Скрыть
но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению

Вопрос. Какими делами может кто «хулить Духа Святого»?

Ответ. Из той хулы, какую произнесли тогда фарисеи, на которых и изречено сие осуждение, видно, что и ныне тот «хулит Духа Святого», кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, не редко рачительного опрометчиво называя тщеславным, того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе, и многое подобное, лживо приписывая по лукавым подозрениям.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах

Григорий Богослов, свт. (†389)

но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению

Дух благой (ср. Пс. 142:10), правый (ср. Пс. 50:12), владычествующий (ср. Пс. 50:14) - по природе, а не по усвоению. Освящающий, но не освящаемый, измеряющий, но не измеряемый. Тот, к Кому все причастны, сам же не причастный, наполняющий, но не наполняемый, содержащий, но не содержимый. Наследуемый (ср. Еф. 1:13-14), прославляемый (ср. 1Пет. 4:14), сопричисляемый (ср. Мф. 28:19), грозный (ср. Деян. 5:1). Перст Бога (ср. Лк. 11:20), огонь (ср. Мф. 3:11, Деян. 2:3), как Бог - думаю, чтобы показать единосущие. Дух сотворивший (ср. Иов. 33:4), воссозидающий в крещении (ср. Тит. 3:5) и воскресении (ср. Рим. 8:11). Дух всеведущий (ср. Рим. 8:26, 1Кор. 2:11, Еф. 3:4-5), наставляющий (ср. Неем. 9:20, Ис. 11:2, Ин. 14:26), веющий, где и сколько хочет (ср. Ин. 3:8), руководящий (ср. Пс. 142:10, Ин. 16:13), беседующий (ср. 2Цар. 23:2, Иез. 11:5, Мф. 10:20, Мк. 13:11, Ин.16:13, 1Тим. 4:1), посылающий (ср. Ис. 61:1, Деян. 13:4, отделяющий (ср. Деян. 13:2, 1Кор. 12:11), побуждающий (ср. 2Пет. 1:21), испытующий. Открывающий (ср. 1Кор. 2:10, Еф. 3:5), просвещающий (ср. Иоил. 2:28, Евр. 6:4), жизнетворный, или еще лучше - Сам свет и жизнь (ср. Иов. 27:3, 33:4, Пс. 103:30, Дан. 5:14, Еф. 2:1-10). Храмоздательный (ср. 1Кор. 3:16), обоживающий (ср. 1Кор. 6:11, 1Сол. 5:23, 2Сол. 2:13, 1Пет. 1:2), усовершающий (ср. Ис. 11:2), так что и в крещении приемлется, и по крещении ищется (ср. Мр. 1:8, 10). Творящий то же, что Бог.

О Святом Духе (Слово 31 )

Августин Аврелий, блж. (†430)

но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению

Не то чтобы это было хулой, за которую невозможно получить прощения, поскольку и такое прощается, если последует должное раскаяние.

Проповеди

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 31-32 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем

Что есть хула на Духа, и почему всякий грех простится человекам, а хулящим Его не простится ни в этом веке, ни в грядущем?

Недоумение о хуле на Духа разрешается так: когда Господь творил разнообразные исцеления, иудеи приписывали действия Духа князю бесовскому (Мф. 9:34; 12:24; Ин. 3:8). Те же слова, что хулящим Духа не будет прощения ни здесь, ни в веке грядущем, следует рассматривать так. Некоторые из тех, которые духом восприняли об этом точное знание, говорят следующее: существуют четыре способа, посредством которых происходит прощение грехов – два способа здесь и два в веке грядущем. Поскольку памяти не хватит, чтобы человек помнил прегрешения за время всей [жизни] и мог бы в них покаяться здесь, то Владыка естества, будучи человеколюбивым, устроил способы покаяния, даже если мы не каемся. В веке грядущем, как было сказано, их два: если кто-либо в этой жизни безотчетно грешил и столь же безотчетно делал добро, побужденный либо к жалости или состраданию к ближнему, либо к чему-то иному, сопряженному с человеколюбием, – тогда в веке грядущем эти его дела взвешиваются в момент Суда, что и принимается в расчет, и даруется прощение. Вот первый способ, а второй таков: если кто-то погряз во грехах, но, слыша слова Господа Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1) страшится и никого не осуждает, то в час испытания его дел он — как блюститель заповеди – осуждаться не будет, ибо Правдивейший о Своей заповеди не забывает.

Два других способа приносят прощение здесь. Если кому-либо, живущему во грехах, Промысл устраивает несчастья, тяготы или болезни – он не ведает, какими путями Бог очищает его – тогда, если он, [претерпевая] искушения, благодарит [Господа], то получает награду за благодарность, а если не благодарит, то очищается от тех грехов, за которые был наказан, но несет кару за неблагодарность.

Так вот, если кто-либо грешит по отношению к людям, то, как показало Слово, у него много оснований, чтобы быть прощенным, ибо если он по отношению к одному человеку грешит, а другому делает добро, то [это значит, что] он оправдался перед тем же естеством, по отношению к которому согрешил. А хула на Духа – это неверие, основанием для прощения которого не может быть ничто, кроме как стать верующим, – разумеется, не простится человеку, свершившему жизнь в неверии, ни здесь, ни в грядущей [жизни], ибо это грех неверия и безбожия.

Вопросы и затруднения

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 28-30 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух

То, что Господь говорит здесь, означает следующее: люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение, по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, то получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святаго, то есть чудотворения, происходящие от Святаго Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотью Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены, как люди соблазнившиеся; а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 28-29 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек

Почему так? Разве Божие милосердие не всемогуще простить все? Святой Дух есть Божественная Сила, совершающая спасение человека. Значит, похуление Святого Духа есть отвержение спасения. Как же может быть спасен человек, отвергающий средства спасения? А потому непризнание и неприятие благодатных даров Святого Духа есть непрощаемый грех.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

22. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24. Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́;
25. и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26. и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
28. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29. но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.


   «Он имеет в Себе веельзевула» и пр.: это сильнее, чем в повествовании ев. Матфея (Мф.12:24). По тому повествованию они говорили только, что Он изгоняет бесов силой веельзевула, т.е.повелевает духами нечистыми, а по рассматриваемому повествованию считают еще Его самого одержимым духом нечистым (ср.ст. 30), каковую нелепость их мысли и обличает Господь. Существенного различия в повествованиях об этом ев. Матфея и Марка очевидно нет; у последнего прибавлена только новая черта, весьма вероятная, или, сказать точнее, совершенно достоверная, так как на эту черту указывает и сам Спаситель в дальнейшем опровержении или изобличении этой хулы на Него, и так как мы из слов самого же Господа знаем, что враги его, во вражде против Него, даже самого Его называли веельзевулом (Мф.10:25); мудрено ли же, что они говорили и разглашали, будто в Нем нечистый дух?

   «И призвав их»: из множества окружавшего Его народа вызвал их для изобличения.

  «И говорил им притчами» и пр.: до ст. 30: см. прим. к Мф.12:25-32.

   «Но подлежит он вечному осуждению»: вечное осуждение, осуждение на вечные нескончаемые мучения есть необходимое следствие того, что грех хулы против Духа Святого не простится ни в этот век, ни в будущий, т. е. никогда. 

   «Нечистый дух»: – то же что веельзевул ст. 22, в противоположность Духу Святому ст. 29.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-30 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух

Евангелист Марк не говорит, как Матфей, что Христос проник в мысли Своих противников: по его представлению, книжники высказывали свои обвинения открыто. Но он один отмечает, что Господь отозвал книжников в сторону от толпы и говорил им притчами, т. е. сравнениями (до 30-го стиха). См. комментарии к Мф. 12:25–32.

«Но подлежит он вечному осуждению» (стих 29). По Тишендорфу: «вечному греху будет повинен» (ἁμαρτήματος, ῥ не κρίσεως, как в нашем Textus Receptus). Это значит, что виновный навсегда привязан ко греху, не может от него отстать (такое же значение имеет и предшествующее выражение: «тому не будет прощения вовек»). Отсюда еще нельзя выводить прямого заключения о том, что будет в загробной жизни. С ясностью только сказано, что грех на человеке будет тяготеть всегда – не будет такого периода, когда бы он почувствовал себе облегчение: Но и наше чтение в Textus Receptus имеет немало оснований (см. Тишендорф, с. 245). Если принять его, то здесь речь идет, несомненно, о вечном осуждении грешника.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 29-30 но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух

Хула на Духа Святаго, это – упорное сопротивление очевидной истине (Деян. 7:51), отрицание самых очевидных действий Св. Духа, напр. чудес, и злобное оскорбление Его, когда напр. самые видимые действия Духа Св., хотя в изгнании бесов Иисусом Христом, приписываются злому духу – сатане, веельзевулу (о веельзевуле чит. в объясн. Мк. 3:22); а это свидетельствует о крайнем неверии и ожесточении сердца. Так хулили Духа Св. фарисеи, не хотевшие верить чудесам Христовым, совершавшимся силой Духа Святого, и объяснявшие их силой злого духа (Мк. 3:22 и 30).

Так же разумеется совершенное неверие, отрицание невидимого, духовного. Не имать отпущения (не будет прощения) в этом грехе вовек, – не будет прощения не потому, чтобы Бог не хотел или не мог их простить, а потому, что нравственное состояние людей, имеющих этот грех таково, что они теряют всякую возможность раскаяния и вместе с тем восприятия обновляющей и спасающей благодати Духа Святого, они таким образом приходят в состояние нераскаянных демонов, они гонят от себя прочь благодать Духа Святого (Быт.6:3), и покаяние чрез это становится для них невозможным: ибо насильно Бог не спасает никого. Неверующие же не сознают и нужды в покаянии.

В век, т. е. ни до второго пришествия Христова и страшного всемирного суда, ни после, в вечности. Повинен (подлежит) вечному суду (осуждению), т. е. осуждению на нескончаемые мучения в аду. В Свящ. писании во многих местах говорится, что как блаженство праведных, так равно и мучения грешных, будут вечны. „Тщетно некоторые – пишет митрополит Филарет – для смягчения страшной угрозы вечным адским огнем, прибегают к милосердию Божию; но какое милосердие для тех, кои с непреодолимым упорством отвергают милосердие? Бог есть единое бесконечное благо, и уклонение от Него – единое бесконечное зло?“

Духа нечистого имать (в Нем нечистый дух). Нечистый дух – тоже, что и веельзевул, сатана, злой дух, в противоположность Духу Святому (Мк. 3:22, 29). У еванг. Матфея здесь приведены еще следующие слова Христовы: Иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему (Мф. 12:32). На Сына человеческого, т. е. против Самого Иисуса Христа (чит. объясн. Мк. 2:10). Это значит: если кто будет говорить что-нибудь против Иисуса Христа, колеблясь признать Его за Мессию, как например, Иудеи соблазнялись Его происхождением из Назарета, из Галилеи (Ин. 1:46, 7:52) и уничиженной жизнью, например, что Он обращается среди мытарей и грешников, ест и пьет с ними, этот грех простится; потому что это – грех заблуждения, недоразумения и неведения, и в нем легко раскаяться; так как заблуждения и недоразумения могут рассеяться, неведение замениться познанием и верой.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible