Скрыть
Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его

Ангел-богоотступник свергается голосом Того, Кто был выставлен на осмеяние: Сын Человеческий, следовавший воле Божьей, побеждает его. Человека прельстил он в начале преступить заповедь Создателя, и человек вслед за этим оказался в его власти. Власть же его - грех и отступничество, ими он и опутал его (ср. Быт. 3:1-6). Потому и свергнуть сатану должен был человек: заключить в те же оковы, в которые он некогда запер человека, чтобы, освободившись от оков, то есть греха, человек возвратился назад к своему Богу (ср. Рим. 5:18). Ибо, когда дьявол скован, человек свободен, потому что никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного (ср. Мф. 12:29). Господь, исполняющий волю Отца, показал его беглецом от закона и заставил его подчиниться. Человек раскрыл его - беглеца и богоотступника; затем Слово сковало его как Своего беглеца и расхитило принадлежащие ему вещи (ср. Рим. 5:16), то есть людей, которых он удерживал и которыми распоряжался. Справедливо пленен был тот, кто несправедливо пленил человека. Таким образом человек, бывший плененным прежде, был вырван из-под власти своего повелителя милостью Бога Отца. Отец сжалился над Своим творением, дав очистительное Спасение через Слово- Христа, дабы человек понял, что нетленность не от него самого, а дар Божий.

Против ересей

Августин Аврелий, блж. (†430)

Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его

Сам Господь Иисус Христос говорит: Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного. Под «сильным» следует понимать дьявола, который пленил род человеческий. Он удерживал - посредством разных грехов и вероломства - свои «вещи», то есть людей, которых Христу предстояло похитить и обратить в Своих верующих. «Сильный» должен быть связан. В «Откровении» апостол говорит: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет (Откр. 20:1-2), то есть сдержал и обуздал власть его над теми, кого тот совращал и кем владел, дабы сделать их вновь свободными.

О граде Божьем


Он победил дьявола сначала праведностью, затем силою. Праведностью, поскольку на Нем не было никакого греха (ср. 2Кор. 5:21), однако Он был убит им в высшей степени несправедливо. Силою, поскольку Он восстал из мертвых, чтобы уже никогда не умирать (ср. Рим. 6:9)… Следовательно, в немощи, которую Он принял со смертною плотью, а не в силе бессмертия, был распят Христос (ср. 2Кор. 13:4). Об этой немощи говорит и апостол: …и немощное Божие сильнее человеков (1Кор. 1:25).

Не трудно увидеть, как дьявол был повержен в то самое время, когда Тот, Кого он сразил, воскрес. Важнее и гораздо сложнее для понимания увидеть, как дьявол был побежден в тот самый момент, когда, как ему показалось, он уже победил, то есть когда Христос был распят. Ибо в этот самый момент кровь Того, в Ком не было никакого греха, пролилась ради прощения наших грехов (ср. Мф. 26:28, 1Ин. 3:5). Тех, кого дьявол заслуженно удерживал во грехе, ввергая в погибель, заслуженно освобождает Тот, Кто, не имея никакого греха, незаслуженно принимает смерть (ср. Евр. 2:14). Через эту праведность повержен был сильный и заключен был в оковы, так что сосуды его теперь могли быть расхищены. Сосуды, бывшие у него и его ангелов сосудами гнева, стали отныне сосудами милосердия (ср. Рим. 9:22-23).

О Троице

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-27 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его

Опровергает ненавистливых иудеев неоспоримыми примерами. Как возможно, - говорит, - бесу изгонять бесов, когда и в обыкновенных домах видим, что пока живущие в них мирны, дома стоят благополучно, а коль скоро произойдет в них разделение, - падают? Как возможно, - говорит, - чтобы кто расхитил посуду крепкого, если наперед не свяжет его? Эти слова означают следующее: «сильный» есть диавол; «вещи» его суть люди, служащие ему вместилищем. Таким образом, если кто наперед не свяжет и не низложит диавола, то как он может расхитить у него сосуды его, то есть беснующихся? Поэтому, если Я расхищаю сосуды его, то есть освобождаю людей от насилия бесовского, то, следовательно, Я наперед связал и низложил бесов, и оказываюсь врагом их. Итак, как же вы говорите, что Я имею в Себе веельзевула, то есть, что Я изгоняю бесов, будучи другом их и волшебником?

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его

Так и в доме души. Если поселился в нем твой сильный враг и привел туда своих друзей и наставил своих вещей, и ты уже перестал быть хозяином своих желаний и поступков, а стал рабом своего угнетателя, то ты можешь восстановить свои права, лишь ворвавшись в логовище своего угнетателя, связавши и выкинувши его. И, ворвавшись, хватай главного врага… Не ходи с опаской вокруг главного зла души, не зная и боясь, как приступиться к нему, не отсекай мелкое, щадя большое, тем более не входи в компромисс с главным мучителем, а облекись во «вся оружия Божия», призови Божественную помощь и мужественно выступай на брань.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

22. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24. Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́;
25. и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26. и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
28. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29. но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.


   «Он имеет в Себе веельзевула» и пр.: это сильнее, чем в повествовании ев. Матфея (Мф.12:24). По тому повествованию они говорили только, что Он изгоняет бесов силой веельзевула, т.е.повелевает духами нечистыми, а по рассматриваемому повествованию считают еще Его самого одержимым духом нечистым (ср.ст. 30), каковую нелепость их мысли и обличает Господь. Существенного различия в повествованиях об этом ев. Матфея и Марка очевидно нет; у последнего прибавлена только новая черта, весьма вероятная, или, сказать точнее, совершенно достоверная, так как на эту черту указывает и сам Спаситель в дальнейшем опровержении или изобличении этой хулы на Него, и так как мы из слов самого же Господа знаем, что враги его, во вражде против Него, даже самого Его называли веельзевулом (Мф.10:25); мудрено ли же, что они говорили и разглашали, будто в Нем нечистый дух?

   «И призвав их»: из множества окружавшего Его народа вызвал их для изобличения.

  «И говорил им притчами» и пр.: до ст. 30: см. прим. к Мф.12:25-32.

   «Но подлежит он вечному осуждению»: вечное осуждение, осуждение на вечные нескончаемые мучения есть необходимое следствие того, что грех хулы против Духа Святого не простится ни в этот век, ни в будущий, т. е. никогда. 

   «Нечистый дух»: – то же что веельзевул ст. 22, в противоположность Духу Святому ст. 29.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-30 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух

Евангелист Марк не говорит, как Матфей, что Христос проник в мысли Своих противников: по его представлению, книжники высказывали свои обвинения открыто. Но он один отмечает, что Господь отозвал книжников в сторону от толпы и говорил им притчами, т. е. сравнениями (до 30-го стиха). См. комментарии к Мф. 12:25–32.

«Но подлежит он вечному осуждению» (стих 29). По Тишендорфу: «вечному греху будет повинен» (ἁμαρτήματος, ῥ не κρίσεως, как в нашем Textus Receptus). Это значит, что виновный навсегда привязан ко греху, не может от него отстать (такое же значение имеет и предшествующее выражение: «тому не будет прощения вовек»). Отсюда еще нельзя выводить прямого заключения о том, что будет в загробной жизни. С ясностью только сказано, что грех на человеке будет тяготеть всегда – не будет такого периода, когда бы он почувствовал себе облегчение: Но и наше чтение в Textus Receptus имеет немало оснований (см. Тишендорф, с. 245). Если принять его, то здесь речь идет, несомненно, о вечном осуждении грешника.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его

Это – вторая притча, или уподобление. В отношении к Иисусу Христу слова этой притчи имеют следующий смысл: дом сильного означает царство сатаны. Господь называет сатану сильным указывая на его прежнюю большую власть над людьми (Злат.). Вещи (сосуды) сатаны, это – демоны, которыми он пользуется для своих злых целей в отношении к людям, и самые люди, исполняющие его волю (Ин. 8:44).

Расхищать вещи значит изгонять бесов. Посему, если Христос изгоняет бесов, то этим Он прямо удостоверяет, что победил князя бесовскаго – значит изгоняет силой Божественной.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible