Скрыть
И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 30-34 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все

Мало слово веры: потому что следует только уверовать во Христа, и ты спасешься. Видишь, что слово сие столь же мало, как и горчичное зерно. Но посеянная на землю проповедь слова расширилась и разрослась, так что на ней покоятся птицы небесные, то есть все люди с выспренним и горним умом и знанием. В самом деле, сколько мудрых успокоилось на этой проповеди, оставив эллинскую мудрость! Таким образом проповедь сделалась больше всего и пустила великие ветви. Ибо апостолы как ветви разошлись: один - в Рим, другой - в Индию, третий - в Ахаию, прочие же - в другие страны земли. Господь говорит народу многими притчами, предлагая притчи сообразно с состоянием слушателей. Поскольку народ был прост и неучен, то поэтому напоминает ему о горчичном зерне, о траве и семени, дабы известными ему и обыкновенными предметами научить его чему-либо полезному или заставить его подойти и спросить, и по вопросе разуметь непонятное. Так, ученикам объяснял Он все наедине, поскольку они прямо приступали к Нему и спрашивали. Объяснял же все только такое, о чем они спрашивали и чего не знали, а не вообще все, даже и ясное. Ибо когда уразумевали то, о чем спрашивали, то из этого становилось ясно для них и другое, и таким образом разрешалось для них все.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Проповедовал (Господь) им (ученикам) слово, сколько они могли слышать

Уразуменье Божия слова дается по мере твоей внутренней способности воспринять это слово, а потому молись с пророком: «Открой очи мои (глаза моей души), и увижу чудеса (уразумею всю чудесную глубину) закона Твоего» (Пс. 118:18).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

33. И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.
34. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.


   «Многими притчами»: ср. прим. к ст. Мк.4:1.

   «Слово»: учение о Царствии Божием.

   «Сколько могли слышать»: т. е. понимать проповедуемое им. Народ был как дитя, которому нужно было буква за буквой уяснять учение о спасении мира, чтобы он понял, сначала хотя немного, не самую тайну учения о Царствии Божием, которой не понимали еще ясно и ученики, а по крайней мере внешнюю-то форму учения, проникая хотя мало и в то, что под ней сокрыто (ср. Феофил.).

   «Без притчи не говорил им»: в это время (ср. прим. к Мф.13:34) и о сем предмете.

   «Ученикам наедине изъяснял все»: потому что ученики, обращаясь постоянно с Учителем, были уже способнее понимать тайны царствия, чем простой народ; им уже дано было знать тайны царствия (Мф.13:11). С другой стороны, ученики скоро должны были сами сделаться учителями вселенной, и их нужно было особенно приготовлять к этому особенному служению; и Господь приготовлял их к тому, объясняя им наедине более, чем что говорил народу, разоблачая из-под внешнего покрова притчи духовный смысл тайн Царствия Божия.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-34 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все

Евангелист заключает отдел притчей тремя замечаниями о приточном способе учения Христова. Прежде всего он сообщает, что «таковыми», т. е. подобного рода притчами Господь обычно говорил «им», т. е. народу (ср. стих 1). При этом Господь принимал во внимание способность Своих слушателей к слушанию и разумению Его учения – говорил так и столь долго притчами, насколько народ мог без утомления Его слушать. Во-вторых, евангелист отмечает, что Господь каждую Свою проповедь непременно соединял с какой-нибудь притчей или же облекал в фигуральные выражения. В-третьих, евангелист отмечает, что Господь «наедине», после, всё разъяснял Своим ученикам. Отсюда с очевидностью выходит, что народ вообще не понимал как должно приточного учения Христа о Царстве Небесном и видел во Христе простого нравоучителя, подобного тем раввинам, которые для иллюстрирования своих положений нередко прибегали к разного рода притчам.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 33-34 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все

Им, т. е. народу, слово, это – учение о царствии Божием, якоже можаху слышати (сколько могли слышать), т. е. понимать проповедуемое учение. Без притчи же не глаголаше им словесе (не говорил), т. е. не говорил в это именно время; но в другое время Господь говорил и открыто, без всяких притчей, так как Он учил не одними только притчами (Мф. 13:34). Особь же (наедине) учеником Своим сказаше вся (изъяснял все): потому что ученики, обращаясь постоянно с Господом, были уже более способны понимать учение Его, чем простой народ – им уже дано было, как сказал им Сам Господь, знать тайны царствия Божия (Мф. 13:11). С другой же стороны, так как Апостолы и сами скоро должны были сделаться учителями вселенной; то и необходимо было для Господа особенно приготовлять их к сему делу – объяснять им наедине то, что говорилось народу притчами.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible