Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто

Почему одно принесло сто, другое принесло шестьдесят, а еще одно - тридцать? Здесь тоже естественное различие почвы, ведь даже там, где земля добрая, в ней могут быть большие различия. Видишь, что виноват не земледелец и не семена, но принимающая их почва - не из-за природы, но из-за намерения?

Гомилии на Евангелие от Матфея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто

Заметь, что Христос называет три пагубных пути и такое же число путей славы. Ибо то из семян, что упало при дороге, было склевано птицами; то, что упало на каменистое место, вскоре засохло; а то, что упало в терние, было заглушено. На доброй же земле семена принесли плоды, как я сказал, трех видов: иное - сто, иное - шестьдесят, иное - тридцать. Как пишет премудрый Павел, каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1Кор. 7:7). Оказывается, что славные деяния святых не все и не всегда имеют равную меру. Впрочем, нам следует усердствовать в лучшем и подниматься над худшим.

На Евангелие от Луки

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 3-12 Слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́. Иное упало на каменистое место , где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя , и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах, так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют; да не обратятся, и прощены будут им грехи.

Первую притчу предлагает о семени, дабы сделать слушателей более внимательными. Так как Он намерен сказать, что семя есть слово и что оно, упавши в невнимательных, пропадает, то говорит об этом прежде всего, дабы слушатели постарались быть внимательными и непохожими на ту землю, которая губит семя. Но кто такой Сеятель? Сам Христос, Который по человеколюбию и снисхождению неотлучно исшел из Отчих недр, исшел же не для того, чтобы сожечь проклятую землю и злые сердца, не для того, чтобы иссечь терния, но чтобы сеять семя. Какое семя? Не Моисеево ли? Не семя ли пророков? Нет, Свое, то есть, чтобы проповедовать Свое Евангелие. Он и сеял; но из семян одно пало на душу, подобно дороге, попираемой многими, и птицы небесные, то есть демоны, владеющие в воздухе, пожрали это семя. К таким людям относятся человекоугодники; они то же, что дорога, попираемая многими. Кто все делает только для угождения тому или другому, тот бывает попираем многими. Но заметь, Господь не сказал, что семя брошено при пути, но что оно пало при пути, потому что Сеятель бросает семя на землю, как на добрую, а она сама уже, оказавшись худой, губит семя, то есть слово. Впрочем, некоторые хорошо принимали упавшее при пути в том смысле, что оно пало на неверное сердце. Ибо Путь есть Христос, а находящиеся при пути суть неверные, которые вне пути, то есть Христа. Другое семя пало на душу каменистую, разумею тех, которые легко принимают слово, но потом отвергают. Они каменисты, как уподобившиеся несколько камню, то есть Христу, поскольку приняли слово; но как они принимают слово на время и потом отвергают, то через это теряют и подобие. Иное семя упало на душу, пекущуюся о многом, ибо «терние» суть житейские попечения. Но четвертое семя пало на добрую землю. Итак смотри, как редко добро и как мало спасающихся! Только четвертая часть семени оказалась уцелевшей! Ученикам спросившим Его наедине, говорит: «вам дано знать тайны» (Мф.13:11). Но неужели по распределению и назначению от природы одним дано это, а другим, нет? Быть не может; но тем дано, как ищущим: «ищите, – сказано, – и дастся вам» (ср. Мф.7:7), а прочих Бог оставил в слепоте, дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного. Впрочем, хочешь ли знать, что от Бога дано всем видеть должное? Слушай! «Своими глазами смотрят» – это от Бога, «и не видят» – это от злобы их; ибо Бог создал их видящими, то есть понимающими доброе, но они не видят, смежая очи свои добровольно, чтобы не обратиться и не исправляться, как бы завидуя собственному спасению и исправлению. Можно и так понимать: прочим же говорю притчами, «так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют» ( Мк.4:12), чтобы хотя поэтому обратились и исправились.

Толкование на Евангелие от Марка

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 8, 20 И иное упало на добрую землю и дало плод… А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен (Мф. 13:23). А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении (Лк. 8:15)

Здесь Господь указывает основные и положительные условия произрастания Божия семени. Среди них первое — добрая земля. Хорошая земля имеет в себе силы произращать посаженное в ней. И в душе, готовящейся стать доброй нивой для Божиих глаголов, нужна среда, имеющая силы принять и вырастить добро. Доброе усваивается добрым. Значит, это должна быть среда, насыщенная силою добра. Лишь она способна вырастить добро. Второе условие Господь указывает в принятии и разумении Божия слова. Душе недостаточно слышать Божий зов. Надо с заботливой внимательностью ввести в душу («принять» — Мк.). Надо отдать этому делу всю человеческую способность восприятия истины, всю способность человеческого разумения истины, чтобы Божие слово входило в душу как единый истинный свет и как единая истинная жизнь. Такое проникновение души в Божие слово святой евангелист может обозначить термином «разумение». Плодоносен бывает слышащий слово и разумеющий (Мф. 13:23). Господом указывается и третье условие доброго произрастания семени — «хранение Божия слова». Как земледелец, бросив семя в добрую землю, оберегает пашню от засорения, от затаптывания скотом и потрав, так и возделыватель души должен охранять ниву души от засорения плевелами зла, от затаптывания дурными наслоениями и от всяких потрав диавола. Как постоянно бодрствующий глаз земледельца, человек должен поставить на ниве души неусыпного стража — чистую совесть, чистое сердце. Чистое сердце, как ограда души, пусть не допускает засоряться душевной ниве, и тогда Божие семя растет правильно. «Те, которые… хранят его (слово) в добром и чистом сердце… приносят плод» (Лк. 8:15). Но Господь и это условие не считает последним. После многого труда над обработкой земли души, чтобы была она доброй, после заделки семени («принятия слова»), после бодрственного оберегания нивы чистым сердцем надо проявить и еще одно свойство — терпение. Земледелец кладет много труда, бросает семя и долго, долго ждет всходов и плодов. Так тем более не ожидай на душевной ниве скороспелости семени истины и добра; семя жизни взращивается в терпении, в бденьях, в потах, во многих, многих днях, месяцах, годах, в великой терпеливости. Так говорит Господь: «Приносят плод в терпении» (Лк. 8:15). Таков путь отклика на Божий зов к доброму созреванию о Христе. Встань на него со Христом и, поддерживаемый Его милующей рукой, пойдешь.

Плод… взошел и вырос, и принесло иное (семя) тридцать, иное шестьдесят, и иное сто

Не подумай, что несправедлив, лицеприятен Господь и одному дает лучшее семя, другому худшее. Божие семя взращивается несчетно. Дело в тебе, в твоей душе… Насколько она подготовлена и способна принять и взрастить Божие семя, настолько она и плодоприносит. Отсюда и разница: одна душа плодоприносит тридцать, другая — шестьдесят, а третья и стократ.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Учение Иисуса Христа при море в притчах и похвала слушающим слово Божие (Лк.8:1-18, Мф.13:3-52, Мк.4:1-34)


В данном отделении ев. Матфей передает 7 притчей:
а) о сеятеле и семени (Мф.13:3-9,18-23),
б) о плевелах между пшеницею (Мф.13:24-30,36-43),
в) о зерне горчичном (Мф.13:31-32),
г) о закваске (Мф.13:33),
д) о скрытом на поле сокровище (Мф.13:44),
е) о драгоценной жемчужине (Мф.13:45-46) и
ж) о неводе (Мф.13:47-50).

Ев. Марк здесь же передает только три притчи:
а) о сеятеле и семени (Мк.4:3-9,13-20),
б) о семени, по действию земли произрастающем и созревающем (Мк.4:26-29), и
в) о зерне горчичном (Мк.4:30-32).

А ев. Лука передает здесь только одну притчу – о сеятеле и семени (Лк.8:5-8,11-15).

Что в данный раз Иисус Христос произнес не одну, а несколько притчей, это видно из указания ев. Матфея (Мф.13:3) и Марка (Мк.4:2,33), что Иисус Христос в данном случае учил народ притчами много. После первой притчи, которая имеется у всех трех евангелистов, ученики приступили к Иисусу с вопросом: «для чего притчами говоришь им» (Мф.13:10)? «Чтобы значила притча сия» (Лк.8:9 ср. Мк.4:10)? Первая половина ответа Господа на вопрос учеников, почему Он говорит к народу притчами, показывает, что этот ответ должен был быть сказан вслух только учеников. Иисус Христос предложил приточные изречения о свече, которую не ставят под сосуд, а на подсвечник, чтобы входящие видели свет, и о том, что нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (параллельные изречениям Мф.5:15, Мф.7:2, Мф.10:26, Мф.13:12, Мф.25:29). В этих изречениях Иисус Христос или выражает цель, с которою он говорит в притчах: не для того, чтобы скрыть, но чтобы открыть истину; или же указывает цель, для которой Он вообще просвещает учеников светом Своего слова: для того, конечно, чтобы они после и в слове и в жизни своей открывали миру то, чему теперь научаются от Господа. Так как впоследствии откроется, как кто слушал, то они должны наблюдать за собой, как они слушают (Лк.8:16-18), и возможно тверже запечатлеть в сердце своем то, что они слушают (Мк.4:21-25). После всех притчей о царствии Божием Иисус Христос, по ев. Матфею (Мф.13:51-52), предложил еще притчу о благоразумном книжнике, ученике царствия Божия, который из сокровищницы своей выносит старое и новое (Мф.13:52). Этою притчею Он дал ученикам наставление, чтобы и они, проповедуя Евангелие, выносили из сокровищницы своих знаний и употребляли в дело и старое, по-видимому, ничего не стоящее, всем известное (напр., посев, закваска и пр.), и новое – новые христианские понятия, для которых то старое служило образом. – Ев. Марк после всех изложенных у него притчей (Мк.4:33-34), а ев. Матфей после четырех притчей, произнесенных вслух всего народа (Мф.13:34-35), делает замечание, что в данное время Иисус Христос говорил народу притчами и без притчи не говорил им. В этом ев. Матфей видит исполнение слов Пс.77:2, принадлежащих Асафу. Асаф в 2Пар.29:30, называется пророком. Как пророк, он является прообразом Мессии, и слова его о себе евангелист применяет к И. Христу.

Цель притчей Христовых заключается, прежде всего, в том, чтобы посредством образа, взятого из видимой природы или круга человеческих действий, яснее и живее изобразить истину; отвлеченная духовная истина чрез притчу делается как бы созерцаемою чувственными глазами и доступною осязанию; плотяный ум человеческий, постоянно привязанный к этому дольнему миру и чрез то неспособный вдруг возвыситься до чисто-духовной области, постепенно ведется к миру горнему по образам притчи, как бы по ступеням знакомой лестницы. Но притчи Христовы имеют и другую цель, которая достигается одновременно и которая совершенно противоположна первой, именно: скрыть истину от недостойных и неспособных, оценить и воспринять ее. 

Предмет притчей Христовых есть царствие Божие, царство Мессии.

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

3. слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
4. и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́.
5. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
6. когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
8. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
9. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!


Изъяснение частных понятий в притче о сеятеле см. в прим. к Мф.13:3-9.

Толкование на Евангелие от Марка

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Притча о сеятеле (Мф.13:3-8, Мк.4:2-8, Лк.8:4-8)

Предмет всех этих притч есть царство Божие. Народ, слушавший Господа, ждал со дня на день откровения этого царства, хотя оно было уже открыто. Он полагал, что это царство откроется в навсегда законченном виде, одновременно обняв всех, кому предрешено в совете Божием войти в него, исключив всех, кому оно не назначалось. И вот, Господь говорит этому народу, может быть, думавшему, не в эти ли часы и минуты хочет Он открыть царство израилево (подобно апостолам, Деян.1,6): вышел сеятель сеять, и семя его пало на различную землю; когда и как оно вырастет? – еще не знает сеятель; несомненно лишь то, что много семян пропадет, много будет колосьев бесплодных и плевел заглушающих посев. Так и с царством Божиим, которое, по ев. Марку (Мк.4:26), Господь прямо сравнивал с тем, как человек бросает семя в землю. Весь народ, слышавший эти слова, должен был оставить суетную надежду видеть разом полное откровение царства Божия и от зрелища растилавшихся пред глазами его засеянных полей научиться, что медленно и с разным успехом будет возрастать среди людей это царство.

Объяснение важнейших мест Четвероевангелия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-9 слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит

Первая притча – о сеятеле, которая приводится в этих стихах, представляет собой повторение того, что содержится в Евангелии Матфея: Мф.13:3-9:

"В настоящее время пшеница в Палестине дает урожай сам 12–16, но ячмень часто – 50, а урожай проса, которым питаются большей частью беднейшие классы, по временам бывает сам 150 или 200. Но урожаи были, по-видимому, лучше во время Христа, чем теперь. «Сторичный урожай на востоке, – говорит Тренч, – не есть дело неслыханное, хотя вообще о нем упоминается как о чем-то чрезвычайном». У Луки (Лк.8:8) просто: «принесло плод сторичный», причем размеры меньших урожаев опускаются."

Но евангелист Марк является здесь более других синоптиков (ср. Лк.8:4-8) щедрым в сообщении деталей притчи. Так, он один имеет выражения: «и оно не дало плода» (Мк.4:7), плод «взошел и вырос» (Мк.4:8) и др.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто

См. Толкование на Мк. 4:04

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka