Скрыть
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога

В конце Евангелия Марк говорит: И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. Это соответствует сказанному пророком: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1). Один и тот же Бог и Отец предсказан пророками и засвидетельствован истинным Евангелием. Его, Создателя неба и земли и всего, что есть на них, мы, христиане, чтим и любим всем сердцем.

Против ересей

Григорий Богослов, свт. (†389)

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога

Он умирает (ср. Мф. 27:50, Мк. 15:37, Лк. 23:46, Ин. 19:30), но животворит (ср. Ин. 5:21) и смертью разрушает смерть (ср. 2Тим. 1:10, Евр. 2:14). Погребается (ср. Мф. 27:60, Мк. 15:46, Лк. 23:53, Ин. 19:41-42, 1Кор. 15:4), но восстает (ср. Мф. 28:6, Мк. 16:6, Лк. 24:6, Ин. 20:8-9, 1Кор. 15:4). Нисходит в ад, но возводит души (ср. Еф. 4:8-9, Пс. 68:18); восходит на небеса (ср. Лк. 24:51, Деян. 1:10-11) и придет судить живых и мертвых (ср. 2Тим. 4:1, 1Пет. 4:5).

Слово 29. О богословии 3-е, о Боге Сыне 1-е

Августин Аврелий, блж. (†430)

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога

Будучи восприняты в телесном смысле, такие вещи становятся неподобающими, что вынуждает нас понимать их как невыразимо духовные. Если, думая о теле Господнем, в котором Он из гроба взошел на небо, мы представляем Его в человеческом виде, то из этого не следует, что, раз Он восседает одесную Отца, то Отец сидит от Него по левую сторону. Дело в том, что в этом блаженстве, превосходящем всякое человеческое разумение, есть только одна десница, и эта десница - имя самого блаженства.

Не сомневайся, что человек Иисус Христос находится сейчас там, откуда Он придет. Помни и верно держись исповедания христиан, что Он воскрес из мертвых, взошел на небеса, восседает одесную Отца (ср. Кол. 3:1, Евр. 1:3, 10:12) и именно оттуда придет судить живых и мертвых. По свидетельству ангела, Он придет так, как виден был восходящим на небо (ср. Деян. 1:10-11, 2Тим. 4:1), то есть в том же виде и в той же плоти, которой Он действительно дал бессмертие, но не отказался от ее природы. Что касается плоти, то не следует думать, будто она присутствует везде. Нужно остерегаться того, чтобы божественность человека подчеркивать до такой степени, что реальность его тела начнет разрушаться. Вовсе не следует полагать, что все, имеющееся в Боге находится повсюду, как Сам Бог. И о нас Писание истинно говорит, что мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17:28), однако в отличие от Него мы не присутствуем повсюду: по- своему человек в Боге, по-своему и Бог в человеке - неповторимо. Одно Лицо - Бог и человек, то и другое - один Христос Иисус, который повсюду как Бог, но на небе как человек.

Послания


Победив дьявола воскресением, Иисус восседает одесную Отца, где уже не умрет, и смерть уже не будет властвовать над Ним (ср. Рим. 6:9).

Толкования на Псалмы

Лев Великий, свт. (†461)

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога

Как в праздник Пасхи причиной нашей радости стало воскресение Господа, так теперь повод нашей радости - Его вознесение на небеса. Со всей надлежащей торжественностью мы вспоминаем этот день, в который наша слабая человеческая природа вознесена была во Христе над всем воинством небесным, над всеми чинами ангелов, над всеми силами небесными, до самого престола Бога Отца. Согласно этому порядку божественных деяний мы утверждены и прочно укреплены. И еще удивительнее проявляет себя благодать Божия, когда то, что заслуживает нашего почтения, скрыто от глаз людских, а вера не отступает, надежда не гаснет, любовь не холодеет… Возлюбленные, чтобы мы были в состоянии пребывать в этом блаженстве, Господь наш Иисус Христос, установив все касательно проповеди Евангелия и таинств Нового Завета, на сороковой день после воскресения в присутствии учеников был взят на небо… Так окончилось Его пребывание с ними во плоти. Теперь Ему предстояло быть одесную Отца до исполнения времен, предназначенных для умножения Церкви сынами ее. И тогда в той же плоти, в которой Он вознесся на небеса, Он придет судить живых и мертвых. Видимое присутствие нашего Искупителя перешло в таинства, и, чтобы вера становилась превосходнее и крепче, за видимым последовало учение, силе которого следуют освещенные высшим светом сердца верующих.

Проповеди

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога

Вознесенный на небеса, Он есть Бог и человек. И потому по Своему человечеству, взятому от земли, Он пребывает на земле со святыми, а по Божеству, которым Он наполняет равно небо и землю, Он пребудет во все дни до скончания века. Из этого ясно, что вплоть до конца в мире не перестанут жить люди, достойные жилищ и обителей Божьих. Не следует сомневаться, что после сражений с веком сим они останутся в Царстве Христа, - они, кто, сражаясь с веком сим, заслужили принять в качестве гостя в свое сердце Христа. Впрочем, следует отметить, что присутствующее повсюду величие Божие по-разному проявляет себя в избранных и в осужденных. Он присутствует в осужденных силою своей непостижимой природы, благодаря которой знает прошедшее и настоящее, понимает помышления и предвидит все пути каждого человека (ср. Пс. 138:2-4). Он присутствует в избранных благодатью благосклонного покровительства, с помощью которой ведет их чрез дары и наказания, подобно тому, как отец воспитывает своих сыновей, готовя их к предстоящему владению наследством.

Гомилии на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 15-20 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь

Заметь заповедь Господа: «проповедуйте всей твари». Не сказал: проповедуйте только послушным, но всей твари, будут ли слушать, или нет. «Кто будет веровать», и не довольно сего, но - и «креститься», ибо кто уверовал, но не крестился, а остается еще оглашенным, тот не спасен еще. Верующих, - говорит, - будут сопровождать знамения - изгнание бесов, глаголание новыми языками, взимание змей, то есть истребление змей, и чувственных, и мысленных, как в другом месте сказано: «даю вам власть наступать на змей и скорпионов», очевидно, мысленных (Лк. 10: 19). Впрочем, выражение «будут брать змей» можно разуметь и буквально, так как, например, Павел взял в руку змею без всякого для себя вреда (Деян. 28:5). «И если что смертоносное выпьют, не повредит им». Это случалось много раз, как находим в повествованиях. Ибо многие, выпивая яд, силой крестного знамения сохранялись невредимыми. «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». Видишь ли? Везде сначала наше действие, а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало, а когда мы не действуем, Он не содействует. Заметь и то, что за словами следуют дела и слово утверждается делами, как и у апостолов тогда слово утверждали последующие дела и знамения. О если бы, Христе Слове, и наши слова, которые мы говорим о добродетели, утверждались делами и поступками так, чтобы мы совершенными предстали Тебе, содействующему нам во всех делах и словах! Ибо Тебе подобает слава и в словах, и в делах наших. Аминь.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога

Слыша, что Христос седит одесную Бога Отца, помышляй, что он имеет единую со Отцем вседержительную власть, единую с Ним славу, единое царственное промышление о всем мире, и особенно о Церкви спасаемых. Вообще, не устремляй дерзновенно полета испытующей мысли в сию безмерную высоту: там свет неприступный (1Тим. VI. 16).

Беседа в день Вознесения Господня и обретения мощей Святителя Алексия. 1854 год

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога

Святая Церковь всех земнородных возбуждает ныне к веселию и говорит: «вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее»1), т. е. все народы восплещите от радости руками, потому что Христос восшел туда, где был прежде, т. е. на небо.

И так в праздник Вознесения Господня нужно радоваться всем христианам. Чему же радоваться? Казалось бы, скорее надобно было печалиться и скорбеть, потому что сладчайший Спаситель наш Иисус Христос оставил нас видимым Своим присутствием и вознесся на небеса, откуда придет опять, но придет уже грозным Судиею всех земнородных. Нет, в день воспоминания вознесения Господня больше причин к радости, чем к печали. Рассмотрим только, почему Господь от нас вознесся на небо.

Господь вознесся от нас на небо не для того, чтобы опечалить нас Своим отшествием, но чтобы устроить нам полезнейшее. Вся жизнь Его, все дела Его были на пользу нашу, во спасение наше; точно также и вознесение Его было для нашего блага. Как любя нас, Он сошел к нам с небес и, пожив с человеками, положил за них душу Свою на кресте, так любя нас и на небо вознесся, нам же благодетельствуя. Так Он Сам говорил ученикам Своим: «лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, то Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Итак, Господь вознесся на небо для того, чтобы вместо Себя послать равного Себе — Утешителя Духа Святого, Который утешил бы св. апостолов и всех истинных христиан в их скорбях, бедах и гонениях. — Вот первая причина радости. Гряди же, гряди, Господи Иисусе, и посли нам Утешителя!

Далее — вознесся от нас Господь на небо, чтобы Ему с высоты призирать на нас, как Отцу на чад, как пастырю на овец, как Орлу на птенцов, как Вождю на свое воинство, чтобы всякого видеть и у каждого из нас рассматривать нужду и потребности, и каждому подать помощь. Как какой-нибудь царь, собрав на войну многочисленные войска свои и желая видеть все свои полки, восходит для того на высокое место, — на гору или на какое-нибудь здание, и с высоты смотрит и устрояет их, и, когда видит, что они одолевают, радуется о них; а если замечает, что их одолевают, посылает им скорую помощь: так Господь наш, Царь царям, имея воинствующую на земле Церковь Свою, т. е. верных христиан Своих, восшел на небо, как бы на гору, чтоб с высоты видеть подвиг каждого и подвизающимся сплетать венцы, а изнемогающим подавать руку помощи, — чтобы падших восстановлять и делать их сильнейшими против врагов, а гонящим нас полагать препятствие. Святый первомученик Стефан подвизается в страдальческом подвиге, его побивают иудеи камнями, а Господь наш, отверзши небо, с высоты славы Своей смотрит на него, — так что страдалец, видя это, восклицает: «вижу небеса отверста, и Сына человеча одесную стояща Бога» (Деян. 7, 56).

Вознесся от нас Господь на небо и для того, чтобы, как солнце, осиявать всех нас благодатию Своею с высоты небесной. Как солнце, скрывшись на западе, производит темноту ночную по всей поднебесной, а когда взойдет и поднимется на высоту, тогда со всей поднебесной тьма бежит прочь, и лучи солнечные осиявают вселенную дивным светом: так мысленное Солнце наше — Христос, доколе живя на земле, как бы на западе, не являл светозарного Божества Своего людям, до тех пор по всей земле была тьма незнания Бога; а когда, воссиявши от гроба Своего, восшел на небо, тогда молния Его Божества осветила вселенную и имя Его сделалось славно от восток солнца до запад, по всей земле, — познанием Бога просветилась вся вселенная.

Господь вознесся от нас на небо еще для того, чтобы устроить нам путь к небу, и чтобы быть нашим Предводителем в горние страны. Не было для человека пути к небу до самого вознесения Господа на небо; «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе», говорит Господь (Ин. 3, 13). «Сшедый, той есть и восшедый превыше всех небес» (Еф. 4, 10). Так прежде никто не мог взойти на небо, хотя и был праведен и свят; а когда Господь наш, облекшийся в человеческое естество, восшел на небо, — то устроился путь к небу для всего рода человеческого, и тем путем пошли вслед за Христом души св. праотцев и пророков, изведенные из ада; им взошли апостолы, святители, мученики, исповедники; им и ныне восходят достойные — праведные люди, последующие Христовым стопам; ныне всем известен путь к небу. Только не ленитесь восходить им, христиане!

Так вознесся от нас Господь на небо — для того, чтобы отворить нам двери небесные — для невозбранного входа туда. Праотец наш Адам затворил было райскую дверь всему роду человеческому, и у райских дверей стал Херувим с пламенным оружием; затворил, говорю, Адам рай и вход к жизни, а отворил было одни входы к смерти и аду, а Господь сделал противное: входы к смерти и аду затворил, а рай отверз — и прежде всего разбойнику, которому сказал: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23, 43), потом и всем; а наконец и самое небо отворил Своим вознесением.

Какие всерадостные причины вознесения от нас Господа на небо. Далее — Господь вознесся от нас на небо, чтобы ходатайствовать о нас пред Богом Отцем. Так говорит св. апостол Иоанн Богослов: «аще кто согрешит, Ходатая имамы к Богу Отцу, Иисуса Христа Праведника: и Той очищение есть о гресех наших» (1Ин. 2, 1-2). И так, не будем мы, грешные люди отчаиваться в своем спасении, а будем благонадежны: мы имеем доброго Заступника о нас к Богу Отцу — Самого Христа Спасителя нашего, Который и ходатайствует о нас, только не будем ленивы и сами, при ходатайстве Христовом, воссылать свои теплые молитвы к Отцу небесному; — да, Господь Иисус Христос ходатайствует о нас к Богу Отцу и умилостивляет Его.

Но, о ком ходатайствует? О грешниках. О каких грешниках? о кающихся, и о них умилостивляет Отца Своего; а о некающихся грешниках не умилостивляет, потому что они второй раз (распинают) Сына Божия в себе тяжкими грехами своими, своим коснением в нераскаянности и кровь Сына Божия попирают нераскаянностью своею. И так бойся, грешник, пребывающий в нераскаянности, — чтобы не постигло тебя внезапное наказание Божие и не потребиться бы тебе от земли живых, и не быть осужденные вместе с убийцами, распявшими Сына Божия.

Наконец, Господь вознесся от нас на небо, чтобы на небеси уготовать нам место, где мы будем жить во веки и соцарствовать Ему, Господу нашему. Так Он Сам говорит: «иду уготовати место вам; и аще пойду, и уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе: да, идеже есмь Аз, и вы будете» (Ин. 14, 2-3). Какая радостная причина вознесения! Господь вознесся от нас на небо, чтобы приготовить каждому из праведных и благочестивых людей место на небеси, а также и нам грешным, если обратимся и покаемся от всего сердца. Где место апостолу Петру, отвергшемуся Господа, и горько о том после плакавшему, где жене блуднице, плакавшей у ног Его, где блудному сыну, где мытарю, где разбойнику там и нам будет место; только поплачем горько о грехах своих, как Петр, припадем к ногам Его с покаянием, как блудница, обратимся, как мытарь, сораспнемся Ему, как благоразумный разбойник. Покаемся — и спасемся.

Все возрадуемся Вознесению своего Господа Спасителя. Аминь.

Слово в день Вознесения Господня

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 19-20 И так Господь, после беседования с ними (учениками), вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь

Вознесение Господа на небо не есть уход Бога, оставление Им земли. Нет, нет! Напротив, оно есть вдвижение в земное Божественной природы и поднятие человека до Бога. Ведь последней задачей искупления было совершенное истребление человеческого «тления» и усвоение человеческой природе бессмертия и вечности. Господь, вознесшийся на небо с преображенным по Воскресении человеческим телом, это и делает. Как «новый Адам», Он возносит в Своем Лице человеческую природу на небо и тем вдвигает ее, обновленную, в Царство Отца, т.е. в Царство бессмертия и вечности. Вознесение Господа есть, таким образом, завершение искупительного пути. Оно замкнуло кольцо восстановления падшего человека и осталось на вечные времена величайшим знамением того, что и всякий верующий, вслед за своим Искупителем, призывается к своему вознесению, всыновлению Отцу и сидению одесную Его. Вот почему сказано: «Приду… и возьму вас (верующих) к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:3). Актом вознесения обновленной и обоженной человеческой природы замыкается искупление человека. Но этот акт не поглощает земное, не заменяет его небесным. Он соединяет небо с землею, поднимает земное в обожение неба, низводя небесное на землю ради восстановления земли. Вот почему в Вознесении не разрывность, а замыкание круга. И в Вознесении же сила, образовавшая неразрывность круга неба – земли и делающая этот круг живым в каждой точке и устремленным к главной завершительной точке – обожению человека. Это – сила Животворящего Божиего Духа. Дух животворит, и жизнь неустанно движется к завершению, к вечности. Об этой животворящей силе Духа говорит Сам Христос: «Если Я не пойду (к Отцу), Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… (Он) пребудет с вами вовек» (Ин. 16:7, 13, 14, 16). Вот эта сила Духа, посланного по Вознесении, и сцепила Небо и землю в один круг, и она же одухотворяет каждую точку круга, или, иначе, каждую точку спасительного пути. Это – сила святой благодати. Без нее немыслимо восстание от тления, движение вперед и возрождение души. Об этой совершающей силе Святого Духа и говорит в последних словах своего повествования святой евангелист. Это она, совершительная сила Святого Духа, в «Господнем содействии», и она во всех бесконечных «последующих знамениях», сопутствующих на земле Божию делу. Следовательно, и то и другое – и «Господне содействие», и «знамения» – обеспечены верующему. Они – неразрывное звено спасительного круга; они – сила, сцепляющая землю с Небом. Разве в этом не величайшая утеха верующей душе?! «Не оставлю вас сиротами…» (Ин. 14:18). Дыханием Божественного Духа Спаситель наших душ с нами в каждом шаге жизни, в каждом дыхании уст. Ему, даже до страсти, креста и смерти возлюбившему нас, Ему, освятившему нас в Светлом Воскресении и Великом Вознесении, вместе с милосердным Отцом, от века зовущим нас к Себе, и Совершителем нашего обожения – Святым Духом да будет слава, честь и поклонение от нас грешных, но любимых и призываемых, ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь. Истинно.

«О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе! Егоже, вернии, утверждение надежды имуще, радуемся!» (тропарь 9-й песни пасхального канона).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Аврелий Пруденций (†413)

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога

Хвала Судье мертвых (ср. Деян. 10:42), хвала Царю живых! Сидящий одесную Отца в сиянии силы на небе, Ты грядешь воздать справедливо за всякий наш грех.

Гимны на всякий день

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога

После беседования с ними: в продолжение 40 дней Господь являлся своим ученикам по воскресении своем и открывал им тайны Царствия Божия (Деян. 1:3). Евангелисты вообще передают немногое об этом времени; точно так же и ев. Марк.

Вознесся на небо: подробнее это событие описывает ев. Лука, частью в своем Евангелии (Лк. 24:50—51), но особенно в книге Деяний Апостольских (Деян. 1:2—11).

На небо: в ту премирную область, где по преимуществу являет присутствие свое Бог, и где по преимуществу в Его присутствии пребывают святые чистые духи — ангелы и святые Божии человеки.

И воссел одесную Бога: выражение образное, основывающееся частью на видениях сверхъестественных (Деян. 7:36), частью на обетовании самого Господа (Ин. 14:3). Собственно же это образное выражение — седение одесную Бога — означает то, что Господь Иисус Христос и по человечеству приял божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцом, так как сидение по правую руку на образном языке библейском означает именно разделение власти посаждаемого так с сидящим.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-20 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь

«После беседования с ними…» Не тотчас после беседы за трапезой (стих 14), а спустя 40 дней по воскресении Своем Господь Иисус Христос вознесся на небо (см. Деян. 1:2–11) и воссел одесную Бога, т. е. и по вознесении Своем получил власть, равную с властью Бога Отца. Но через это Он сделался источником чудесных сил для Своих апостолов, которые пошли, согласно повелению Христа, проповедовать Евангелие по всему свету, совершая, где нужно, чудесные знамения (ср. 1Кор. 1:6, 2:4).

1) *1-я стихира На «Господи воззвах» праздника Вознесения.
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible