Скрыть
И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься

Настоящее омертвение рождается в душах не по причине голода хлебного и не от жажды этой осязаемой воды, но от голода по слышанию Слова Господня. Ибо не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4, Лк. 4:4). Посему сыны чертога, доколе с ними Жених, не могут поститься.

Толкование на книгу пророка Исаии

Григорий Богослов, свт. (†389)

И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься

Сыны чертога брачного не могут поститься, когда рядом Жених (ср. Мф. 9:15, Лк. 5:34), или видимый телесно (ибо время Его пребывания есть время радости, а не тягот), или познаваемый как Слово (ибо зачем поститься телесно тем, кто очищается Словом?).

Слово 30. О богословии 4-е, о Боге Сыне 2-е

Палладий Еленопольский, прп. (†420)

И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься

Лучше пить вино с разумением, нежели пить одну воду с надменностью. Посмотри на святых мужей, пьющих вино с разумением, и на людей, далеких от Бога, пьющих воду без разумения, и впредь больше не порицай и не восхваляй само вещество, но ублажи или сочти несчастным разум тех, кто пользуется веществом на благо или во вред себе. Иосиф тоже некогда пил вино у египтян, но он не помрачился рассудком, потому что сохранил разум. С другой стороны, одну только воду пили Пифагор, Диоген и Платон, а вслед за ними и манихеи, и весь остальной «сонм» мнящих себя философами, однако в своей необузданности они дошли до такой степени легкомыслия, что не познали Бога, а, напротив, поклонились идолам. Не гнушались употребления вина и те, кто окружал апостола Петра, так что Сам Учитель и Спаситель их был попрекаем за это, когда иудеи высказывали Ему: «Почему ученики Твои не постятся подобно ученикам Иоанна?» (ср. Мф. 9:14, Мк. 2:18, Лк. 5:33).

Лавсаик

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься

С тех пор как воплощение Спасителя было обещано нашим праотцам, святые в слезах и стенаниях ожидали Его вплоть до момента, когда обещанное осуществилось. Подобно сему, после Его воскресения и восхождения на небо все надежды святых были связаны с Его возвращением. Тем не менее, начиная со времени, когда Он говорил с людьми, они уже не могли лить слезы и скорбеть, так как с ними во плоти был Тот, Кого они возлюбили духовно. Итак, Жених - Христос, Невеста Его - Церковь, Сыны жениха (ср. Мф. 9:15, Лк. 5:34) - члены брачного союза и те, кто верит в Него; время брака - то время, когда через таинство воплощения… Он сочетается со святой Церковью (ср. Отк. 19:7). Ради определенной мистерии на брачный пир пришел Тот, Кто для соединения с Церковью в духовной любви сошел с неба на землю (ср. Ин. 2:1-12). Его обителью стало чрево непорочной Матери: в этом чреве Бог принял человеческую природу, из него для союза с Церковью вышел Жених.

Гомилии на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 18-20 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни

Иоанновы ученики, как еще несовершенные, держались иудейских обычаев. Поэтому некоторые из приходивших ко Христу представляли их в пример и винили Его за то, что ученики Его не постятся наравне с теми. А Он говорил им: ныне Я, Жених, нахожусь с ними, и потому они должны радоваться, а не поститься; но когда Я буду взят из сей жизни, тогда, подвергаясь напастям, они будут и поститься, и скорбеть. Называет Себя «Женихом» не только потому, что обручал Себе девственные души, но и потому, что время первого пришествия Его есть время не плача и горя для верующих в Него, и не тяжелое время, но успокаивающее нас крещением без дел закона. В самом деле, что за труд креститься? И однако в этом легком деле обретаем спасение. «Сыны чертога брачного» суть апостолы, потому что они сподобились радости Господа и соделались причастниками всякого небесного блага и утешения. Можешь понимать и так, что всякий человек, когда совершает добродетель, есть «сын чертога брачного», и доколе имеет при себе Жениха-Христа, не постится, то есть не оказывает дел покаяния; ибо зачем каяться тому, кто не падает? Когда же отымется от него Жених-Христос, когда, то есть он впадет в грех, тогда начинает поститься и каяться, чтобы уврачевать грех.

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

Ст. 19-20 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни

Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачными — Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же жених у сынов брачных в среду и пяток, то есть в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом.

Письма

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

18. Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?
19. И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,
20. но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
21. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
22. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.


Ответ на вопрос, почему ученики Господа не постятся, см.совершенно сходно изложенный ответ у Мф.9:4-17 и прим.к этим стихам.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-22 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые

(См. комментарии к Мф. 9:14–17).

Евангелист Марк только указывает со своей стороны на то, что вопрос Христу был предложен не учениками Иоанна и фарисейскими, а кем-то другим («приходят и говорят» – безличное выражение) об учениках Иоанна и фарисейских. Вероятно, это были книжники, но не из фарисейской партии, которые интересовались тем, как Христос решает вопрос о соблюдении традиционных постов (ср. стих 16). Затем в 19-м стихе евангелист Марк употребляет прямое обозначение «поститься» вместо описательного выражения Матфея «печалиться». Другие особенности, касающиеся только стиля, не имеют нужды в изъяснении.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни

Это первое сравнение. Сыны чертога брачного (Тов. 6:16), т. е друзья жениха, которым доверена от него забота об устройстве брачного чертога и пира, и первые гости на пиру. В этом первом сравнении Христовом выражается следующее: уместна ли печаль для друзей, устраивающих брачный пир, и современен ли для них пост, как выражение печали? В отношении к Иисусу Христу и Его апостолам это значит, что пока Он находится со Своими учениками, им не время печалиться и выражать свою печаль постом. Можно думать, что в это время Предтеча Иоанн был заключен Иродом в темницу (Мф. 4:12), а потому ученики его имели в этом повод усилить обыкновенный свой пост. „Вот Иоанн, ваш друг и учитель, в темнице, это для вас время скорби и поста“ (Злат. и Феоф.), как бы так говорил Христос ученикам Иоанна. Будет такое время и у Моих учеников: отнимется у них Жених. Отнимется жених, это указание Господа на время после Его смерти. Тогда будут поститься, т. е. после смерти Христовой будут учреждены и у христиан посты; тогда и они будут выражать свою скорбь постами.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible