Скрыть
Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед

Употребляя в пищу акриды, он окрылялся душою; насыщая себя медом, делался способным вести речи более сладостные и полезные, нежели мед; облекая свое тело в одежду из верблюжьей шерсти, он показывал собой образец подвижничества… Змея сбрасывает с себя старость, протискиваясь сквозь узкое место, и, через стеснение сняв с себя ветхость, омолаживается всем телом. Так и ты: войди через узкую и тесную дверь (ср. Мф. 7:13-14, Лк. 13:24), стесни себя постом, отврати себя от погибели и сложи с себя ветхого человека вместе с делами его (ср. Еф. 4:22, Кол. 3:9).

Огласительные слова для просвещаемых

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед

Некоторые спрашивают, отчего он подпоясывал свою одежду поясом?.. Илия, так и прочие святые были поставлены на службу Господом так, чтобы им постоянно быть в работе: в путешествиях, в трудах или в стараниях о чем-либо еще, необходимом для жизни. Но не только для этого, но и для того, чтобы попирать всякое украшение и вести во всем суровую жизнь… Потому ограничим свою неумеренность и, испивая спасительное лекарство умеренности… со тщанием будем приносить молитвы. И даже если не получим то, о чем просим, будем ожидать в терпении, чтобы получить; а если получим, то наберемся терпения еще более, потому что уже получили. Ибо Господь не стремится отложить даяние, но промедлением вразумляет нашу терпеливость.

Гомилии на Евангелие от Матфея


Предтече грядущего надлежало разрешить все ветхое: страдания, проклятья, скорбь, пот, – и самому тоже иметь некие знаки такого дара, и уже быть выше того осуждения. Посему он не пахал землю, не прокладывал борозду и не ел хлеб в поте лица своего, но трапеза его была какая придется, а одежда еще легче трапезы, а жилье еще беспечнее одежды. Он не нуждался ни в крыше, ни в ложе, ни в столе, ни в чем-либо подобном, но в этой плоти показывал ангельскую жизнь. Потому и был у него шерстяной плащ, чтобы этим примером научить нас отказу от всего человеческого и от всего общего с землей и возврату к прежнему благородству, в котором Адам был до того, как стал нуждаться в одежде и платье.

Гомилии на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед

У Иоанна Крестителя была праведная мать, а отец его был священник. Однако ни любовь матери, ни власть отца не смогли удержать его в родительском доме, где непорочность его могла подвергнуться мирским искушениям. Он поселился в пустыне, где глаза его, ищущие Христа, отказывались видеть что-либо другое. Его грубая одежда, кожаный пояс, пища, состоявшая из саранчи и дикого меда, – все было ради нравственного совершенствования и воздержания. Следуя его примеру, монахи, сыновья пророков, о которых мы читаем в Ветхом Завете, тоже строили себе лачуги рядом с Иорданом; они уходили от шума городов и питались ячменем и полевыми травами (ср. 4Цар. 4:38-39, 6:1-2). Пока ты сам пребываешь в родной земле, считай свою келью раем, срывай разнообразные плоды Писания, наслаждайся ими и радуйся их сочетанию (ср. Пс. 118:69-70).

Послания


Иоанн опоясан кожаным поясом; об Илии, в котором нет ничего изнеженного или женственного, но лишь мужское и твердое (он даже видом своим был обросший), тоже написано, что он носил пояс (4Цар. 1:8).

Об Исходе

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед

Иоанн, казалось бы, сам мог стать высшим служителем закона, однако он предпочел роль провозвестника нового служения, а не последователя и наследника старого, и учил незыблемому пониманию истины. Просвещенный Духом, он избрал проповедь новозаветных таинств людям, позванным в пустыню, а не служение в Храме для тех, кто приходил бы к нему, как к члену почетного ветхозаветного священства, существовавшего в то время. Иоанн выбрал жажду и голод в долгом одиночестве, а также одежду из шерсти верблюдов, которую он подпоясывал кожаным ремнем, поставив такое одеяние выше шитых золотом одеяний священников. Именно так, братья мои, заслугами высшей праведности он и снискал себе славу пророка. И хотя явил небрежение священничеством отца, он, несомненно, стал лучшего священничества провозвестником и предтечей.

Гомилии на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед

Мы уже говорили об этом в Евангелии от Матфея; теперь же скажем только о том, что там опущено, именно: что Иоаннова одежда была знамением сетования, и пророк показывал таким образом, что кающемуся должно плакать, так как вретище обыкновенно служит знаком плача; кожаный же пояс означал омертвелость иудейского народа. А что сия одежда означала плач, об этом говорит сам Господь: «Мы пели вам печальные песни (славянское «плакахом»), и вы не рыдали», называя здесь плачем жизнь Предтечи, потому что далее говорит: «Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес» (Мф. 11, 17-18). Равно пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча («акриды») есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мед, производимый пчелами, то есть пророками; но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают Писание. Они имели Писания, как бы некоторый мед, но не трудились над ними и не исследовали их.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса

Голос совести строг, суров… Не пренебрегай им, как бы он ни был неприятен… Слушайся его! Иоанн сказал им в ответ: …стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его (Ин. 1:26-27). Идет за мною Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым (Мк. 1:7-8) и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу (Мф. 3:11-12). И в чистой совести естественного человека, не просвещенного христианством, стоит «Некто», Которого она не знает. Это – Бог. Человек чаще обращается к Нему после житейских впечатлений и влияний, но Он впереди всего. Он сильнейший… Когда душа потянется к Нему, тогда она поймет, что это Тот, у Которого она недостойна развязать ремень обуви. Это – Бог. Только Бог может в корне изменить человеческое ничтожество. И чистая душа понимает это. Только Бог может огнем истребить человеческий смрад и вдохнуть дыхание новой жизни веянием очистительно-творческой силы Святого Духа. Таково крещение души: смерть в огне, погребение и восстание в воде очищения и обновление в благодати Святого Духа.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед

Блаженный Иоанн презрел даже овечью шерсть как отдающую роскошью, и избрал себе шерсть верблюжью. В нее он и облекся, знаменуя простоту и прямодушие жизни. Он ел акриды и дикий мед (ср. Мф. 3:4) – эту сладчайшую духовную пищу, приготовляя смиренные и целомудренные пути Господни. Разве мог одеться в дорогую одежду тот, кто отвернулся от бахвальства общественной жизни и жил в пустыне для Бога – в спокойном уединении, вне суеты, глупости и мелочности?!

Педагог

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

4. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7.И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8. я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.


   «Явился Иоанн» и пр.: О явлении и проповеди предтечи, а равно и далее о крещении Господа ев. Марк повествует совершенно согласно с ев. Матфеем, только короче; см. Мф.3:1-12 и прим.

   «Крещение покаяния»: см. прим. к Мф.3:2, 11.

   «Для прощения грехов»: Иоанново крещение даровало крестящимся с покаянием прощение грехов по вере в грядущего и провозвещаемого Иоанном Мессию – Иисуса Христа, Сына Божия, каковая вера отпускала грехи и ветхозаветным людям. «Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов» (Феофилакт).

   «Вся страна Иудейская»: усиленное выражение, как и у евангелиста Матфея; все – вместо многие или весьма многие.
 
   «Недостоин, наклонившись, развязать» и пр.: еще более усиленное выражение смирения Иоанна, чем в словах, передаваемых ев. Матфеем Мф.3:1; см. прим. к этому стиху.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед

Об одеянии Иоанна евангелист Марк говорит согласно с Матфеем (Мф.3:4), но описывает это одеяние уже после того, как упомянул о толпах народа, приходивших к Иоанну креститься.

Не был ли Марк сам в числе тех, которые совершали путешествие в пустыню к Иоанну? По крайней мере, едва ли можно допустить, чтобы он, будучи молодым человеком и, несомненно, интересуясь религиозными вопросами, мог спокойно сидеть дома в Иерусалиме в то время, когда поблизости, в пустыне Иудейской, совершаемо было Иоанном символическое действие великой важности – крещение.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед

Акриды – вид саранчи, очень обыкновенная пища на востоке у бедных людей. Саранча – это небольшое крылатое насекомое. Дикий мед – это мед диких пчел, или жидкость медоподобная, истекавшая из некоторых деревьев, как то пальмы, фиги; на вкус он горький.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Иоанн носил одежду из верблюжьяго волоса (бе оболчен власы велблужди). Это был волос длинный, толстый и колючий, из которого в древности делали грубую ткань и ныне на востоке делают одежду для себя бедные люди и монахи.

Ел (ядый) акриды и мед дикий (дивий). Под акридами должно разуметь вид саранчи, которая служит очень обыкновенной пищей на востоке у бедных людей. Некоторые, впрочем, думают, что акриды суть верхушки травы, а иные – дикие яблоки (Феоф.). Под диким медом разумеется мед диких пчел, находившийся в изобилии в скалах и дуплах дерев пустыни (Мих.). Мед этот весьма горький на вкус (Афан.).

Следовательно, и одежда, и пища у Иоанна Крестителя были подвижнические, и как своими речами напоминал он прор. Исаию, так своей суровой подвижнической жизнью живо напоминал другого древнего великого пророка Илию.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible