Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Посеянное в тернии означает слышащих слово,

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-20 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым , когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.   

      Здесь указано три разряда людей, в которых слово пропадает: одни – невнимательны, эти означены словом «при дороге» (Мк.4:15); другие – малодушны, сии разумеются под словом «на каменистом месте» (Мк.4:16): третьи – сластолюбивы, означаемые словом «в тернии» (Мк.4:18). Три же разряда и тех, которые приняли и сохранили семя: одни приносят плод во сто – это люди совершенной и высокой жизни; другие – в шестьдесят, это средние; иные – в тридцать, которые хотя немного, но все же приносят по силе своей. Так, одни суть девственники и пустынники, другие живут вместе в общежитии, иные в мире и в браке. Но Господь принимает всех их, как приносящих плод. И благодарение Его человеколюбию!

Толкование на Евангелие от Марка

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 7, 18-19 Иное (семя) упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода… Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (и наслаждения житейскиеЛк. 8:14), входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода

Третье условие доброго роста Божиего семени — не давай усиливаться в своей душе сорнякам. Сорняки неизбежны. Человек живет в мире зла, и сам он немощен и склонен к греху. Плевелы не уничтожены Господом, а оставлены расти до жатвы (Мф. 13:30). Значит, сорняки будут. Это — «заботы века сего, обольщения богатством, наслаждения житейские». И если дать им волю, они заглушат все доброе… Разве ты не знаешь, как быстро растет дурная трава и как она размножается и забивает доброе семя? Вот не нужно давать волю тернию души, которое обовьет и заглушит душу, и ей ничего не даст, и доброе не пустит к себе. Когда терние заполнит душу и опустошит ее от добра, тогда и смерть души. Останется пустота… одна пустота, бессмысленность целей, никчемность усилий и в результате… разбитая жизнь. Господство сорняка… и нечем жить, и нечем дышать!

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Евагрий Понтийский (†399)

Посеянное в тернии означает слышащих слово

Позволь Духу Божьему обитать в себе, и Он, в Его любви, придет, и обитель у тебя сотворит, и будет обитать в тебе (ср. Рим. 8:9). И ты увидишь Его, если сердце твое чисто, и Он посеет в тебе доброе семя размышления о Его делах и изумления Его величием. Это произойдет, если позаботишься выполоть из души поросль страстей вместе с терниями и волчцами плохих привычек (ср. Мф. 13:22, Лк. 8:14).

Послания

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Учение Иисуса Христа при море в притчах и похвала слушающим слово Божие (Лк.8:1-18, Мф.13:3-52, Мк.4:1-34)


В данном отделении ев. Матфей передает 7 притчей:
а) о сеятеле и семени (Мф.13:3-9,18-23),
б) о плевелах между пшеницею (Мф.13:24-30,36-43),
в) о зерне горчичном (Мф.13:31-32),
г) о закваске (Мф.13:33),
д) о скрытом на поле сокровище (Мф.13:44),
е) о драгоценной жемчужине (Мф.13:45-46) и
ж) о неводе (Мф.13:47-50).

Ев. Марк здесь же передает только три притчи:
а) о сеятеле и семени (Мк.4:3-9,13-20),
б) о семени, по действию земли произрастающем и созревающем (Мк.4:26-29), и
в) о зерне горчичном (Мк.4:30-32).

А ев. Лука передает здесь только одну притчу – о сеятеле и семени (Лк.8:5-8,11-15).

Что в данный раз Иисус Христос произнес не одну, а несколько притчей, это видно из указания ев. Матфея (Мф.13:3) и Марка (Мк.4:2,33), что Иисус Христос в данном случае учил народ притчами много. После первой притчи, которая имеется у всех трех евангелистов, ученики приступили к Иисусу с вопросом: «для чего притчами говоришь им» (Мф.13:10)? «Чтобы значила притча сия» (Лк.8:9 ср. Мк.4:10)? Первая половина ответа Господа на вопрос учеников, почему Он говорит к народу притчами, показывает, что этот ответ должен был быть сказан вслух только учеников. Иисус Христос предложил приточные изречения о свече, которую не ставят под сосуд, а на подсвечник, чтобы входящие видели свет, и о том, что нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (параллельные изречениям Мф.5:15, Мф.7:2, Мф.10:26, Мф.13:12, Мф.25:29). В этих изречениях Иисус Христос или выражает цель, с которою он говорит в притчах: не для того, чтобы скрыть, но чтобы открыть истину; или же указывает цель, для которой Он вообще просвещает учеников светом Своего слова: для того, конечно, чтобы они после и в слове и в жизни своей открывали миру то, чему теперь научаются от Господа. Так как впоследствии откроется, как кто слушал, то они должны наблюдать за собой, как они слушают (Лк.8:16-18), и возможно тверже запечатлеть в сердце своем то, что они слушают (Мк.4:21-25). После всех притчей о царствии Божием Иисус Христос, по ев. Матфею (Мф.13:51-52), предложил еще притчу о благоразумном книжнике, ученике царствия Божия, который из сокровищницы своей выносит старое и новое (Мф.13:52). Этою притчею Он дал ученикам наставление, чтобы и они, проповедуя Евангелие, выносили из сокровищницы своих знаний и употребляли в дело и старое, по-видимому, ничего не стоящее, всем известное (напр., посев, закваска и пр.), и новое – новые христианские понятия, для которых то старое служило образом. – Ев. Марк после всех изложенных у него притчей (Мк.4:33-34), а ев. Матфей после четырех притчей, произнесенных вслух всего народа (Мф.13:34-35), делает замечание, что в данное время Иисус Христос говорил народу притчами и без притчи не говорил им. В этом ев. Матфей видит исполнение слов Пс.77:2, принадлежащих Асафу. Асаф в 2Пар.29:30, называется пророком. Как пророк, он является прообразом Мессии, и слова его о себе евангелист применяет к И. Христу.

Цель притчей Христовых заключается, прежде всего, в том, чтобы посредством образа, взятого из видимой природы или круга человеческих действий, яснее и живее изобразить истину; отвлеченная духовная истина чрез притчу делается как бы созерцаемою чувственными глазами и доступною осязанию; плотяный ум человеческий, постоянно привязанный к этому дольнему миру и чрез то неспособный вдруг возвыситься до чисто-духовной области, постепенно ведется к миру горнему по образам притчи, как бы по ступеням знакомой лестницы. Но притчи Христовы имеют и другую цель, которая достигается одновременно и которая совершенно противоположна первой, именно: скрыть истину от недостойных и неспособных, оценить и воспринять ее. 

Предмет притчей Христовых есть царствие Божие, царство Мессии.

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-20 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат


"Некоторые, в том числе и Августин, понимая под «плодом во сто крат» мученичество, говорили, что под «плодом в шестьдесят крат» подразумевается состояние евангельской нищеты, а «в тридцать» – соблюдение вообще заповедей. Лучшее толкование этого места принадлежит, из древних толкователей, Евфимию Зигавину, который правильно понимает слова Христа в общем смысле. Под плодом во сто крат Спаситель подразумевал, по словам Зигавина, совершенную плодоносность добродетели; в шестьдесят – среднюю, а в тридцать – слабую. То, что это толкование лучшее, видно из того, что в том же общем смысле излагает объяснение Спасителем Своей притчи и евангелист Лука: «а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк.8:15)."

«Не понимаете этой притчи?» (Мк.4:13). Согласно евангелисту Марку, вопрос учеников (Мк.4:10) относился только к притче о сеятеле, и так Господь действительно мог понять их вопрос, потому что они спрашивали Его «о притчах», а кто спрашивает о смысле притчей вообще, тот, естественно, желает знать и смысл первой притчи. Затем в словах Христа нет упрека ученикам в непонимании притчи о сеятеле; метафора, которую употребил здесь Христос для обозначения судьбы Царства Божия, вовсе не была настолько общеупотребительна, чтобы ученики были сами в состоянии разгадать ее смысл. Своим вопросом Христос хочет только возбудить внимание учеников, показывая им, насколько они еще нуждаются в научении (ср. Мк.8:17). То, что они получают в дар божественную тайну, не делает еще излишним для них наставления Христа, даже напротив, именно через Его разъяснения и сообщается им этот дар (ср. Мк.4:34).

«Как же вам уразуметь все притчи?» Господь хочет сказать этим, что на основании многих притчей (все) ученикам придется составить себе цельное представление о Царстве Божием. Это будет несравненно труднее, чем разгадать смысл притчи о сеятеле, в которой изображалась еще только проповедь о Царстве Божием, ее ход в мире, а не само это Царство.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 18-19 Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода

Семя, упавшее в тернии, означает таких людей, у которых, подобно как пшеницу заглушает сорная трава, слово заглушают (подавляют) заботы века сего, обольщение (лесть) богатством и другие пожелания (похоти), входя в них, т. е. заботы о временных нуждах и благах, и особенно обольщение богатством и другими удовольствиями поглощают все внимание и время этих людей, и не приходится им, как следует, заботиться о душе. Св. Златоуст при объяснении этих слов замечает: „Христос не сказал „век“, но забота века, не сказал „богатство“, но обольщение богатством. И так будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю, ибо можно и богатство иметь, и не обольщаться им, и в веке сем жить, и не подавляться заботами“. Почему Господь не сказал о других пороках, например, о плотском вожделении, о тщеславии? вопрошает св. Златоуст, и отвечает: сказав печаль века сего и лесть богатства, Он все сказал, потому что тщеславие и всё другое есть дело века сего и лесть богатства“.

Толкование на Евангелие от Марка

Гладков, Б. И. (†1921)

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его (Мф.13:7). 

Семя это упало не в разросшиеся кусты терния, а в такую почву, из которой они выкорчеваны, и которая достаточно хорошо распахана, но только корневища терновые не все извлечены. Если бы Иисус Христос подразумевал здесь разросшиеся уже кусты, то не сказал бы – и выросло терние. После посева по земле, казавшейся хорошо разработанной, оставшиеся в ней корни терния прорастают; всходит и посеянное семя; но быстро растущие побеги терния заглушают его, лишают света, поглощают всю влагу из почвы и не дают посеянному правильно развиваться; вырастает из него тощий стебель, который не дает колоса и зерна. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода (Мк.4,18-19). Эти люди принимают слово Божие, но оно не возрождает их: наслаждения житейские (Лк.8,14), погоня за богатством, суета и предрассудки века не дают им времени укрепиться в вере, заглушают божественное слово; слово это все более и более забывается и потому остается бесплодным. Такие люди сознают, что хорошо было бы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном, но тут же мир предлагает им свои земные блага. Вечное блаженство (рассуждают они) когда-то еще будет, а молодость, наслаждения житейские, богатство, уйдут и не вернешь их, если вовремя не воспользуешься ими; покаяться и жить по заповедям Божиим еще успеем, и потому пользование благами мира сего не помешает нам в свое время подумать и о Царстве Небесном. Так рассуждают люди, в которых слово Божие заглушается терниями; они не замечают, что терние это все более и более разрастается, что тощему стеблю посеянного в них слова становится все теснее и теснее, что приходит наконец время, когда трудно и поздно уже вырывать поросли терния, сильно разросшиеся; они забывают также, что нельзя служить Богу и маммоне, и что человек не знает ни дня, ни часа, когда отозван будет из этой жизни.

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka