Скрыть
но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода

Богатство имеет два противоположных недостатка: один - напрягающий и помрачающий, то есть заботу, а другой - делающий людей более изнеженными, а именно роскошь… И не удивляйся, что Он назвал роскошь тернием. Ибо, будучи опьянен страстью, ты не ведаешь, но здоровые знают, что она пронзает сильнее терния и что роскошь опустошает душу сильнее, чем забота, и доставляет душе и телу более тяжкие мучения. Ибо забота никого не поражает так, как это делает насыщение… Насыщение приводит к преждевременному старению, притупляет чувства, омрачает помыслы, повреждает остроту умственного зрения и делает все тело слабым.

Гомилии на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-20 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают; и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат

Здесь указано три разряда людей, в которых слово пропадает: одни – невнимательны, эти означены словом «при дороге»; другие – малодушны, сии разумеются под словом «на каменистом месте»: третьи - сластолюбивы, означаемые словом «в тернии». Три же разряда и тех, которые приняли и сохранили семя: одни приносят плод во сто – это люди совершенной и высокой жизни; другие - в шестьдесят, это средние; иные – в тридцать, которые хотя немного, но все же приносят по силе своей. Так, одни суть девственники и пустынники, другие живут вместе в общежитии, иные в мире и в браке. Но Господь принимает всех их, как приносящих плод. И благодарение Его человеколюбию!

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 7, 18-19 Иное (семя) упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода… Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (и наслаждения житейскиеЛк. 8:14), входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода

Третье условие доброго роста Божиего семени — не давай усиливаться в своей душе сорнякам. Сорняки неизбежны. Человек живет в мире зла, и сам он немощен и склонен к греху. Плевелы не уничтожены Господом, а оставлены расти до жатвы (Мф. 13:30). Значит, сорняки будут. Это — «заботы века сего, обольщения богатством, наслаждения житейские». И если дать им волю, они заглушат все доброе… Разве ты не знаешь, как быстро растет дурная трава и как она размножается и забивает доброе семя? Вот не нужно давать волю тернию души, которое обовьет и заглушит душу, и ей ничего не даст, и доброе не пустит к себе. Когда терние заполнит душу и опустошит ее от добра, тогда и смерть души. Останется пустота… одна пустота, бессмысленность целей, никчемность усилий и в результате… разбитая жизнь. Господство сорняка… и нечем жить, и нечем дышать!

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-20 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат

Объяснение притчи о сеятеле, см. комментарии к Мф. 13:18–23.

«Не понимаете этой притчи?» (стих 13). Согласно евангелисту Марку, вопрос учеников (стих 10) относился только к притче о сеятеле, и так Господь действительно мог понять их вопрос, потому что они спрашивали Его «о притчах», а кто спрашивает о смысле притчей вообще, тот, естественно, желает знать и смысл первой притчи. Затем в словах Христа нет упрека ученикам в непонимании притчи о сеятеле; метафора, которую употребил здесь Христос для обозначения судьбы Царства Божия, вовсе не была настолько общеупотребительна, чтобы ученики были сами в состоянии разгадать ее смысл. Своим вопросом Христос хочет только возбудить внимание учеников, показывая им, насколько они еще нуждаются в научении (ср. Мк. 8:17). То, что они получают в дар божественную тайну, не делает еще излишним для них наставления Христа, даже напротив, именно через Его разъяснения и сообщается им этот дар (ср. стих 34).

«Как же вам уразуметь все притчи?» Господь хочет сказать этим, что на основании многих притчей (все) ученикам придется составить себе цельное представление о Царстве Божием. Это будет несравненно труднее, чем разгадать смысл притчи о сеятеле, в которой изображалась еще только проповедь о Царстве Божием, ее ход в мире, а не само это Царство.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 18-19 Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода

Семя, упавшее в тернии, означает таких людей, у которых, подобно как пшеницу заглушает сорная трава, слово заглушают (подавляют) заботы века сего, обольщение (лесть) богатством и другие пожелания (похоти), входя в них, т. е. заботы о временных нуждах и благах, и особенно обольщение богатством и другими удовольствиями поглощают все внимание и время этих людей, и не приходится им, как следует, заботиться о душе. Св. Златоуст при объяснении этих слов замечает: „Христос не сказал „век“, но забота века, не сказал „богатство“, но обольщение богатством. И так будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю, ибо можно и богатство иметь, и не обольщаться им, и в веке сем жить, и не подавляться заботами“. Почему Господь не сказал о других пороках, например, о плотском вожделении, о тщеславии? вопрошает св. Златоуст, и отвечает: сказав печаль века сего и лесть богатства, Он все сказал, потому что тщеславие и всё другое есть дело века сего и лесть богатства“.

Толкование на Евангелие от Марка

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О богатстве.

Мк.4:19. Здесь осуждается обольщение богатством: Мф.13:22; любостяжание: Лк.12:15 и не в Бога богатение: Лк.12:21. Доброе употребление богатства восхваляется: Лк.16:8-9.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible