Скрыть
и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня

Если бы Христос был мертв, то не изгонял бы бесов и не повергал бы идолов, потому что бесы не послушали бы мертвого. Если же явственно изгоняются они Христовым именем, то очевидно, Он не умер; тем более что бесы, которые видят незримое для людей, будь Он мертв, знали бы об этом и не стали бы вовсе повиноваться Ему. И теперь нечестивые не веруют, однако бесы видят, что Он - Бог, и потому бегут и припадают к Нему, повторяя слова, сказанные ими, когда Он был в теле: «Знаем Тебя, кто Ты, Святый Божий» (ср. Мр. 1:24, Лк. 4:34), а также: «Что Тебе до нас, Сын Божий? Умоляю Тебя, не мучь меня» (ср. Лк. 8:28).

О воплощении Слова.

Григорий Богослов, свт. (†389)

и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня

Бесы узнают Его (ср. Лк. 4:33-34, Мк. 1:23-24) , но Он изгоняет бесов (ср. Мф. 8:16, Мк. 1:34), и топит легион духов (ср. МФ. 8:32, Лк. 8:30, 33), и видит начальника бесов падающим будто молния (Лк. 10:18). Его побивают камнями, однако не могут схватить (Ин. 8:59, 10:31-39). Он молится, но и слушает мольбы (ср. Мк. 1:35, Мф. 8:13). Он плачет (Ин. 11:34-35), но и останавливает плач (ср. Лк. 7:13, 8:52, 23:28). Спрашивает, где положили Лазаря (Ин. 11:34), ибо был человек, но и воскрешает Лазаря (Ин. 11:43-44), ибо был Бог.

О Сыне (Слово 29).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 6-10 Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той

Выйти из человека демоны почитают мучением, почему и говорили: «не мучь», то есть не выгоняй нас из жилища нашего, то есть из человека. С другой стороны, они думали, что Господь не будет более терпеть их за чрезмерную их дерзость, но тотчас предаст мучению, поэтому и молят, чтобы не мучил их. Господь спрашивает бесноватого не для того, чтоб Самому знать, но чтоб другие знали о множестве вселившихся в него бесов. Поскольку пред глазами стоял один человек, то Христос показывает, со сколькими врагами боролся этот жалкий человек.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 7-8 И, вскричав громким голосом, (бесноватый) сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека

Новое свидетельство, что тьма не выносит Света и зло не выносит Добра. «Не мучь меня». Кто мучил его? Тьме невыносимо самое присутствие Света (ср. Мк. 1:23-24). Так при соприкосновении с добром грешник впадает в раздраженное состояние («вскричал громким голосом») и шлет вызовы добру: «что Тебе до меня!» Когда Свет начинает поборать тьму, когда добро, усиливаясь, хочет вытеснить зло, тогда душевный перелом проходит с большой болезненностью. Дьявол с неохотой оставляет насиженное место. Для него болезненно сдавать позиции. «Не мучь меня». Он мучается и, уходя, мучает свою жертву. Помни это! А все-таки распорядитель души, пока она не закоснела от зла, — Господь. И, конечно, Он одним дыханьем уст выгонит сатану.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

6. увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
7. и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.


      «Увидев же Иисуса издалека» и пр.: злой дух, узнав Иисуса издалека, не скрывается от Него, ибо знает, что от Его всемогущей силы скрываться ему невозможно, а потому покорностью перед этой всемогущей силой и мольбой хочет ослабить действие мучения, которому, как он знал, намерен подвергнуть его Сын Божий, пришедший разрушить власть дьявола.

     «Заклинаю Тебя Богом»: «И бесы веруют в Бога и трепещут», учит апостол (Иак.2:19). Выражение этого трепета и есть настоящее заклинание; тем не менее странность этого заклинания не может не быть замеченной. Сына Божия, пришедшего по воле Божией на землю для того, чтобы разрушить дела дьявола, дьявол заклинает именем Божиим не делать этого в настоящем случае...

     «Не мучь меня. Ибо сказал ему» и пр.: мучением называет здесь дух очевидно повеление ему выйти из обуреваемого (ср. Феофил.), – повеление, данное, как видно, еще до вышеуказанной мольбы духа; мучением он называет сие потому, что ему тяжко прекратить свое злое действие на человека: ибо делать зло есть самое существо духа злобы, и прекращение злого действия поэтому есть для него мучение; и еще посему, что вслед за изгнанием он опасался получить повеление идти в бездну (Лк.8:31).

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-8 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека

Конечно, не сам бесноватый, а владевшие им злые духи заставляют его бежать к Христу и просить Его оставить их в покое. Они понимают, Кто теперь пред ними. Они заклинают Христа Богом, признавая Его Сыном Бога Всевышнего, чтобы Он не проявил над ними на этот раз Своего всемогущества. Что же касается мучения, которое они имеют в виду, то под ним можно понимать адские мучения, какие терпят все обитатели ада (ср. Лк.16:23; Откр.9:5, 14, 11 и др.). Так понимается это мучение и в Евангелии Матфея, где злой дух прибавляет выражение «прежде времени» (Мф.8:29).

«Ибо Иисус сказал ему»… Этими словами евангелист Марк хочет сказать не то, что Христос обратился к бесноватому раньше, чем тот к Иисусу. Если бы дело происходило таким образом, то евангелист, конечно, раньше привел бы обращение Христа, а потом уже обращение ко Христу бесноватого (ср. Мк.1:25). Союз «ибо» скорее дает понять, что бес, находившийся в бесноватом, еще раньше, чем вступил в разговор со Христом, уже хорошо знал, чего ему нужно ждать от Христа. И его ожидания сбылись, «ибо…»

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 6-7 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня

Прибежал (тече) и поклонился Иисусу Христу. Это – выражение покорности самого беca Господу, ибо, как пишет ап. Иаков, и бесы веруют и трепещут (Иак. 2:19). Что мне и Тебе (что Тебе до меня), Иисусе Сыне Бога Вышнего? заклинаю тебя Богом, не мучи меня. Бесы узнают в Иисусе Христе Мессию, Сына Божия и считают Его своим повелителем и врагом (Мк. 5:10), потому что знают, что Он пришел разрушить дела их. Св. Златоуст при этом замечает: „И вот тогда, как люди почитали Иисуса Христа за человека, бесы пришли исповедать Его Божество“.

У евангелиста Матфея бес говорил Иисусу: ты пришел сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8:29). Прежде времени, т. е. прежде страшного всеобщего суда (Мф. 25:41). Мучить бесов, т. е. как слуг сатаны, их преследовать, изгонять и ввергать в ад на мучения (Лк. 16:22; Откр. 14:10). Свящ. Писание учит, что до времени страшного суда злым духам попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения, и злые люди также вместе с ними (2Пет. 2:4; Иуд. гл. 6). Бесы знают это, и потому как бы жалуются, что Иисус Христос преждевременно пришел мучить их, и при сем просят не делать этого с ними и не высылать их из страны (Мк. 5:10), у евангелиста Луки (Лк. 8:31), не посылать их в бездну, т. е. в ад.

Так страшны адские муки, что сами бесы трепещут их! Блаженный Феофилакт толкует, что мучением для себя бесы называют непозволение им мучить людей, так как мучение людей, по их злой природе, составляет для них удовольствие; и также – повеление идти в ад, так как они думали, что Иисус Христос, не стерпя чрезмерной их злобы, не станет отлагать времени наказания их (Мих.).

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible