Скрыть
И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

Святые отцы

Прочие

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему

Искушение происходит тремя путями: через внушение, наслаждение и согласие. Когда искушаемся - большей частью через наслаждение, но и также и через согласие согрешаем, - то, зная о грехах плоти, внутри себя ощущаем борьбу. Но Бог, воплотившийся в чреве Девы, пришел в мир без греха и не имел в Себе никакого противоречия. Следовательно, искушаться Он мог внушением, однако наслаждение греха не коснулось Его разума. Посему все это дьявольское искушение происходило извне, но не внутри.

Сорок бесед на Евангелия

Максим Исповедник, прп. (†662)

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

По какой причине Моисей и Илия постились сорок дней, отчего Господь, будто запечатлев дела Своих рабов, и Сам согласился прожить без еды те же сорок дней, и что означает число сорок?

Во многих местах богодухновенного Писания число сорок понимается как вредоносное, ибо сорок лет иудеи терпели бедствия в пустыне, четыреста лет они же были в рабстве в Египте, а также и этот мир, в котором мы переносим бедствия, слагается из четырех первоначал. Поэтому то, что Моисей, как первый законодатель, передавший Закон младенцам-иудеям, постится сорок дней, означает, что его законодательство предписывает воздерживаться от грехов на деле, — ведь всякий грех слагается из чувства и чувственного. То же, что Илия, отображающий пророческий дар, ибо он превзошел предписания Закона, постится сорок дней, означает, что пророческий дар предписывает воздерживаться от мысленного приятия [греха]. Господь же, Завершитель Закона, Один взявший на Себя грехи [всего] мира, даровал нам способность не только воздерживаться от греха на деле и в мысленном приятии, но также и становиться выше простых образов.

Вопросы и затруднения

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему

Согласно трем евангелистам, после крещения Господь в одиночестве в течение сорока дней постился (ср. Мф. 4:2, Лк. 4:2). На самом же деле нас Он учил и нам Своим примером показывал, чтобы мы после получения отпущения грехов укреплялись постом, молитвой и другими дарами Духа, дабы в нас, пока мы пребываем в изумлении и волнении, не вернулся дух нечистый, который из сердца нашего был изгнан крещением, и дабы нас, еще не заполненных духовными богатствами, входящий дух не вверг в семикратную погибель так, что наше новое состояние стало бы хуже прежнего (ср. Мф. 12:43-45, Лк. 11:24-26). Потому станем всячески остерегаться, чтобы пороком грехов не возжечь в себе самих огня, который перекроет путь нашей жизни. Меч же пламенный, который охраняет врата рая (ср. Быт. 3:24), крещенским источником для всякого верующего уже погашен и устранен, чтобы мы могли вернуться назад; лишь для неверующих остается он неизменным. Но и для ложноверующих - званных, но не избранных (ср. Мф. 20:16, 22:14, Лк. 14:24), когда после крещения не побоятся совершить преступление, как иногда после тушения - в тот же час огонь разгорается, чтобы не смогли войти в Царство, которого ищут притворно и двоедушно, скорее коварными зубами, нежели простыми глазами голубя.

Гомилии на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 12-13 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему

Научая нас не унывать, когда после крещения впадаем в искушения, Господь уходит в гору на искушение или, лучше, не уходит, а отводится Духом Святым, показывая чрез то, что и мы не должны сами ввергаться в искушения, но принимать их, когда они постигают нас. А в гору уходит для того, чтобы по причине пустынности места диавол возымел дерзость и мог приступить к Нему; ибо он обыкновенно нападает тогда, когда видит, что мы одни. Место искушения было до того дико, что там во множестве водились звери. Ангелы стали служить Ему уже после того, как Он победил искусителя. Все это в Евангелии от Матфея изложено пространнее.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

И был (Господь в пустыне) со зверями; и ангелы служили Ему

Когда человек, пошедший к Богу, останется в пустыне жизни, на него набрасываются звери. Звери — это страсти человека. Они кругом обступают душу и грозят ей. Разве они не кровожадные звери? И разве не терзания они приносят христианской душе? — Мужайся, борись… Так должно быть. А затем: ты не один! Ангелы служили Ему. Вот твоя невидимая охрана. Божия рука теперь сопутствует тебе, и ограждение твое крепко. Только не изменяй Богу!

См. также Толкование на Мк. 1:12

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

12. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

 

   Об искушении Иисуса Христа в пустыне ев. Марк говорит лишь в самых общих выражениях, опуская подробности, сообщенные ев. Матфеем; см. Мф.4 и далее, и примечания.

   «Ведет его»: с подлинника выражение означает влечь с силой, нудить, – более усиленное выражение, чем у евангелистов Матфея и Луки. Дух Божий, исполнивший Христа при крещении и по человеческой Его природе, неодолимо влечет его в пустыню на борьбу с искусителем для поражения его.

   «Искушаемый сатаной»: ев. Матфей говорит, что искуситель приступил к Христу по прошествии 40 дней, когда Христос взалкал (Мф.4:2-3); ев. Лука говорит, что искуситель искушал Христа в продолжение всего сорокадневного пребывания и поста Его в пустыне (Лк.4:2), по прошествии же 40 дней искушал Его также, как повествуется у ев. Матфея. Евангелист Марк, не говоря о трех искушениях после сорокадневного поста, вообще говорит, что Христос в пустыне был искушаем сатаной. Вероятно, искуситель во все время пребывания Спасителя в пустыне искушал Его, но не так открыто, как по прошествии 40 дней, когда Господь взалкал; в сие время дьявол приступил к Нему открыто и предлагал Ему то, о чем повествуют евангелисты Матфей и Лука, а в продолжение 40 дней действовал на Него более тайно. В чем состояло это искушение в продолжение 40 дней, – евангелисты не говорят; но, судя по последним искушениям, надобно предполагать, что дух тьмы силился приразить к Нему мысли, несоответственные с образом деятельности и достоинством истинного Мессии, а сообразные более с извращенными понятиями об этом современных Христу иудеев, – в чем, без сомнения, нисколько не успел, как показывает поражение Иисусом Христом открытого нападения искусителя.

   «И был со зверями»: евангелист выставляет, как особенность, черту эту или для того, чтобы показать, что среди диких зверей в уединенной и страшной пустыне опаснее были нападения искусителя, которые однако же силой Господа препобеждены, или – что Христос, как восстановитель человечества в первое райское состояние, был среди зверей, как Адам в раю, когда Ему были послушны и нестрашны самые дикие звери, и ни один из них не сделался для Него орудием искушения, как некогда один из них – змей – послужил орудием падения прародителей.

   «И Ангелы служили Ему»: Ангелы приступили для служения Господу уже по окончании искушения (Мф.4:11. см. прим. к этому стиху). Евангелист Марк в кратком своем сказании не разделяет этого. Во время искушения Господь был одинок, чтобы победа над дьяволом принадлежала исключительно Ему одному.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему

Евангелист Марк кратко передает об искушениях Христа диаволом, очевидно имея пред собой уже подробное изложение истории искушения у евангелиста Матфея (Мф.4:2–10). Но он прибавляет, что Христос был в пустыне «со зверями». Этим евангелист хочет сказать, что Христос восстановил через Свою победу над сатаной те отношения подчиненности зверей человеку, в каких все животные находились по отношению к еще безгрешному Адаму. Пустыня, таким образом, превращена Христом в рай (ср. Иов.5:23; Ис.11:6 и сл.).

«И Ангелы…» (см. Мф.4:11).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему

Искушаем сатаною. Евангелист Матфей (Мф. 4:1-11) повествует об искушении Иисуса Христа подробно, – как дьявол искушал Его невоздержанием, видя Его долговременный пост, затем честолюбием, повелевая Ему броситься с кровли храма в надежде на хранение Ангелов, и, наконец, корыстолюбием, обещая Ему все сокровища земные, если Христос поклонится ему. Евангелист же Марк повествует о сем искушении кратко, в двух словах.

И был (бе) со зверями. Это – черта, указываемая только еванг. Марком. Этим говорит он, что Иисус Христос, как восстановитель рода человеческого в первое райское состояние, был среди зверей, как Адам в раю, когда ему были послушны и нестрашны самые дикие звери, и ни один из них не сделался для Него орудием искушения, как некогда змей из среды их послужил орудием падения прародителей (Мих.).

Ангелы служили (служаху) Ему. Ангелы приступили к Иисусу Христу для служения уже по окончания искушения, как это видно из повествования Матфея (Мф. 4:11). Таким образом, во время искушения Христос был одинок, чтобы победа над искусителем принадлежала исключительно Ему одному (Мих.)."Пока продолжалась брань, Христос не допускает являться Ангелам, чтобы не отогнать того, кого надлежало уловить" замечает при этом св. Златоуст. Чем Ангелы послужили Господу, об этом не сказано в Евангелии.

Толкование на Евангелие от Марка

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О монашестве.
 

Мк.1:13. Здесь пример и основание для пустынножительства, для удаления от Mиpa, во зле лежащего: 1Ин.2:15;5:19; угодники Божии так и поступали: Евр.11:38.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible