Скрыть
и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот

Духа нечистого Господь показывает разделенным в себе. Дух же Святой не только не разделен в Себе, но и делает неразделенными тех, кого к Себе собирает. Он отпускает грехи, разделенные в себе, и обитает в очищенных, чтобы стали подобны тем, о которых написано в «Деяниях апостолов»: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян. 4:32).

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-27 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его

Опровергает ненавистливых иудеев неоспоримыми примерами. Как возможно, - говорит, - бесу изгонять бесов, когда и в обыкновенных домах видим, что пока живущие в них мирны, дома стоят благополучно, а коль скоро произойдет в них разделение, - падают? Как возможно, - говорит, - чтобы кто расхитил посуду крепкого, если наперед не свяжет его? Эти слова означают следующее: «сильный» есть диавол; «вещи» его суть люди, служащие ему вместилищем. Таким образом, если кто наперед не свяжет и не низложит диавола, то как он может расхитить у него сосуды его, то есть беснующихся? Поэтому, если Я расхищаю сосуды его, то есть освобождаю людей от насилия бесовского, то, следовательно, Я наперед связал и низложил бесов, и оказываюсь врагом их. Итак, как же вы говорите, что Я имею в Себе веельзевула, то есть, что Я изгоняю бесов, будучи другом их и волшебником?

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

22. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24. Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́;
25. и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26. и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
28. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29. но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.


   «Он имеет в Себе веельзевула» и пр.: это сильнее, чем в повествовании ев. Матфея (Мф.12:24). По тому повествованию они говорили только, что Он изгоняет бесов силой веельзевула, т.е.повелевает духами нечистыми, а по рассматриваемому повествованию считают еще Его самого одержимым духом нечистым (ср.ст. 30), каковую нелепость их мысли и обличает Господь. Существенного различия в повествованиях об этом ев. Матфея и Марка очевидно нет; у последнего прибавлена только новая черта, весьма вероятная, или, сказать точнее, совершенно достоверная, так как на эту черту указывает и сам Спаситель в дальнейшем опровержении или изобличении этой хулы на Него, и так как мы из слов самого же Господа знаем, что враги его, во вражде против Него, даже самого Его называли веельзевулом (Мф.10:25); мудрено ли же, что они говорили и разглашали, будто в Нем нечистый дух?

   «И призвав их»: из множества окружавшего Его народа вызвал их для изобличения.

  «И говорил им притчами» и пр.: до ст. 30: см. прим. к Мф.12:25-32.

   «Но подлежит он вечному осуждению»: вечное осуждение, осуждение на вечные нескончаемые мучения есть необходимое следствие того, что грех хулы против Духа Святого не простится ни в этот век, ни в будущий, т. е. никогда. 

   «Нечистый дух»: – то же что веельзевул ст. 22, в противоположность Духу Святому ст. 29.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-30 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух

Евангелист Марк не говорит, как Матфей, что Христос проник в мысли Своих противников: по его представлению, книжники высказывали свои обвинения открыто. Но он один отмечает, что Господь отозвал книжников в сторону от толпы и говорил им притчами, т. е. сравнениями (до 30-го стиха). См. комментарии к Мф. 12:25–32.

«Но подлежит он вечному осуждению» (стих 29). По Тишендорфу: «вечному греху будет повинен» (ἁμαρτήματος, ῥ не κρίσεως, как в нашем Textus Receptus). Это значит, что виновный навсегда привязан ко греху, не может от него отстать (такое же значение имеет и предшествующее выражение: «тому не будет прощения вовек»). Отсюда еще нельзя выводить прямого заключения о том, что будет в загробной жизни. С ясностью только сказано, что грех на человеке будет тяготеть всегда – не будет такого периода, когда бы он почувствовал себе облегчение: Но и наше чтение в Textus Receptus имеет немало оснований (см. Тишендорф, с. 245). Если принять его, то здесь речь идет, несомненно, о вечном осуждении грешника.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 24-26 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его

Это – первая притча или уподобление: если царство и дом разделяется (на ся) сами в себе, т. е. разделятся на части, враждебные одна другой; не могут стати (устоять), т. е. падают, пустеют. Подобным образом и аще сатана воста на ся сам (восстал на самого себя) и разделися, не может стати, но конец имать (пришел конец его), т. е. Господь указывает на неразумность фарисейского объяснения чудес Его силой злого духа сравнением царства бесовского с царством человеческим или семейством. Если царства и семейства разделяются на части, враждебные одна другой, то конечно они падают, пустеют. Так равным образом, если сатана, князь бесовский посылает бесов в людей мучить их, и в то же время помогает, напр. Иисусу Христу, выгонять их из людей, чтобы не мучили: то значит, что он разделился сам в себе. А если так, то может ли устоять царство его, не падет ли оно? А оно стоит, следовательно, фарисейское объяснение неправильно. (Мих.).

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible