И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-2 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле у моря. И учил их притчами много

Хотя, казалось, и отослал Мать Свою, однако, опять повинуется Ей, ибо ради Нее выходит к морю. Садится в лодку для того, чтобы, имея перед глазами всех, говорить в услышание всех и никого не иметь позади Себя.

Толкование на Евангелие от Марка

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

1. И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
2. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:


   «Опять»: см. Мк.3:7, 13, 20; пошел из Капернаума к морю, потом был на горе, потом в доме и теперь опять учил при море.

   «Вошел в лодку, и сидел на море»: для удобства, чтобы не теснили Его и чтобы способнее было Ему учить, а им слушать (Мк.3 и прим.).

   «В учении Своем говорил»: т. е. между прочим. Учил их Господь притчами много; из этих многих притчей ев. Марк избирает только три, тогда как ев. Матфей сообщает семь (Мф.13 гл.), – в обоих случаях священные числа. В общем составе притчей у ев. Матфея Царство Божие представляется более во временном его развитии, здесь же более в пространственном: первая притча (о сеятеле) представляет чрезвычайную трудность насаждения и устроения этого царства как в отдельных лицах, так и в целых обществах; вторая (о семени, находящаяся только у ев. Марка) – его твердое, необходимое, как законы природы, раскрытие в частных лицах и обществах; третья (о зерне горчичном) – его чудесное, славное и обширное распространение.

Толкование на Евангелие от Марка

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Притчи Христовы

Притчи Христовы
 (Мф.13:3-23, Мк.4:2-11, Лк.8:4-18 и др.), т. е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы, или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в поучение и назидание.

Иные притчи Он изъяснял особенно ученикам Своим наедине, а самую большую часть оставлял без объяснения, чтобы овладеть вниманием слушающих и приучить их к размышлению, чтобы они к подобиям и предложенным примерам сами приноравливали истины веры и тайны царствия Божия, и, таким образом, посредством чувственного, земного сами разъяснили себе в возможных подробностях вышечувственное и небесное.

Образцы притчей встречаются иногда и в Ветхом Завете: так, напр., первой притчей можно назвать притчу Иофама сихемлянам о деревьях, желающих избрать себе царя (Суд.9:7-20); затем – притча Нафана к Давиду о богаче, отнявшем у бедняка единственную его овцу (2Цар.12:1-9), притча Иоаса, ц. израильского, обращенная к Амасии, ц. иудейскоку, о терне и кедре на Ливане, отличающаяся, несмотря на приточный характер, своим едким сарказмом.

Притчи Господа Иисуса Христа особенно отличаются своей простотой, естественностью и безыскуственностью. Видит, напр., Он пред Собою засеянное поле и говорит о сеянии. Говорит к ученикам, которые большей частью были рыболовы, и предлагает притчу о рыбной ловле. Сидит за столом, и царствие Божие уподобляет большому пиру. Проходит мимо виноградных садов и говорит о виноградной лозе и ветвях на лозе. Все у Него заимствовано из обыкновенной, окружающей нас природы, из круга учеников и их образа мыслей и занятий, из нравов и жизни народа, все соответствует обыкновенным понятиям и обыкновенному образу мыслей человеческих. Притчи Господа Иисуса Христа можно исчислить следующим образом:

1) Притча о сеятеле (Мф.13:3-23, Мк.4:3-8,14-20, Лк.8:5-8,11-15).

2) О добром семени и о плевелах (Мф.13:24-30,36-43).

3) О зерне горчичном (Мф.13:31,32).

4) О закваске (Мф.13:33).

5) О сокровище, скрытом на поле (Мф.13:44).

6) О купце, ищущем хорошего жемчуга (Мф.13: 45,46).

7) О неводе, закинутом в море (Мф.13:47-50).

8) О немилосердном должнике (Мф.18:23-35).

9) О работниках в винограднике (Мф.20:1-16).

10) О двух сыновьях (Мф.21:28-31).

11) О злых виноградарях (Мф.21:33-41, Мк.12:19, Лк.20:9-16).

12) О браке царского сына (Мф.22:1-14).

13) О десяти девах (Мф.25:1-13).

14) О талантах (Мф.25:14-30).

15) О семени, возрастающем в земле неприметным образом (Мк. 4:26-29).

16) О двух должниках (Лк.7:41-43).

17) О благодетельном самарянине (Лк.10:30-37).

18) О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга (Лк.11:58).

19) О любостяжательном богаче, у которого был большой урожай в поле (Лк.12:16-21).

20) О неплодной смоковнице в винограднике (Лк.13:6-9).

21) О званых на большой ужин (Лк.14:16-24).

22) О заблудившейся овце (Мф.18:12-14, Лк.15:3-7).

23) О потерянной драхме (Лк.15:8-10).

24) О блудном сыне (Лк.15:11-32).

25) О неверном домоправителе (Лк.16:1-9).

26) О богатом и Лазаре (Лк.16:19-31).

27) О работнике, пришедшем с поля (Лк.17:7-10).

28) О неправедном судии (Лк.18:1-8).

29) О фарисее и мытаре (Лк.18:9-14).

30) О десяти минах (Лк.19:11-27).

31) О добром пастыре и наемнике (Ин.10:1-16).

Но кроме исчисленных нами притчей в Новом Завете встречаются другие краткие части учения Христова, изложенные приточным языком, как, например, о человеке благоразумном, построившем дом свой на камне и о безрассудном воздвигшем дом свой на песке (Мф.7:24-27, Лк.6:47-49), о ветхой одежде и о ветхих мехах (Мф.9:16-17), о женихе и сынах брака (Мф.9:15) и некоторые другие.

Наибольшей своей трогательностью и назидательностью отличаются притчи о благодетельном самарянине, заблудшем сыне, о десяти девах, о богаче и Лазаре и проч.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им

«И учил их притчами много». Евангелист Марк, однако, приводит далее только три притчи, сказанные Христом при море (евангелист Матфей – семь: Мф. 13). Сами притчи он рассматривает как особый род учения.

«И в учении Своем говорил им». Слово «учение» (διδαχή) означает, несомненно, не сам акт учения, не процесс (тогда бы стояло выражение ἐν τῷ διδάσκειν), а само учение Спасителя как известную систему.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им

Притчами, т. е. иносказательно, в подобиях и загадках. Чит. о притчах в объясн. (Мк. 3:23).

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible