Скрыть
В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-28 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее

Злые духи называются «нечистыми» потому, что любят всякие нечистые дела. Выйти из человека бес почитает «погибелью» для себя. Злобные бесы и вообще вменяют в злострадание себе, когда не позволяется им делать людям зло. Притом, будучи плотолюбивы и привыкши услаждаться веществом, они как бы терпят большой голод, когда не живут в телах. Поэтому Господь и говорит, что бесовский род изгоняется постом. Нечистый не сказал Христу: Ты свят, поскольку и из пророков многие были святы, но сказал «Святый», то есть Единственный, в существе Своем Святый. Но Христос заставляет его молчать, дабы мы знали, что бесам должно заграждать уста, хотя бы они говорили и правду. Бес мечет и сильно трясет одержимого им, чтобы очевидцы, видя, от какого бедствия избавляется человек, ради чуда уверовали.

Толкование на Евангелие от Марка

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 23-26 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал (когда Господь вошел в синагогу): оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас… Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него

Здесь образ столкновения мира Христа и мира земли. Мир земли не выносит мира Божия, и в душе, начавшей борьбу за добро, он ожесточенно выталкивает добро: «Оставь меня, это мне не годится… Это не для меня». И в первых схватках добра со злом, когда в душе, поддерживаемой Божией силой, начинает поборать мир добра, зло оставляет насиженное гнездо, всячески потрясая душу. Запомни. Такая же нетерпимость мира земли давит на христианскую душу и со стороны, со вне, когда душа соприкасается с миром земли.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

23. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24. оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий.


   «Человек, одержимый духом нечистым»: бесноватый, см. прим. к Мф.4:24. Вероятно, что этот человек по временам только был одержим духом нечистым, а по временам был в здравом состоянии: ибо в противном случае он не был бы допущен в синагогальные собрания.

   «Вскричал»: в это время случился с человеком тем припадок беснования, выразившийся в крике, изобличавшем присутствие демона в человеке.

   «Оставь»: выражение страха перед силой и могуществом Господа и сознание собственного бессилия демона.

   «Что тебе» и пр.: см. примеч. к Мф.8:29.

   «Иисус Назарянин»: Иисус из Назарета; это как бы прозвание Господа по имени того города, где Он воспитывался. Из сопоставления этих слов с дальнейшим демонским исповеданием Господа, можно видеть в них и такую мысль: хотя Ты и происходишь из презираемого города, но я знаю Тебя, кто Ты и пр.

   «Погубить нас»: демон говорит и за себя, и за других таковых же; ибо если Господь его погубит, то конечно и других, и всех таких же, как он.

   «Погубить»: – это сильнее, чем выражение мучить – Мф.8:29; это значит разрушить, упразднить все демонское царство, а не только подвергнуть мучениям демонов.

   «Знаю Тебя»: демоны знали, что Иисус из Назарета есть Мессия, частью непосредственно, частью из чудесных действий Господа.

   «Святый Божий»: прикровенное обозначение достоинства Иисуса, как Мессии (ср. Лк.4:34. Деян.4:27. Ин.6:69, 10:36. Откр.3:7), прообразами коего были освященные и святые ветхозаветные, помазанники, цари, священники и пророки (см. прим. к Мф.1:1) «Нечистый не сказал Христу: Ты свят, поскольку и из пророков многие были святы, но сказал: святый (ο’ Αγιος) с прибавлением члена, т.е. единственный в существе Своем святый» (Феофил., ср. Афан. В. 4, 502).

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-23 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал

«И дивились» (см. Мф.7:28–29).

«Одержимый духом нечистым» – то же, что бесноватый (см. Мф.4:24).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 23-24 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий

И бе в сонмище (был в синагоге). О синагоге чит. в объясн. (Мк.1:21). Их – жителей города Капернаума (чит. Мк. 1:21). Человек в дусе нечисте (одержимый духом нечистым) или, иначе, бесноватый. Бесноватые, это – такие люди, в которых входили бесы и овладевали их душевными и телесными силами. Известно, что со времени греха Адамова бесы получили некоторую силу и власть над людьми, как бы над своими пленниками и рабами (Еф. 2:2), поэтому они могли входить в людей, жить в них и мучить их, например, повергать в разные болезни: глухоты, немоты и т.п., как мы видим в Евангелии. Бесноватых особенно было много до Иисуса Христа, так как дьявол еще не был поражен Его крестной смертью. Со смертью же Иисуса Христа бесы потеряли эту свою силу. Но есть и могут быть бесноватые и теперь, по воле и попущению Божию. Бог попускает бесам входить в людей и мучить их за их греховную жизнь, особенно за гордость и нераскаянность. Некоторые не хотят признавать того, чтобы злые духи могли входить в людей и мучить их, и болезни бесноватых объясняют расстройством нервов. Но это неверно: потому что, во-первых, Христос и апостолы обращаются к бесноватым, именно как к людям, одержимым духами; во-вторых, духи в бесноватых говорят и действуют самостоятельно, как отличные от самих одержимых; они представляются оставляющими тело человека больного; в-третьих, Христос, разговаривая с духами, спрашивает об их имени, повелевает им молчать, изгоняет их, и они оставляют больного, и больной после того делается здоровым; в-четвертых, дух может овладевать способностями человека и даже его телесными действиями, потому что и между нами бывает так, что один управляет другим. – Бесноватый вскричал, т. е. в это время случился с ним припадок беснования, который выразился в крике, произведенном бесом.

Что Тебе до нас (что нам и тебе), т. е. какое Тебе дело до нас (2Цар. 16:10), Иисус Назарянин? Так называют Господа, потому что Он жил и воспитывался в Назарете (Мф. 2:23). Ты пришел погубить нас. Вем Тя, кто еси (знаю Тебя, кто Ты), Святой Божий. – Знаю Тебя и пр. Бесы знали в Иисусе Христе Мессию, Сына Божия, и считали Его врагом и повелителем своим, потому что видели, что Он пришел разрушить злые дела их, поэтому и говорят: Ты пришел погубить нас.

Один из духовных писателей замечает при этом: „Земля не познала своего Царя, пришедшего в образе одного из земнородных ее чад; но о Нем свидетельствовало небо (Лк. 2:11; 3:2; Мф. 3:17), а теперь свидетельствует ад“ (Сборн. Барс.).

По повествованию евангелиста Матфея об исцелении бесноватого в стране Гадаринской, бесы кричали: Ты пришел мучить нас (Мф. 8:29), т. е. как слуг сатаны, преследовать их, изгонять и ввергать в ад для мучения (Лк. 16:23; Откр. 14:10). Свящ. писание учит, что до времени страшного суда злым духам попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения, и злые люди вместе с ними (2Пет. 2:4; Иуд. гл. 6). Слово погубить сильнее, чем слово мучить. Оно значит разрушить, упразднить все демонское царство, а не только подвергать бесов мучению.

Святой Божий. Злой дух не сказал: Ты один из святых Божиих, которых много, но говорит: Ты еси Святой Божий, потому что Господь один свят по существу, другие же святы, как причастники благодати Его (Афан. Вел.).

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible