Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Марка 4:28
ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
Святые отцы
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)
Прочие
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
- Гладков, Б. И. (†1921)
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе
Пока ты спишь, человек, ты не ведаешь, что земля сама собою приносит плоды.
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе
«Произвести зелень», конечно, означает начать делать добро. Стебелек переходит в «колос», то есть, зародившись в душе, добродетель возрастает в делании добра. В колосе созревает «полное зерно»: добродетель укрепилась настолько, что становится постоянной и совершенной. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 26-29 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва
Под Царством Божиим разумеет Божие смотрение о нас. «Человек» (Мк.4:26) есть Сам Бог, сделавшийся ради нас человеком. Он бросил «семя в землю»(Мк.4:26), то есть евангельскую проповедь. Бросив его, Он «спит»(Мк.4:27), то есть восшел на небеса; впрочем, Он и «встает ночью и днем»(Мк.4:27). Ибо хотя Бог, по-видимому, и спит, то есть долготерпит, но Он восстает: восстает ночью, когда посредством искушений возбуждает нас к познанию Его; восстает днем, когда наполняет нашу жизнь радостями и утешениями. Семя растет как будто без ведома Его, потому что мы свободны, и от нашей воли зависит расти или не расти этому семени. Не поневоле приносим плод, но добровольно, то есть приносим плод от самих себя. Сначала, когда бываем младенцами, еще не достигшими в меру возраста Христова, мы произращаем «зелень»(Мк.4:28), показываем начаток добра; потом - «колос»(Мк.4:28), когда бываем уже в состоянии противостать и искушениям, ибо колос связывается уже коленцами, стоит прямо и достиг уже большего развития; затем образуется в колосе «полное зерно»(Мк.4:28) - это тогда, когда кто приносит плод совершенства. Когда же настанет «жатва»(Мк.4:29, тогда «серп»(Мк.4:29 собирает плоды. «Серп» этот есть Слово Божие, а «жатва» - время кончины.
Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)
Ст. 26-28 И сказал (Христос): Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). А если ты в благоговейной вере захотел бы проникнуть в тайну открытия в душе Божия Царства, то Господь отвечает тебе приведенными словами. Господь говорит, что в постижении Царства Божия невозможно желать чувственной видимости, что если в земных, видимых вещах человеческому уму открыт лишь внешний процесс физического явления и закрыта от него внутренняя сущность наблюдаемого, то как же может быть осязаемо сокровеннейшее явление чистой духовности? Вот, когда растет семя, ты знаешь все о химических соединениях, содействующих росту, а как идет самое формирование тканей, как эта творческая сила, заложенная в семени, через долгий и сложный процесс образовывает новую жизнь, это скрыто в природе. Так же сокровенно открытие Божией силы в душе человека. Здесь действуют Господь и человек. Господь творческой силой Животворящего Духа творит обновленную природу человека от стихии Божия Царства. А как исподволь растет семя новой жизни, как идут побеги от Божией силы, как постепенно наливается колос души, это остается сокрытым. Нарождение Царства принимай как факт. Он есть. А сам с величайшей заботливостью соблюдай, что требуется от тебя самого как соучастника этой сокровенной тайны. Господь указывает, что, по аналогии с земледельцем, сеющим семя, от человека требуется неусыпающая бдительность к своей душе и к открытию в ней Божией силы. Как земледелец, бросив семя, находится в постоянной заботе о нем: хорошо ли закрыто семя землей, достаточно ли влаги, не топчется ли пашня скотом, как земледелец в постоянной заботе пойдет на пашню днем, побеспокоится и ночью, проснется и поглядит, и постережет, так и ты в стяжании Божией силы будь без устали бодр. И ты, лелея в душе Божие семя, никогда не позабудь о нем… Храни бережно! Позаботься о нем днем… Побереги его ночью. Хороша ли земля в душе, достаточно ли влаги добрых дел, не прокрались ли враги, не топчут ли. Смотри же, бодрствуй неустанно. Береги днем, встань, охрани душу ночью. Как бессмертный сторож души, поставленный от Бога, как соучастник Божией тайны, стой без устали, храни поле, когда Господь возделывает его. Будь достоин Призвавшего и Доверившего тебе охрану Божия дела! А в остальном отдайся великому Создателю и Совершителю — Богу. Ты настороже — Он творит. И колос души зреет и наливается от Божией силы. Открывается Царство благодати! А Совершитель новой жизни — Господь.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
27. и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он,
28. ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
«И сказал»: т. е. народу, поучая его в притчах (ст. Мк.4:2)
«Царствие Божие»: (см. прим. к Мф.3:2).
«Подобно тому»: (ср. прим. к Мф.13:24), т. е. в церкви Христовой, или церковью Христовой, а равно и с каждой душою христианской, в которой раскрывается Царство Божие (по сказанному: «Царствие Божие внутри вас», Лк.17:21) бывает или происходит то же, что и пр. В притче этой указывается раскрытие Царства Божия как в целых обществах, так и в каждом верующем человеке, твердое неизменное, как законы природы, и постепенное до окончательного совершения этого.
«Человек бросит семя в землю»: по связи речи, проповедник посеет в обществе или в отдельном человеке семя слова Божия, или преподаст учение Христово людям, готовым веровать ему и принять его. В этом смысле под человеком – проповедником можно разуметь главным образом Господа Иисуса Христа, принесшего на землю учение небесное и посеявшего его в сердцах людей, – потом первых проповедников Его учения во вселенной, их преемников и – наконец каждого верующего, воспринявшего в сердце свое учение истины. (При определении частных понятий притчи припомним здесь, что не для всякой частной черты притчи надобно усиливаться приискивать значение, но что многие черты в притчах употребляются только для оживления и украшения речи и для более естественного изображения приточного события; см. прим. к Мф.13:3).
«И спит, и встает» и пр.: спит ночью, встает утром, т. е. живет как обыкновенно, не оказывая никакого особенного влияния на произрастание семени. Из сего впрочем не должно заключать, что люди не должны употреблять своих усилий для возращения сего семени, для развития и утверждения в душе веры и добродетели; нет, выражение означает только, что люди не знают и не понимают только и не могут определить того способа, как всходит и растет семя, как зачинается, возрастает и укрепляется вера и добродетель в сердце как отдельного человека, так и целых обществ. Заметно, что семя это растет, но как? Внутренний процесс произрастания остается необъяснимым. Семя вещественное дает росток, стебель, цвет, плод, – и простой наблюдатель видит это и знает; ученый наблюдатель знает и условия, и законы прозябания и оплодотворения, но – и только. Как растет – никто не знает. То же и с религией в душе человека и целых обществ. Можно замечать нравственное преобразованием чувствовать нужду молитвы, самоиспытания, чтения Писания, упражнения в разных видах добродетели и пр.: но как раскрывается в духе истина религии, не понимаем.
«Ибо земля сама собою производит» и пр.: т. е. без ведома человека, по данным ей от Бога законам, в то время, как человек занят другими своими делами. – Не от человека данной ей силой земля произращает семя, хотя со стороны человека и нужны: возделывание земли, удобрение, уход. Так и Царство Небесное или религия в душе человека и в сознании целых обществ раскрывается не силой самих людей, хотя при этом и требуется их собственная деятельность, равно как и содействие божественное, содействие благодати, как для произрастания семени требуется солнце, влага и пр. Только человек не понимает и не знает, как она растет, раскрывается, усовершенствуется.
«Сначала зелень» и пр.: постепенное возрастание семени до полной зрелости. Так и вера или вообще благочестие постепенно возрастает в душе человека и в жизни обществ: сначала она слаба, нежна, как первый росток прозябающего семени, может быть, немалое время остается скрытой в глубине сердца, как семя под землей. Она требует забот, попечений, ухода, влаги благодати и луча солнца-правды, защиты и охранения от холода мира, от жара страстей, от бури разных житейских попечений; тогда, развиваясь далее и более, она дает полное зерно в колосе, – плод веры – добродетели. («Сначала, когда бываем младенцами, еще не достигшими в меру возраста Христова, мы произращаем «зелень», показываем начаток добра; потом – «колос», когда бываем уже в состоянии противостать и искушениям, затем образуются в колосе и «полные зерна», – это тогда, когда кто приносит плод совершенства» Феофил.).
«Когда же созреет плод» и пр.: жатва – кончина мира, жатели – ангелы (ср. прим. к Мф.13:39, 24:31); когда плоды добродетелей в Царстве Божием вообще созреют, когда придет определенное время суда над миром, тогда избранные будут отделены от бесплодных, как жнец отделяет добрые колосья от дурных трав, и первые собирает в житницу, а последние уничтожает (ср. еще прим. к Мф.13:49-50). Так бывает иногда и в частности с человеком: когда плоды добродетели его созрели и он готов для Неба, он вземлется от среды живых, как срывается готовый плод.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 26-29 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва
Вторая притча – о семени, которое, будучи брошено в землю, произрастает потом уже без участия земледельца – очевидно, изображает постепенное, правильное созревание Царства Божия в душе отдельного человека, принявшего учение Христа. Проповедники Евангелия, бросающие семена веры в души людей, не могут уже в дальнейшем в точности уследить за тем, как эти семена вырастают в целые колосья, которые со временем будут сжаты и собраны в Царство Божие. Всякое беспокойство со стороны земледельца во время пребывания семени в земле совершенно излишне. Так и апостолы, которые по большей части были галилеяне и поэтому были склонны к употреблению со своей стороны особых мер к расширению Царства Божия, должны быть спокойными и не волноваться при мысли, что станется с проповеданным ими учением Христа. В свое время при помощи Божией оно даст плод и принесет пользу – вот главная мысль притчи. Но в конце притча получает характер аллегории. Несомненно, что под «жатвой» в 29-м стихе понимается последнее собрание верующих во Христа, которое совершит Сам Христос, теперь пока удаляющийся с земли, но потом должный прийти для того, чтобы собрать плоды Своего посева (ср. Откр. 14:14). Конечно, было бы неудобно прилагать все частности притчи ко Христу, например, стих 27, где сказано, что сеятель не знает, как всходит посеянное им семя. Но ведь частности притчи большей частью и не рассчитаны на то, чтобы непременно все их истолковывать в приложении ко Христу и Царству Божию, они служат только, как и в других притчах, «для украшения и оживления речи» (еп. Михаил).
От этой притчи получается уверенность в том, что дело Божие, начатое в отношении к сердцам человеческим в тот момент, как в них запало проповедническое слово апостолов, не остановится в своем развитии и неведомыми путями будет идти все далее и далее, пока сердце человека окончательно созреет для новой блаженной жизни в Боге.
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 27-28 и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе
Спит и встаёт, т. е. живет, не оказывая никакого особенного влияния на произрастание семени. Этими словами Господь говорит, что, как семя дает росток, стебель, цвет и затем плод, это мы видим, но каким образом совершается все это, мы не знаем; так точно же не знаем и того, каким образом совершается в душе человека нравственное его перерождение. Само собой понятно, что из сего нельзя заключить, что будто люди не должны употреблять своих усилий для развития и утверждения в душе своей веры и добродетели; нет, Господь Сам говорит: Царствие Небесное силою берется, и только употребляющие усилие, восхищают его (Мф. 11:12). И земля, хотя сама собою производит зелень и пр., но и со стороны человека требуется возделывание ее, удобрение, уход. Земля плодит прежде траву (производит сперва зелень) и пр. Таким же точно образом, и вера или вообще благочестие постепенно возрастает в душе человека, одного в частности, и в жизни целых обществ. Вера и благочестие сначала бывают слабы в людях, подобно молодому ростку (зелени) прозябающего семени; требуют забот с их стороны, влаги и лучей Божией благодати, нуждаются в защите и охранении от холода миpa, от жара страстей, от разных житейских бурь. И уже при таких условиях – развиваются и дают плод добродетели и спасения (дает колос и полное зерно в колосе). Блаженный Феофилакт пишет: „Сначала, когда бываем младенцами, мы произращаем зелень, –показываем начаток добра; потом – колос, когда бываем уже в состоянии противостоять искушениям; затем образуются в колосе и полные зерна–это тогда, когда приносим плод совершенства“.
Гладков, Б. И. (†1921)
Притча эта всегда считалась одной из труднейших для толкователя. Кого надо подразумевать под человеком, бросающим семя в землю? По мнению Антония, архиепископа Волынского и Житомирского, здесь под сеятелем разумеется не Бог, а человек-христианин, насаждающий доброе семя (учение Христово или подвиги благочестия) как в своем сердце, так и в общественной жизни; он не может следить за дальнейшим возрастанием благодатной жизни в себе и в других, как отдыхающий хозяин не следит за постепенным произрастанием засеянной нивы, но Господь, невидимо утверждая добродетель в его сердце и в общественной жизни, подобно солнцу и дождю, поднимающим растущий в поле хлеб, затем вдруг неожиданно для тружеников обнаруживает благодатные плоды их трудов и дает обильную жатву Божию.
Толкуя притчи Господни, надо всегда иметь в виду, что, поучая притчами, Иисус Христос брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал Он так (по объяснению Иоанна Златоуста) для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти и как бы представить глазам. Поэтому в притчах надо искать сходства или подобия только в общем, а не в частностях, не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, каждую притчу надо понимать в связи с другими однородными и с общим духом учения Христа.
Иисус Христос в Своих проповедях и притчах весьма точно разграничивает Царство Небесное от Царства Божия. Царством Небесным Он называет то Царство Бога, которое назначается исключительно для праведников и начнется после окончательного Суда над родом человеческим. Царством же Божиим Он называет основанное Им на земле Царство верующих в Него и творящих волю пославшего Его Отца Небесного. Царство Божие подготавливает вступающих в него людей к Царству Небесному; началось оно с пришествием Христа, бросившего в сердца людей слово Божие, подобно тому, как и земледелец бросает семя в землю; окончится же тогда, когда наступит время жатвы, когда вполне созреет плод, выросший из посеянного слова Божия. Созреет же этот плод тогда, когда все человечество, населяющее землю, объединится в одно общество верующих, в единое стадо Единого Пастыря; когда все человечество станет одним полем, на котором посеяны добрые семена (рост плевел вместе с пшеницей не нарушит единства поля, как не нарушило единства малого стада Христова присутствие в нем Иуды). Тогда-то начнется Царство Небесное. Видимое участие Иисуса Христа в Царстве Божием выражается в основании Им этого Царства и в посылке жнецов, когда созреет плод. Хотя невидимое руководительство Его этим Царством несомненно теперь для всех верующих в Него, но Апостолы в то время не имели еще такой веры в Него. Им надо было привести из обыденной жизни наглядный пример для пояснения, как начинается и как окончится Царство Божие здесь, на земле. Лучшим примером послужил тот же посев, о котором уже было говорено. Человек, бросивший семя в подготовленную им для того землю, сделал этим все, что от него требовалось; хотя, при желании, он и наблюдает за ростом посеянного, и ограждает его от неблагоприятных сторонних влияний, но, вследствие силы, сокрытой в семени, земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Так и слово Божие, посеянное Иисусом Христом и упавшее на благоприятную почву, вследствие благодатной силы, заключающейся в нем, возрождает человека; и если ни терния, ни плевелы не заглушают его, то оно вырастает и дает плод даже без дальнейшего содействия Посеявшего.
На основании сказанного можно полагать, что в этой притче Сеятель – Сам Христос, семя – принесенное Им на землю слово Божие, а вырастающее из семени растение – Царство Божие. Главная же мысль притчи – действие силы слова Божия, соединяющей людей в единое Царство Божие. Остальные части притчи не следует принимать в расчет при толковании ее, так как они не имеют особого самостоятельного значения (например: и как семя всходит и растет, не знает он) и приводятся лишь для наглядного подтверждения верности главной мысли.