Скрыть
изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли

Необходимо, чтобы крещеный принимал и помазание, чтобы, получив его, он мог стать помазанником Божьим и иметь в себе благодать Христа. Далее, при евхаристии, елей освящается на алтаре и им помазываются крещеные. Тот же, у кого нет ни алтаря, ни Церкви, не может освятить и елей.

Послание LXX .

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 12-13 Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли

О том, что апостолы помазывали маслом, говорит один Марк и еще Иаков, брат Божий, в своем Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем» (Иак. 5, 14). Масло полезно бывает и против болезней, оно идет для освещения, употребляется при радостном состоянии духа и означает милость Божию и благодать Духа, которой мы избавляемся от болезней и от которой получаем и свет, и радость, и веселие духовное.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли

О Елеосвящении

361. ЧТО ТАКОЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ? Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

362. ОТКУДА БЕРЁТ НАЧАЛО ЭТО ТАИНСТВО? Это Таинство ведет начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху». Апостолы передали это Таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов Апостола Иакова: «болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет (восставит) его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся (простятся) ему» (Иак. 5:14-15).

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 7-13 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.
 

     О послании апостолов на проповедь и о наставлениях, данных им по сему случаю, подробно повествует ев. Матфей (гл. Мф.10); ев. же Марк – весьма кратко, указывая только на существенное в этих наставлениях; впрочем некоторыми чертами и он восполняет сказание ев. Матфея. 

     «Начал посылать»: это в первый раз теперь, что Спаситель поручает им дело своей проповеди одним, в отсутствии Его, приучая их к самостоятельному действованию.

     «Посылать их по два»: черта, восполняющая сказание ев. Матфея, – посылать по два: черта, свидетельствующая о благости и мудрости Господа. Дело для апостолов новое, двоим идти на него и безопаснее и охотнее; взаимная поддержка двоих в этом случае и уместна и нужна («по два посылает, дабы они были смелее; иначе, если бы Он послал их по одному, то один не так бы смело мог действовать» Феофил.). Небольшими же группами послал их Господь для того, чтобы послать их в более по возможности мест, чтобы большему числу людей проповедать учение Его (ср. Феофил.). Можно догадываться о высшей цели этого послания по два. По закону Моисееву (Втор.19:15) не менее двух свидетелей нужно было, чтобы засвидетельствовать истину чего-либо; проповедь апостолов должна была быть свидетельством против иудеев в случае неверия их (ст Мк.6:11; ср. Мф.10:18) и вообще свидетельством об истине их учения. Таким образом посланием по два исполнялся закон Моисеев о свидетелях истины и, в случае неверия иудеев, они даже и по закону их должны были быть безответны и, следовательно, обвинены законом, или оправданы в вере их. Ев. Марк умалчивает о повелении Господа апостолам не ходить до времени к язычникам, может быть, потому, что Евангелие его первоначально было назначено для уверовавших из язычников, и он не хотел смущать их сказанием о сем повелении, которое притом же в последствии было отменено (Мф.28:16).

     «Кроме одного посоха»: ср. прим. к Мф.10:10. Смысл этих наставлений относительно одежды, обуви и денег тот, что они не должны заботиться о себе, о внешних удобствах, а совершенно предаться воле Божией (ср. прим. к Мф.10:10).

     «Если где войдете в дом: оставайтесь в нем»: убедившись наперед, что дом тот достоин того, чтобы проповедники Христовы остались в нем, что хозяин того дома и домочадцы добры, благочестивы, благорасположены к Христу и Его посланникам и Его учению (ср. Мф.10:11).

     «Проповедывали покаяние»: вступив в открытое служение роду человеческому, Господь сам начал свою проповедь проповедью о покаянии (Мк.1:15; ср. Мф.4:17); и апостолы Его начали с того же, так как покаяние должно было предшествовать или начинать вступление в Царство Мессии, и потому требовалось слово о нем прежде всякого другого слова.

     «Многих больных мазали маслом и исцеляли»: помазывание маслом больных было делом не необыкновенным у евреев, как и вообще на Востоке, так как масло имеет свойство утолять боль, особенно от ран происходящую (ср. Лк.10:34). Нельзя, впрочем, думать, что здесь речь идет о естественной целебной силе масла, что апостолы Христовы употребляли его только как естественное целебное средство; против такого понимания говорит связь речи, в которой говорится о чудотворных действиях апостолов, следовательно, и исцеление больных посредством помазания маслом надобно понимать как действие чудотворное. Помазание маслом здесь только символ или образ сообщения помазуемым благодати Божией, отпущающей грехи их и тем исцеляющей их от болезней телесных. Это такое же действие, как возложение на больных рук Господа или помазание глаз слепого брением (ср. Ин.9:6. Мк.8:23) и исцеление их через то. Несколько позднее таковое помазание маслом больных сделалось особенным обрядом, в который облеклось таинство, как такое священное действие, в котором под видимым образом помазания больного елеем от рук пресвитеров церкви или священников, при молитве их, сообщается болящему благодать Святого Духа, врачующая немощи телесные и душевные (Иак.5:14). Это – таинство елеопомазания, – одно из семи таинств православной церкви.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли

Изгнание бесов выставляется евангелистом Марком как первое дело апостолов (Мк. 1:34) и отличается от исцелений больных.

Помазание маслом как в древности, так и до сих пор на Востоке имеет лечебное значение (нечто вроде антисептической меры). Но апостолы, как видно из контекста речи в настоящем разделе, употребляли масло скорее как символ того исцеляющего действия, какое они хотели совершить над тем или другим больным. Подобное этому действие совершил Сам Христос над слепым, помазав ему глаза грязью (Ин. 9:6). Употребляя масло, апостолы, так сказать, располагали больных к вере в то, что они могут им помочь, а потом уже совершали исцеления – конечно, тогда, когда на это была воля Промысла. Этот обычай и впоследствии существовал в Церкви (Иак. 5:14), и отсюда же идет употребление елея при Таинстве Елеосвящения, помазания.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли

Господь Иисус Христос как Сам творил чудеса для того, чтобы показать, что учение Его не простое, а божественное, принесенное с неба, и чтобы лучше веровали в Него, как Спасителя; так Он дал силу творить чудеса и апостолам, чтобы лучше верили их учению и тому, что они посланники Божии.

И мазаху (мазали) маслом многи недужныя (многих больных), и исцелеваху (исцеляли). Мазание маслом вообще имеет свойство утолять боль, особенно от ран. Но здесь разумеется помазание, посредством которого сообщалась сила или благодать Божия, отпускавшая грехи и тем исцелявшая от болезней телесных, подобно тому, как это же сообщалось чрез возложение Господом рук на больных или чрез прикосновение или помазание глаз брением (Мф. 8:3; Мк. 8:23). Впоследствии помазание священным елеем от рук священников сделалось таинством, врачующим немощи и душевные, т. е. грехи, как пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5:14-15).

У еванг. Матфея тут прибавлено: даром получили, даром давайте (Мф. 10:8). Это значит, что апостолы должны были проповедовать и творить чудеса не за плату, не из корысти. „Этим Господь смиряет их высокоумие, пишут св. Златоуст и блажен. Феофилакт, чтобы они не подумали, что производимые ими чудеса происходят от их добродетелей, также предостерегает и от сребролюбия: так как к страстям тщеславия и любостяжания особенно склонно грехолюбивое человеческое сердце“. Этими же словами Господь еще учит апостолов и всех вообще щедрости: если мы получаем от Бога все даром, то и сами должны давать другим, делиться с другими не для награды только, но и даром. Впрочем, сими словами Господь не запретил апостолам принимать добровольные приношения от верующих для вспомоществования им в необходимом в жизни при трудах проповедничества: ибо трудящийся, сказал он, достоин награды за труды свои (Лк. 10:7; 1Кор. 9:8-14).

Толкование на Евангелие от Марка

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чудесных исцелениях.

Мк.5:30. По вере кровоточивой женщины чудо исцеления совершилось и чрез одно прикосновение к одежде Спасителя. Верующие исцелялись от платков и опоясаний апостолов: Деян.19:12;5:15, Иак.5:14-15; потому что им дана была власть: Мк.6:7-13; но для неверующих и Сам Господь не мог творить чудес: Мк.6:5-6; Мф.12:39.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О таинстве Елеосвящения.

Мк.6:13. Не ясно ли отсюда, что таинство елеосвящения (или соборования) имеет для себя образец и ocнование в Евангелии. Было благодатное помазание и после Христа: Иак.5:14-15. Замечательно и то, что помазание маслом заменяло возложение рук Христом: Мк.6:13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible