на верующих в Церкви (напр. 1Кор. 12:10, 28, 30; 1Кор. 13:1 и др.), но примеров этого не очень много известно из истории.

Толкование на Евангелие от Марка


Мк.16:14–19.

Ст. 14-19  «Наконец»: это было впрочем не последнее явление Господа ученикам, как видим то из сказаний евангелистов Иоанна и Матфея; только евангелисты Марк и Лука, не имея в виду повествовать обо всех явлениях Господа, бывших по сказанию одного из них же в продолжение целых 40 дней по воскресении (Деян.16:3), ограничиваются этим явлением, как последним прощальным, и сосредотачивают в описании этого явления сущность всего того, чему Господь учил в продолжение этих 40 дней учеников своих.
– «Явился самим одиннадцати»: это то же явление, которое описывают евангелисты Лука (Лк.24:36–49) и Иоанн (Ин.20:19–23), каждый с некоторыми особенностями, восполняя сказания друг друга.
– «Упрекал их за неверие»: об этом отчасти повествует и ев. Лука, когда описывает, как Господь удостоверял Апостолов в истине своего воскресения.
– «Что видевшим Его воскресшего не поверили»: т. е. Марии Магдалине и другим мироносицам, Ап. Петру и еммаусским путникам. Казалось, довольно свидетелей для удостоверения в истине, но Апостолы все еще не верили вполне, и за это неверие, которое отчасти зависело и от жестосердия, в котором нередко Спаситель упрекал учеников своих (напр. Мк.8и дал.), упрекает Он их и теперь. Это обстоятельство, впрочем, имеет величайшую важность в повествованиях о воскресении Господа именно как неопровержимое доказательство истинности этого величайшего события. Видно, что Апостолы не ошиблись в ней, не могли обмануться, что это не мечта их, не плод восторженности или расстроенного воображения. Они не верили, и нужны были упреки им самого Воскресшего и дозволение осязать себя, чтобы победить это неверие; и если потом Апостолы поверили и проповедовали о действительном воскресении их Учителя и Господа, то это воскресение – несомненная истина и никто уже не может упрекнуть учеников в легковерии.

– «Идите по всему миру»: ко всем народам без различия, иудеям и язычникам. Теперь, когда искупление совершено, Евангелие должно быть проповедано всем, а не иудеям только, к которым исключительно Господь посылал прежде Апостолов (Мф.10:5).
– «Всей твари»: по связи речи – всему роду человеческому; по словоупотреблению же библейскому вообще, и в частности словоупотреблению и воззрению св. Ап. Павла – всему творению вообще (ср. Рим.8и дал. Кол.1:23). Искупление и восстановление человека смертью и воскресением Спасителя есть искупление и восстановление и всего творения, поврежденного в своей красоте грехом человека; а потому и всей твари должно быть благовествовано Евангелие искупления, и она откликнется со своей стороны на это благовествование теми знамениями в ней, какие сопровождать будут проповедь Апостолов и все действия истинно верующих (ст. 17 и дал.). Тварь вся представляется в этом воззрении олицетворенной и как бы чувствующей и слышащей проповедь о восстановлении ее. Истина – в том, что, расстроенная грехом человека, она для истинной веры верующих в искупление и по этой самой вере снова приходит в первобытную гармонию, совершенство и красоту, что и отражается в необыкновенных явлениях ее для верующих по силе и действенности их веры.

– «Кто будет веровать»: в проповедь о Христе Искупителе или, что то же, в самого Христа как Искупителя мира.
– «И креститься»: в крещении примет благодать искупления и через него внешним образом присоединится к обществу верующих во Христа.
– «Спасен будет»: от греха (Мф.1:21) и осуждения за него (Ин.5:24, 3:36) и таким образом будет оправдан перед Богом и, как оправданный, получит жизнь вечную в блаженном единении с Христом (Ин.5:28, 17:2–4). Итак, вот путь восстановления человека в первобытное совершенство, утраченное им через грех: вера в Господа, как Искупителя, по каковой вере усвояются ему плоды искупительной смерти Спасителя, и он является оправданным перед Богом и чистым. Внешним законом этой веры служит крещение, в котором человек возрождается к этой новой для него жизни и как бы умирает для прежней греховной жизни (Рим.5:1, 6и дал.).

– «А кто не будет веровать, осужден будет»: от человека зависит – веровать или не веровать в искупление его Иисусом Христом, и тем усвоить себе или не усвоить плоды искупления. Неверующий, а следовательно, и не крестящийся, остается в том же состоянии греховности, в каком находятся все люди вследствие греха прирожденного, а следовательно, и в состоянии осуждения за этот грех, так как им без веры не усвояются плоды искупительной смерти Богочеловека. Это осуждение, которое не снято с них верой, выразится окончательно на страшном последнем суде Христовом, когда они осуждены будут на лишение вечной блаженной жизни во Христе. Само собой разумеется, что и верующие, и крестившиеся получат спасение только в том случае, когда сохранят свою веру и будут жить сообразно с этой верой по закону Христову (Мф.25:31–46); только здесь не упоминается об этом, ибо говорится лишь вообще о первом и главном условии спасения или осуждения.

– «Знамения верующим» и пр.: знамения или чудеса, которые будут свидетельствовать об истине проповедуемой и приемлемой веры, и будут вызваны силой этой веры для большего уверения верных и для большего убеждения к вере еще неверующих. Верующими здесь называются прежде всего сами Апостолы, первые проповедники Евангелия, которым и обещаются эти знамения, потом – и все истинно верующие, которые силой своей веры всегда могут совершать чудеса для высоких целей проповеди Евангелия и пользы верных. Это обетование относится, впрочем, преимущественно к первым проповедникам Евангелия и верующим, как и действительно мы видим преимущественно в истории первохристианской Церкви обилие чудес; но и во все времена, даже до наших дней, чудеса в Церкви Христовой совершаются высоковерующими, святыми членами Церкви.
– «Именем Моим» и пр.: см. выше Мк.6:7, 13, 9и др. прим. к Мф.4:24.
– «Будут говорить новыми языками»: на наречиях, которых дотоле не знали и которым не учились, – будут говорить свободно, проповедуя Евангелие царствия Божия. Это обетование исполнилось собственно на Апостолах в день Пятидесятницы (Деян.2:4–11), и исполнилось на них после, при проповедании ими Евангелия во всей вселенной.
– Исполнялось впрочем оно и на верующих в Церкви (напр. 1Кор.12:10, 28:30, 13и др.), но примеров этого не очень много известно из истории.

– «Будут брать змей»: без вреда для себя; сила змеиного яда действовать на них не будет. Если же так, то они могут распоряжаться змием как послушным орудием, могут побеждать его, не опасаясь ничего. Так как змей служит символом вообще зла: то этим дается верующему вообще торжествовать над злом, над всякой враждебной силой. Это – то же, что власть наступать на змею и скорпию и всю силу вражью (Лк.10:19). В буквальном смысле это обетование исполнилось, например, на св. Ап. Павле, когда при укушении змеей он, к удивлению спутников, не только не потерпел никакого вреда, но и стряхнул спокойно змею в огонь (Деян.28и дал.).
– «Смертоносное выпьют, не повредит»: всякие яды не будут действовать не только смертоносно, но и вредно на них. Восстановленная в своем совершенстве для веры их природа не будет враждебна в отношении к ним по вере их. История в особенности первохристианской Церкви представляет многочисленные примеры того, что яды действительно не действовали не только смертельно, но даже и вредно на верующих. Относительно в частности Апостолов предание говорит, Ап. Иоанн Богослов испил чашу яда, не получив нисколько вреда.
– «Возложат руки на больных» и пр.: чудотворное исцеление болезней посредством одного возложения рук и молитвы, примеров коего в истории множество.
– Так как здесь сила речи или обетования собственно в чудесном излечении болезней: то на возложение рук для этого можно смотреть только как на одно из внешних средств или внешних знаков проявления чудотворной целебной силы, и под возложением рук можно разуметь все те действия верующих, посредством которых проявляется чудотворно-целительная сила веры и благодати, будет ли то слово, взгляд, прикосновение и т.п.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible