Скрыть
и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 40-44 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им

Если хочешь, можешь меня очистить, - и простер к нему руку Свою (ср Лк. 5:12-13). Тот, что простер Свою руку, разумеется, презрел закон, ибо всякий прикасающийся к прокаженному по закону считался нечистым… Но тем самым Он показал, что прекрасна природа того, кто исполнен физических недостатков. С другой стороны, когда Он приказал исцеленному показаться священнику, то утвердил тем самым священство. Однако, приказав принести жертву за очищение (ср. Мф. 8:4, Лк. 5:14), не утвердил ли Он также закон, заповеданный Моисеем? Множество заповедей было дано в отношении прокаженных, но ни одна из них не послужила на пользу. Но пришел Христос и единым словом даровал исцеление и упразднил то многое, что предписывалось законом в отношении прокаженных.

Толкование на Диатессарон Татиана

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им

Совершая чудо, Он приказал молчать о нем, однако оно не осталось сокрытым надолго. Также и с избранными Его: следуя примеру Его и учению, могут они предпочесть, чтобы без оглашения сохранились их великие дела, но ради пользы других их дела могут стать известны. Стремление умолчать о своих делах – свойство большого смирения, однако явное величие не в состоянии их скрыть.

Изложение Евангелия от Марка

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 43-45 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду

И из сего научаемся также не выставлять себя напоказ, когда оказываем кому-либо добро, ибо вот и Иисус Сам велит очистившемуся не разглашать о Нем. Хотя Он и знал, что тот не послушается и разгласит, однако, как я сказал, научая нас не любить тщеславия, велит никому не говорить. Но с другой стороны, всякий облагодетельствованный должен быть признательным и благодарным, хотя бы благодетель его и не нуждался в том. Так и прокаженный разглашает о полученном благодеянии, несмотря на то, что Господь не велел ему. Христос посылает его к священнику, потому что по повелению Закона прокаженному не иначе можно было войти в город, как по объявлении священническом об очищении его от проказы, в противном случае он должен был изгоняться из города. В то же время Господь велит ему принести и дар, как по обыкновению приносили очистившиеся: это во свидетельство того, что Он не есть противник Закона, напротив, столько дорожит им, что заповедуемое в законе и Он повелевает исполнять.

Василий Кинешемский, сщисп. (†1945)

и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им

Но не только эти минуты наиболее высоких проявлений духовной жизни оберегал Он от людей: Свои дела, благодеяния, чудотворения, в которых проявлялись Его духовная сила и любовь, Он также хотел делать так, чтобы никто о них не знал.

Когда Он исцелил прокаженного, читаем мы: И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори.

С одной стороны, Иисус хотел избежать человеческой славы, которая больше всего препятствовала Его мессианскому служению. Он не хотел прослыть чудодеем, и не чудесами думал Он привлекать к Себе сердца людей. Но, с другой стороны, эта скромность доброделания, это стремление сохранить тайну духовной жизни имеют и другие причины. В этой тайне лежит одно из условий сохранения и развития духовной силы.

Это же завещает Господь и Своим последователям.

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас… Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:1, 3-4).

Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему. Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6).

Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим. Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:17, 18).

Таким образом, доброделание в христианстве должно быть скромно, а духовная, внутренняя жизнь окружена тайной, непроницаемой для людей и открытой только Богу. Только тогда Господь благословляет внутреннее делание успехом и дает плод духовной жизни. Духовные силы, выношенные и развернувшиеся в тайниках души, становятся тогда настолько могущественными, что сами собой проявляются вовне и скрыть их от других становится уже невозможным. Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Беседы на Евангелие от Марка

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

40. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
41. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
42. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
43. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
44. и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
45. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.


   «Приходит к Нему прокаженный» и пр.: – Рассказ ев. Марка об исцелении Иисусом Христом прокаженного совершенно согласен с рассказом об этом ев. Матфея, но несколько полнее, содержит частные черты, которыми восполняется рассказ первого евангелиста. См. Мф.8:1-4 и прим.

   «Умоляя, падая на колени»: более усиленные выражения, чем у ев. Матфея.

   «Посмотрев на него строго»: черта, замеченная только св. Марком. Это было, как кажется, в доме, на что указывает и слово: «отослал» (собственно выслал – ἐξε’βαλε) и далее в ст. 45 слово: выйдя (ἐξελυὼν). По закону (Лев.13:46, ср. Лев.5:2) прокаженным воспрещался вход в чужой дом; но вероятно надежда исцелиться от Иисуса Христа побудила прокаженного преступить закон этот и войти в дом. По вере прокаженного Господь исцелил его, но преступление закона наказал строгостью взгляда и повелением удалиться немедленно.

   «Начал провозглашать» и пр.: черта, указанная только ев. Марком, равно как и непосредственно за ним следующие черты. «В чувстве благодарности прокаженный не мог молчанием скрыть благодеяние» (Евф. 3игаб.) «Всякий облагодетельствованный должен быть признательным и благодарным, хотя бы благодетель его и не нуждался в том. Так и прокаженный разглашает о полученном благодеянии, несмотря на то, что Господь не велел ему» (Феофил.).

   «Не мог уже явно войти» и пр.: слово «не мог» указывает на невозможность по внешним препятствиям, но означает только затруднительность и может быть небезопасность. Народ, возбужденный действиями Господа Иисуса, мог увлечься и в увлечении сделать что-нибудь такое (как в последствии хотели взять Его насильно и провозгласить царем, Ин.6:14-15), что могло возбудить подозрительность гражданских властей или подать повод недружелюбно уже начавшим смотреть на Него фарисеям и книжникам обвинить Его в чем-либо, чтобы погубить. – Потому Он не пошел «явно в город», недалеко от которого Он исцелил прокаженного, а равно и потому же не пошел теперь и в другие города, а находился вне городов, «в местах пустынных». Народ и здесь находил Его; но здесь для Него было, по указанной причине, безопаснее.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 40-45 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду

Об исцелении прокаженного см. Мф.8:1–4. Впрочем, здесь евангелист Марк делает некоторые добавления. Так, он сообщает, что, исцелив прокаженного, Господь разгневался на него (ἐμβριμησάμενος; в русском переводе неточно – «посмотрев на него строго») и изгнал (ἐξέβαλεν; в русском переводе – «отослал»). Гнев Христа объясняется тем, что прокаженный своим приближением ко Христу, Которого окружали люди, нарушил закон Моисея, запрещавший прокаженным входить «в стан» израильский (Лев.13:46). Затем евангелист Марк прибавляет, что исцеленный не соблюл запрещения Христа и повсюду разглашал о совершившемся над ним чуде, отчего за Христом стало ходить чрезвычайно много народу, который хотел от Него не учения о Царстве Божием, а только чудес, который ждал, что Христос объявит Себя тем Мессией, какого ждали тогда иудеи. Даже в пустынных местах, замечает Марк, Христос не находил Себе покоя, и туда приходили к Нему целые толпы народа.

Выражение 45-го стиха «выйдя», употребленное о прокаженном, может указывать на то, что он по исцелении пошел в свой дом, куда доселе не имел права показываться, и, проведя здесь некоторое время, отправился рассказывать о совершенном над ним чуде.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им

Иисус Христос, совершив то или другое чудо, например, исцелив больного или воскресив умершего, часто запрещал разглашать, а, иногда, напротив, повелевал рассказывать о чуде. Это делал Он по разным причинам: повелевал не разглашать и для того, чтобы отвратить от самомнения и тщеславия тех, для кого совершено чудо (Злат. и Феоф.), и по смирению Своему (чит. Мф. 12:16, 19-20), и чтобы другим показать пример смирения и скромности, и наконец, для того, чтобы разглашением чуда преждевременно не возбудить в народе представления о Мессии, как о земном властителе, но сначала дать утвердиться в нем более здравым понятиям о Его духовном царстве (Мих.). Повелевал же разглашать о чудесах и для успеха веры, и для выражения благодарности Богу.

Но иди (шед) покажись священнику (иерееви). Священники умели распознавать болезнь проказы, им предоставлено было право свидетельствовать больного после выздоровления и позволять жить в обществе (Лев. 13:14 и далее). И принеси за очищение свое, что (яже) повелел Моисей. Исцеленный от проказы обязан был законом Моисеевым принести жертву Богу за свое исцеление – двух агнцев или двух горлиц и т. п. Во свидетельство им. Священники, осмотрев исцеленного, давали ему свидетельство, чтобы он мог быть принят в общество и пользоваться правами общественными и религиозными. Еще – во свидетельство того, что Господь Иисус Христос не есть нарушитель закона и что новый завет не противоречит ветхому (Тр. лист.).

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible