Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

Святые отцы

Прочие

Ерм, ап. (†Iв.)

Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода

Третья гора, которая покрыта терниями и волчцами, знаменует верующих, из которых одни богаты, а другие погрязли в своих многочисленных делах, ибо волчцы означают богатых, а тернии - тех, кто предался множеству попечений. Последние не имеют общения с рабами Божьими, но блуждают от них в стороне, будучи теми, кого поглощают дела их (ср. 1Тим. 6:9). Богатые же с трудом вступают в общение с рабами Божьими, опасаясь, как бы те у них чего-нибудь не попросили. Поэтому людям такого рода трудно войти в Царствие Божие (ср. Мф. 19:23-24, Мк. 10:23-25, Лк. 18:25). Как трудно босиком ходить по волчцам, так же трудно им будет войти в Царствие Божие.

Пастырь.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 3-12 Слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́. Иное упало на каменистое место , где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя , и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах, так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют; да не обратятся, и прощены будут им грехи.

Первую притчу предлагает о семени, дабы сделать слушателей более внимательными. Так как Он намерен сказать, что семя есть слово и что оно, упавши в невнимательных, пропадает, то говорит об этом прежде всего, дабы слушатели постарались быть внимательными и непохожими на ту землю, которая губит семя. Но кто такой Сеятель? Сам Христос, Который по человеколюбию и снисхождению неотлучно исшел из Отчих недр, исшел же не для того, чтобы сожечь проклятую землю и злые сердца, не для того, чтобы иссечь терния, но чтобы сеять семя. Какое семя? Не Моисеево ли? Не семя ли пророков? Нет, Свое, то есть, чтобы проповедовать Свое Евангелие. Он и сеял; но из семян одно пало на душу, подобно дороге, попираемой многими, и птицы небесные, то есть демоны, владеющие в воздухе, пожрали это семя. К таким людям относятся человекоугодники; они то же, что дорога, попираемая многими. Кто все делает только для угождения тому или другому, тот бывает попираем многими. Но заметь, Господь не сказал, что семя брошено при пути, но что оно пало при пути, потому что Сеятель бросает семя на землю, как на добрую, а она сама уже, оказавшись худой, губит семя, то есть слово. Впрочем, некоторые хорошо принимали упавшее при пути в том смысле, что оно пало на неверное сердце. Ибо Путь есть Христос, а находящиеся при пути суть неверные, которые вне пути, то есть Христа. Другое семя пало на душу каменистую, разумею тех, которые легко принимают слово, но потом отвергают. Они каменисты, как уподобившиеся несколько камню, то есть Христу, поскольку приняли слово; но как они принимают слово на время и потом отвергают, то через это теряют и подобие. Иное семя упало на душу, пекущуюся о многом, ибо «терние» суть житейские попечения. Но четвертое семя пало на добрую землю. Итак смотри, как редко добро и как мало спасающихся! Только четвертая часть семени оказалась уцелевшей! Ученикам спросившим Его наедине, говорит: «вам дано знать тайны» (Мф.13:11). Но неужели по распределению и назначению от природы одним дано это, а другим, нет? Быть не может; но тем дано, как ищущим: «ищите, – сказано, – и дастся вам» (ср. Мф.7:7), а прочих Бог оставил в слепоте, дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного. Впрочем, хочешь ли знать, что от Бога дано всем видеть должное? Слушай! «Своими глазами смотрят» – это от Бога, «и не видят» – это от злобы их; ибо Бог создал их видящими, то есть понимающими доброе, но они не видят, смежая очи свои добровольно, чтобы не обратиться и не исправляться, как бы завидуя собственному спасению и исправлению. Можно и так понимать: прочим же говорю притчами, «так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют» ( Мк.4:12), чтобы хотя поэтому обратились и исправились.

Толкование на Евангелие от Марка

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 7, 18-19 Иное (семя) упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода… Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (и наслаждения житейскиеЛк. 8:14), входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода

Третье условие доброго роста Божиего семени — не давай усиливаться в своей душе сорнякам. Сорняки неизбежны. Человек живет в мире зла, и сам он немощен и склонен к греху. Плевелы не уничтожены Господом, а оставлены расти до жатвы (Мф. 13:30). Значит, сорняки будут. Это — «заботы века сего, обольщения богатством, наслаждения житейские». И если дать им волю, они заглушат все доброе… Разве ты не знаешь, как быстро растет дурная трава и как она размножается и забивает доброе семя? Вот не нужно давать волю тернию души, которое обовьет и заглушит душу, и ей ничего не даст, и доброе не пустит к себе. Когда терние заполнит душу и опустошит ее от добра, тогда и смерть души. Останется пустота… одна пустота, бессмысленность целей, никчемность усилий и в результате… разбитая жизнь. Господство сорняка… и нечем жить, и нечем дышать!

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

3. слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
4. и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́.
5. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
6. когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
8. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
9. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!


Изъяснение частных понятий в притче о сеятеле см. в прим. к Мф.13:3-9.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-9 слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит

Первая притча – о сеятеле, которая приводится в этих стихах, представляет собой повторение того, что содержится в Евангелии Матфея (Мф. 13:3–9). Но евангелист Марк является здесь более других синоптиков (ср. Лк. 8:4–8) щедрым в сообщении деталей притчи. Так, он один имеет выражения: «и оно не дало плода» (стих 7), плод «взошел и вырос» (стих 8) и др.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода

См. Толкование на Мк. 4:04

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible