Ве́тхий Заве́т:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Но́вый Заве́т:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-15 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие

Услышав, что Иоанн предан в темницу, Иисус удаляется в Галилею, дабы и нам показать, что не должно самим вдаваться в искушения, а избегать их, когда же впадем - терпеть. Христос проповедует, по-видимому, одно и то же с Иоанном, как то: «покайтесь» и «приблизилось Царствие Божие» (Мк.1:15). Но на самом деле не одно и то же: Иоанн говорит «покайтесь» с тем, чтобы отклонить от грехов, а Христос говорит «покайтесь» с тем, чтобы отстали от буквы Закона, почему и присовокупил: «веруйте в Евангелие» (Мк.1:15), ибо тот, кто хочет веровать по Евангелию, уже упразднил Закон. Господь сказывает, что «исполнилось время» (Мк.1:15) Закона. Доселе, - говорит, - Закон был в действии, а отныне настает Царствие Божие, жизнь по Евангелию. Эта жизнь справедливо представляется «Царством» (Мк.1:15) Небесным, ибо когда видишь, что живущий по Евангелию ведет себя почти как бесплотный, как не скажешь, что он имеет уже Царство Небесное (где нет ни пищи, ни пития), хотя оно, кажется, еще и далеко.

Толкование на Евангелие от Марка

Иустин (Полянский), свт. (†1903)

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Оттоле начат Ииcyc проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царствие небесное; исполнися время и приближися царствие Божие: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1:15). Сими словами Господь начал Свою проповедь роду человеческому. В словах этих — общеобязательная заповедь всем христианам: кайтесь и веруйте во Евангельское учение. Этим начинайте и во всю жизнь продолжайте дело своего спасения. Истинный христианин всегда должен пребывать в мире с Богом. Но пребывать в мире с Богом нельзя без непрерывного покаяния. Покаяние cиe состоит не в словах только: прости, Господи, помилуй, Господи! Но при сем неизбежны все действия, условливающие отпущение грехов, т.е.: определенное сознание нечистоты помысла, взгляда, слова, соблазна, или другого чего-нибудь, — сознание своей в том виновности и безответности — без самооправдания, и молитва об оставлении грехов ради Господа.

Вера в Евангелие есть то же, что вера в Господа нашего Иисуса Христа, Искупителя и Спасителя нашего, — в Его лице и дело, изображенные в Евангелии. Сам Господь сказал о Себе Никодиму. „Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную“ (Ин. 3:16). Вера сия должна быть живая, твердая, непоколебимая, деятельная, поспешествуемая любовию выражаемая в добрых делах.

Покаяние и вера неразрывно связаны между собою, и раздельно, в истинном смысле, существовать не могут; но в сочетании их заключается тайна велика. Т. е. когда в одном и том же духе встретятся познание своей бедности, данное покаянием, и познание Спасителя, данное верою, тогда богатство Христово и окаянство кающагося сочетаваются воедино, и от этого сочетания раждается новая тварь — новый человек.

Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Общее изображение галилейской деятельности Иисуса Христа (Ин.4:43-45, Мф.4:13-17, Мк.1:14,15, Лк.4:14-15)

Приступая к описанию деятельности Иисуса Христа по (втором) возвращении Его в Галилею, все евангелисты предварительно делают общий очерк или изображение ее. Св. Иоанн и Матфей обращают внимание на главное в Галилее место деятельности Иисуса Христа, каковым была не южная Галилея, где был Назарет, а северная, где были Кана и Капернаум. Первый указывает на исторический к тому повод – на неверие назаретян; евангелист же Матфей указывает в избрании И. Христом места постоянного Своего жительства в Капернауме исполнение пророчества Исаи. Затем ев. Иоанн обращает внимание на хороший прием, оказанный И. Христу жителями северной Галилеи, и объясняет это тем, что они были свидетелями дел Иисуса Христа в Иерусалиме на празднике. Ев. Лука подобным же образом указывает на действие учения Иисуса Христа, именно когда Иисус возвратился в Галилею, то слух о Нем распространился повсюду; обыкновенно Он учил в синагогах и от всех был прославляем за Свою мудрость. Эту силу слова Иисуса Христа ев. Объясняет тем, что Иисус возвратился в Галилею в силе Духа, полученного им при крещении. После указания места деятельности Иисуса Христа ев. Матфей передает сущность первоначальной проповеди Иисуса Христа в Галилее (Мф.4:17), что делает и ев. Марк, по их согласному свидетельству, Иисус Христос начал Свое дело, подобно Иоанну Крестителю, призванием к покаянию и благовестием, что исполнилось время, предопределенное Богом для открытия царствия Божия. При этом ев. Марк то, что Иисус Христос проповедывал, называет и Евангелием царствия Божия и прибавляет, что вместе с покаянием Господь призывал к вере в это Евангелие.

Мф.4:13-16. В приводимом евангелистом (по евр. Тексту, свободно, не буквально) пророчеств Исаии (Ис.8:23,9:1-2) пророк утешает жителей северной Палестины, теснимых ассириянами, предсказанием мессианских времен, когда их полуязыческая страна осчастливлена и возвеличена будет деятельностью в ней Мессии. Северная Галилея имеет здесь следующие определения: земля Завулона и Нефеалима на пути приморском; за Иорданом; и Галилея языческая. Как вообще в пределах древних колен Завулоновых и Нефеалима, равно как и по восточную сторону Галилейского моря, в Перее во время Иисуса Христа жило много язычников, так в частности и в Капернауме («Галилея языческая»). Здесь же лежал торговый путь между Дамаском и Средиземным морем («на пути приморском»), причем Капернаум, на северо-западном берегу Геннисаретского озера, был торговою приморскою станцией.

Ин.4:43-45. И. Христос два дня пробыл в Самарии, среди жителей Сихаря, и затем отправился в Галилею. Чтобы понять сделанное евангелистом по поводу этого замечание 4-го ст., нужно иметь в виду, что отечеством Иисуса Христа называется Назарет, место Его воспитания и жизни до 30-летнего возраста (Мф.13:54 и паралл.); следовательно, Назарет противополагается тому, что евангелист называет Галилею. Галилея разделялась на верхнюю и нижнюю; в собственном смысле Галилеею называлась верхняя Галилея, Назарет находился в нижней Галилее. Следовательно, ев. Говорит здесь о Галилее в тесном смысле слова. Он говорит, что главным местом деятельности своей И. Христос избрал верхнюю Галилею, а не нижнюю, где был Назарет. Почему? Потому что, как Он Сам после подтвердил (Лк.4:24) истинность народного изречения, пророк не имеет чести в своем отечестве. Напротив, жители верхней Галилеи приняли Его сочувственно, с готовностью веровать в Него, видев все, что Он сделал в Иерусалиме на празднике.

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

14. После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
15. и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

 

См. прим. к Мф.4:12-17.

   «Пришел в Галилею»: ибо мог опасаться, что там, где действовал Его предтеча – в Иудее – и Он, проповедуемый предтечею, не в безопасности (ср. Феофил). Правда, Иоанна заключил в темницу и потом обезглавил правитель Галилеи (Мф.14 и дал.) и, следовательно, по-видимому, и здесь Господь был не в безопасности.
   Но 1) отошедши в Галилею, Господь удалился от самых злых врагов Своих – фарисеев, которые, без сомнения, были главными деятелями в предательстве Крестителя, строго обличавшего их, и – среди Галилеян, более расположенных к Нему, был по крайней мере более в безопасности, чем в Иудее;
   2) Ирода Антипы, как видно из места заключения Крестителя и его убиения, не было тогда собственно в пределах Галилеи (см. прим. к Мф.14:10-11); он был в южных границах Переи;
   3) Господу некуда было еще уклониться, кроме Галилеи: ибо пребывание в Самарии и области заиорданской было еще менее удобно для Него, и Он редко и ненадолго бывал там и впоследствии;
   4) самая перемена места деятельности Господа могла содействовать несколько его безопасности, и наконец
   5) может быть, Господь немедленно хотел обратиться с проповедью покаяния к народу, правитель коего только что совершил беззаконие насильственным заключением Его Крестителя: ибо, по библейскому воззрению, в беззакониях правителей повинен и управляемый ими народ. Все же это случилось так, дабы исполнилось великое пророчество великого Исаии о просвещении светом учения Мессии омраченной невежеством и пороками Галилеи, как изъяснил это ев. Матфей (Мф.4:13-16. см. прим. к этим стихам).

   «Исполнилось время»: время, предопределенное Богом и предвозвещенное от Него через пророков, в которое должен прийти Мессия и основать новое благодатное Царство Божие на земле, – настало; все, что нужно было сделать для приготовления рода человеческого ко вступлению в это царство, сделано: Мессия пришел и уже основывает это царство учением и делами Своими, и уже близко время, когда царство это торжественно откроется искупительными страданиями, смертью и воскресением Мессии.

   «Покайтесь»: это нужно прежде всего для вступления в Царство Христово (см. примеч. к Мф.3:2, 17)

   «Веруйте в Евангелие»: ибо без этой веры никто не может быть членом этого царства. «Доселе, говорит, закон был в действии; а отныне настает Царство Божие, жизнь по Евангелию» (Феофилакт).

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-15 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие

Евангелист Марк, как и Матфей (Мф.5:12), пропускает историю деятельности Господа Иисуса Христа в Иудее и по прибытии Его в Галилею, о которой подробно говорит Иоанн Богослов (Ин.1:29-5) и которая обнимает собою время, по меньшей мере, около полутора лет. Заключение Крестителя под стражу, согласно евангелисту Марку, побудило Христа выступить на открытую деятельность в Галилее.

«Царствия Божия». Евангелист Марк употребляет это выражение около 14 раз. Он берет его, конечно, в том же смысле, в каком у Матфея употребляется большей частью выражение «Царствие Небесное». Но евангелист Марк, как писавший свое Евангелие для христиан из язычников, находил лучшим употреблять прямое, строгое и точное обозначение Царства, какое пришел основать Христос, чем, подобно евангелисту Матфею, писавшему для христиан из иудеев, уже знакомых с богословской терминологией, употреблять выражение метафорическое, описательное – Царствие Небесное – выражение, еще требующее для себя пояснения. Истолкование же самого термина «Царство Божие» см. в комментариях к Мф.6:33; ср. Мф.3:2.

«Исполнилось время» – точнее: пришел к концу своему срок или период, т. е. период, назначенный Богом для подготовления человечества к принятию Спасителя (ὁ καιρός, а не χρόνος). Настоящее время, которое еще переживают слушатели Христа, есть время перехода к новому порядку жизни – к Царству Божию.

«Веруйте в Евангелие». В греческом тексте здесь стоит ἐν τῷ εὐαγγελίῳ – «в Евангелии». Выражение это необычно в Новом Завете – глагол πιστεύειν везде употребляется с предлогом винительного падежа. Поэтому лучше с некоторыми древними кодексами (например, с Оригеном) читать выражение τῷ εὐαγγελίῳ без всякого предлога и переводить «веруйте Евангелию», т.е. Богу, Который говорит людям в Евангелии.

Прочее см. комментарии к Мф.4:12,17.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие

См. Толкование на Мк. 1:14


Ст. 14-15 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

После того как предан был Иоанн. Это событие было спустя довольно долгое время после искушения Иисуса Христа, о котором говорилось выше. 3десь еванг. Марк, подобно Матфею, опускает повествование о многих событиях, как это видно из Евангелия Иоанна (чит. Ин.2; 3 и Ин.4 гл.). Пpииде, по Евангелию Матфея, в Галилею, т. е. из Иудеи, где был, как видно из Евангелия Иоанна, по случаю праздника Пасхи (о Галилее чит. в объясн. Мк.1:4). Удалился Господь из Иерусалима и Иудеи, потому что видел, что гордые фарисеи и книжники (о них чит. в объясн. Мк.1:22), а за ними и прочие Иудеи менее способны слушать Его божественное учение, чем простолюдины Галилеяне (Горск.). С другой стороны, Господь мог опасаться, что тут, где действовал Его предтеча, и Он, Им проповеданный, не в безопасности, особенно же после того, как Предтеча был заключен в темницу. Кроме того, так как в Галилее много жило язычников, то Иисус Христос не мог остаться для них незамеченным, хотя ни Сам Он, ни ученики Его не обращались к ним собственно с учением. Между тем, удаление Господа в Галилею случилось так, что тут исполнилось, как и замечает еванг. Матфей, пророчество Исаии о начатии проповеди Христом в Галилее: Галилея язык(языческая)... Людие, сидящии во тьме, видеша свет велий и пр. (Ис.9:1-2). Таким образом, Галилея с этого времени делается особенным местом действий Господа: здесь все время Он проводил в небольших путешествиях по различным ее округам и городам. Здесь Господь, оставив свой отечественный город Назарет, где имел дом названный Его отец Иосиф, так как жители сего города, по сказанию еванг. Луки, изгнали Его от себя за то, что Он обличал их в неверии и не сотворил чуда для их любопытства (Лк.4:14-31), поселился в г. Капернауме, лежащем близ Галилейскаго, иначе Генисаретскаго или Тивериадскаго озера или моря. Капернаум – это был небольшой торговый город на северо-западном берегу моря, лежал он на распутье больших торговых дорог Палестины; был одним из самых живописных ее уголков, и название Капернаум значило: село утешения и отрады. Этот-то город Господь „Утеха Израиля“ и избрал местом Своего пребывания, почему он у еванг. Матфея и называется Его городом (Мф.9:1). Здесь Господь провел большую часть времени Своего общественного служения; здесь Он постоянно проповедовал Свое Божественное учение и в синагоге, и в частных домах, и с рыбачьей лодки на Галилейском озере. Здесь сотворил Он множество чудес. Здесь был дом Ап. Петра, быть может, и других Апостолов-рыбарей. В настоящее время от Капернаума лежат одни развалины. О Галилейском озере нужно сказать следующее: называется оно Тивериадским и Генисаретским по городам близ него. Окрестности этого озера были так прекрасны, что ни одно место Палестины не могло равняться с ними красотой. Живописные горы окружали и защищали его от бурь и ветров. Само оно по временам было и бурно. На севере особенно изобиловало рыбой. По берегам его лежало много городов и селений; из них дов. населенные: Тивериада, Вифсаида, Капернаум, Хоразин, Магдала и др. Вода в нем пресная и приятная. Величина его – 24 с половиной версты в длину и 7 в ширину. Чрез него протекает река Иордан, не смешивая своих вод с ее водами (см. карту).


Исполнилось  время, т. е. предопределенное и предвозвещенное Богом чрез пророков, в которое должен был прийти Мессия и основать новое благодатное царство на земле, и Он уже пришел и начал Свое спасительное дело, и уже близится торжественное открытие Его царства, – после смерти и воскресения Его: приблизилось  царствие Божие (о царствии Божием чит. в объясн. Мк.1:5).

 Покайтесь, т. е. сознайтесь, что вы грешны вследствие грехопадения своих прародителей и, кроме того, своими собственными грехами оскорбляете Бога и губите свои души, с сокрушением сердца раскайтесь во грехах и перемените свою жизнь, исправьтесь (чит. Мк.1:4); это первое условие для вступления в царствие Божие или Христово.

 И веруйте во Евангелие. У еванг. Матфея в Евангелии нет этих слов в проповеди Христовой. Евангелие с греческого значит благовествование (чит. в объясн. Мк.1:1). Веруйте во евангелие, т. е. веруйте в пришедшего Спасителя и примите проповедуемое Им учение: так как без сей веры никто не может быть членом Его спасительного царства. У еванг. Матфея здесь прибавлено: исцеляя всяк недуг (болезнь) и всяку язю (немощь) в людех. Исцеляя, т. е. чудесным образом, без лекарств, – так, как нельзя сделать ни силой, ни искусством человеческим, но только всемогущей силой Божией, напр., одним словом исцелить больного и даже воскресить мертвого. Такие дела обыкновенно называются чудесами. Чудеса, творимые человеком, прямо свидетельствуют, что этот человек угоден Богу и есть посланник Божий. Господь Иисус Христос творил бесчисленное множество чудес, и творил именно для того, чтобы показать, что Он не простой человек, и что учение Его не простое, а Божественное, чтобы потому люди всем сердцем верили Ему.

Толкование на Евангелие от Марка

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 15. и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

О покаянии.


Отсюда видно, что вера в Евангелие не исключает покаяния, ибо из уверовавших каялись: Деян.19:18; право исповеди дано от Господа апостолам и их преемникам: Мф.18:18; Ин.20:23; Деян.20:17,28.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   «Не прихорашивайся и не старайся представиться другим, чем ты есть на самом деле; приди таков, как есть... приди к твоему Небесному Отцу во всех своих грехах и недостатках».*
 

Ответ:

     Такие мысли – выдумка сектантов и потому противоречат свидетельствам Священного Писания, из которых ясно видно, что Господь милует и принимает только кающихся грешников (переставших быть таковыми): Иер.3:12-13; Иез.3:11,14; Ис.1:16-18; Мф.3:2,4:17; Мк.1:15; Лк.15:7,10:17-20; Деян.2:38,3:19,26:20 и др.
    Каяться значит говорить в своем сердце: согрешил, не буду так поступать, – значит возненавидеть грех, отказаться от своей греховной жизни. Следовательно, кающийся грешник уже перестал через свое покаяние быть таким, каким был до покаяния, и Господь поэтому не отвергает его.
     Грешник, остающийся таким, как есть, показывает, что он не хочет оставить свои грехи и свою порочную жизнь, не сознает своей вины пред Богом и своего гибельного состояния, показывает, что он идет не к Богу, а удаляется от Него. Как может идти он к Господу, когда в сердце не любит Его? В его силах только устами приближаться к Богу, но за это он не будет принят и помилован Им, а услышит от Него: «Я никогда не знал тебя; отойди от Меня делающий (а не сделавший) беззаконие» (Мф.7:23; Мф.15:7-8).
    «Какое, – говорит апостол, – общение праведности с беззаконием? что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор.6:14-15).
----------------------------------------------------------------------------------
* - Сперджэн Ч. Благодатью вы спасены. 1909 г., стр. 14.

 

Православная Церковь и сектанты

прот. Павел Лютов (†1978)

и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

     
«Царствие Божие» или «царство небесное», как в ев. от Матфея (Мф.4:17), – проповеданное пророками и ожидавшееся иудейским народом царство Бога и Его Помазанника, (Дан.2:44; Лк.2:38; Мк.11:10; Лк.19:38; Ин.12:13, 19:19; Деян.1:6,17:7). Аналогичные ожидания существовали и в языческом мире, утопавшем во мраке темнобожия (ср. 4-го эклогу Виргилия).

Беседы на Евангелие от Марка: пособие при изучении Св. Писания в кружках. Выпуск 1

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka