Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Марка 6:12
Они пошли и проповедовали покаяние;
Святые отцы
Прочие
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 12-13 Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли
О том, что апостолы помазывали маслом, говорит один Марк и еще Иаков, брат Божий, в своем Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем» (Иак. 5, 14). Масло полезно бывает и против болезней, оно идет для освещения, употребляется при радостном состоянии духа и означает милость Божию и благодать Духа, которой мы избавляемся от болезней и от которой получаем и свет, и радость, и веселие духовное.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Они пошли, и проповедывали покаяние
Проповедывали покаяние: вступив в открытое служение человечеству, Господь сам начал свою проповедь о покаянии (Мк. 1:15; ср. Мф. 4:17); и апостолы его начали с того же, так как покаяние должно было предшествовать или начинать вступление в Царство Мессии, и потому требевалось слово о нем прежде всякого другого слова.
Толкование на Евангелие от Марка
О послании апостолов на проповедь и о наставлениях, данных им по сему случаю, подробно повествует ев. Матфей (гл. Мф.10); ев. же Марк – весьма кратко, указывая только на существенное в этих наставлениях; впрочем некоторыми чертами и он восполняет сказание ев. Матфея.
«Начал посылать»: это в первый раз теперь, что Спаситель поручает им дело своей проповеди одним, в отсутствии Его, приучая их к самостоятельному действованию.
«Посылать их по два»: черта, восполняющая сказание ев. Матфея, – посылать по два: черта, свидетельствующая о благости и мудрости Господа. Дело для апостолов новое, двоим идти на него и безопаснее и охотнее; взаимная поддержка двоих в этом случае и уместна и нужна («по два посылает, дабы они были смелее; иначе, если бы Он послал их по одному, то один не так бы смело мог действовать» Феофил.). Небольшими же группами послал их Господь для того, чтобы послать их в более по возможности мест, чтобы большему числу людей проповедать учение Его (ср. Феофил.). Можно догадываться о высшей цели этого послания по два. По закону Моисееву (Втор.19:15) не менее двух свидетелей нужно было, чтобы засвидетельствовать истину чего-либо; проповедь апостолов должна была быть свидетельством против иудеев в случае неверия их (ст Мк.6:11; ср. Мф.10:18) и вообще свидетельством об истине их учения. Таким образом посланием по два исполнялся закон Моисеев о свидетелях истины и, в случае неверия иудеев, они даже и по закону их должны были быть безответны и, следовательно, обвинены законом, или оправданы в вере их. Ев. Марк умалчивает о повелении Господа апостолам не ходить до времени к язычникам, может быть, потому, что Евангелие его первоначально было назначено для уверовавших из язычников, и он не хотел смущать их сказанием о сем повелении, которое притом же в последствии было отменено (Мф.28:16).
«Кроме одного посоха»: ср. прим. к Мф.10:10. Смысл этих наставлений относительно одежды, обуви и денег тот, что они не должны заботиться о себе, о внешних удобствах, а совершенно предаться воле Божией (ср. прим. к Мф.10:10).
«Если где войдете в дом: оставайтесь в нем»: убедившись наперед, что дом тот достоин того, чтобы проповедники Христовы остались в нем, что хозяин того дома и домочадцы добры, благочестивы, благорасположены к Христу и Его посланникам и Его учению (ср. Мф.10:11).
«Проповедывали покаяние»: вступив в открытое служение роду человеческому, Господь сам начал свою проповедь проповедью о покаянии (Мк.1:15; ср. Мф.4:17); и апостолы Его начали с того же, так как покаяние должно было предшествовать или начинать вступление в Царство Мессии, и потому требовалось слово о нем прежде всякого другого слова.
«Многих больных мазали маслом и исцеляли»: помазывание маслом больных было делом не необыкновенным у евреев, как и вообще на Востоке, так как масло имеет свойство утолять боль, особенно от ран происходящую (ср. Лк.10:34). Нельзя, впрочем, думать, что здесь речь идет о естественной целебной силе масла, что апостолы Христовы употребляли его только как естественное целебное средство; против такого понимания говорит связь речи, в которой говорится о чудотворных действиях апостолов, следовательно, и исцеление больных посредством помазания маслом надобно понимать как действие чудотворное. Помазание маслом здесь только символ или образ сообщения помазуемым благодати Божией, отпущающей грехи их и тем исцеляющей их от болезней телесных. Это такое же действие, как возложение на больных рук Господа или помазание глаз слепого брением (ср. Ин.9:6. Мк.8:23) и исцеление их через то. Несколько позднее таковое помазание маслом больных сделалось особенным обрядом, в который облеклось таинство, как такое священное действие, в котором под видимым образом помазания больного елеем от рук пресвитеров церкви или священников, при молитве их, сообщается болящему благодать Святого Духа, врачующая немощи телесные и душевные (Иак.5:14). Это – таинство елеопомазания, – одно из семи таинств православной церкви.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Они пошли, и проповедывали покаяние
Апостолы пока проповедовали только покаяние как условие для вступления в Царство Божие, а о самом Царстве Божием еще не возвещали.
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Они пошли и проповедовали покаяние
Покаяние, т. е. сознание своей греховности вследствие грехопадения прародителей и при этом еще вследствие собственных грехов и нужды в Искупителе и исправление жизни. Покаяние составляет первое условие для вступления в царство Христово. Поэтому, как Сам Иисус Христос начал Свою проповедь проповедью о покаянии (Мк. 1:15. Ср. Мф. 4:17), так и апостолы начали тем же. По Евангелию Матфея, апостолы проповедовали, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 10:7). Но та и другая проповедь тождественны между собой: покаяние ведет в Царство небесное, Царство небесное дается через покаяние. Сам Господь и Его предтеча начали свою проповедь о том и о другом вместе: покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное (Мф. 3:2, 4:17; Мк. 1:15). О Царстве небесном чит. в объясн. (Мк. 1:15).
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Мк.5:30. По вере кровоточивой женщины чудо исцеления совершилось и чрез одно прикосновение к одежде Спасителя. Верующие исцелялись от платков и опоясаний апостолов: Деян.19:12;5:15, Иак.5:14-15; потому что им дана была власть: Мк.6:7-13; но для неверующих и Сам Господь не мог творить чудес: Мк.6:5-6; Мф.12:39.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими