Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Марка 6:31
Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, – ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.
Святые отцы
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)
Прочие
Нил Синайский, прп. (†430)
Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, - ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда
Припомни, что сказал Господь: «придите в пусто место», свободное от искушений, и там «почийте мало» (Мк. 6:31), а не много. Потому что после этого упражняясь, конечно, не в пустой, но в исполненной искушений и скорбей жизни, вы будете испытываемы, угнетаемы и изнуряемы.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, - ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда
Здесь показано великое счастье тех дней - в трудах учителей и усердии учащихся. Вот бы и в наш век стало так, чтобы к служителям Слова настойчиво шло такое же количество верующих слушателей, так что у тех не оставалось бы уже свободного времени для ухода за собой!
Изложение Евангелия от Марка.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 30-33 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему
После своего проповедования апостолы собираются к Иисусу. Это должно быть для нас уроком, что и мы, быв избраны на какое-либо служение, не должны выходить из послушания избравшему нас и возноситься пред ним, но должны признать его главой, обращаться к нему и доносить ему обо всем, что сделали мы и чему научили (надобно не только учить, но и делать). Христос дает ученикам Своим отдохнуть; это урок уже предстоятелям, чтобы они умели давать и отдых труждающимся в слове и учении, а не всегда держали бы их в напряжении и трудах. Далее, Господь, не любя славы, удаляется в пустое место. Однако и здесь не укрылся от искавших Его. Напротив, народ столь внимательно наблюдал, как бы Господь не укрылся от него, что предварил, то есть опередил, самих апостолов и пошел к тому месту, где Иисус намеревался отдохнуть. Так и ты предваряй Иисуса: не дожидайся, чтоб Он тебя подозвал, но лучше сам поспеши вперед, чтобы предупредить Его.
Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)
Он сказал им (Христос ученикам): подойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного
Отдых души — в молитвенном одиночестве. Тогда душа отходит от расслабляющих влияний извне и устанавливает контроль над своим внутренним миром, чтоб ничто не посмело расхищать ее богатства. Тогда же она входит в соприкосновение с неисчерпаемым источником своей силы — Богом, и крепнет, и ширится, и зреет в совершенство!
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Сказание о чудесном насыщении пятью хлебами 5000 человек (см. прим. к Мф.14:13-21).
«И собрались Апостолы» и пр.: возвратившись с проповеди, на которую послал их Господь, о чем выше речь (ст. Мк.6:7-13). В то же время, как видно из связи повествования, дошел до Господа слух о том, что во дворце Ирода идет о Нем молва и – как Ирод и другие о Нем думают, и что Ирод желал бы видеть Его (ср. Лк.9:7-10 и дал.). К этому же, наконец, времени относится и пришествие учеников Иоанновых к Господу с рассказом о смерти его (ср. Мф.14:12-13). Все это и побудило Господа отплыть с учениками своими в уединенное место, тем более, что народ теснился около них и не давал им отдохнуть (ст. 31), когда отдых так необходим был возвратившимся с проповеди Апостолам, и самому Господу нужно было уединение ввиду только что полученных Им известий.
«Пойдите вы одни в пустынное место»: это не значит, что Господь остался тут один, отпустив учеников одних; нет, Он и сам с ними отправился, как видно из дальнейших слов этого же сказания (ст. 33: «и собрались к Нему») и особенно из сказания о том же ев. Луки (Лк.9:10. ср. Мф.14 и дал.);
«вы одни»: означает только – без народа, без учеников наших, вы одни 12. Сам же Иисус отплыл с ними же.
«Много было прходящих» и пр.: Господа всегда окружал народ, но в это время особенно много было его, так что он не давал Господу с его учениками подкрепить себя не только отдыхом, но и пищей. Потому ученики и отправились «в пустынное место» в окрестностях Вифсаиды (Лк.9:10) одни, т. е. без народа, но вместе с Господом.
«Народ увидел» и пр.: народ узнал, что они отправились и – как видно – куда они отправились и пошел пешком, и как они «бежали», с поспешностью шли, то и предупредили их, и когда Господь с учениками «вышли» из лодки, отдохнув по крайней мере на пути в лодке, одни без народа, то народ встретил его. Милосердый, Он сжалился над народом (см. прим. к Мф.9:36) и, как бы позабыв о потребном отдыхе, снова начал поучать его, и поучал много.
«Динариев на двести»: динарий около 20 коп. серебр., двести динарьев около 40 руб. серебр. Такая небольшая сумма, собираемая через пожертвования и хранившаяся в общем ящике (ср. Ин.12:6. Мф.26:8-9. Лк.8:3), вероятно, в то время была налицо в малом и бедном обществе учеников Господа, и Филипп с некоторыми как будто беспокойством говорит, нужно ли ее употребить на покупку хлеба народу, да если и употребить ее всю, то все же не достанет ее, будет мало (ср. Ин.6:7); лучше же, по его мнению, пусть сам народ разойдется по окрестным деревням и селам и купит себе хлеба.
«На зеленой траве»: это было перед пасхой (Ин.6:2), весной.
«Рядами, по сто и по пятидесяти»: для удобства в раздавании чудесно-умноженных хлебов.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 30-33 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их. И бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему
По возвращении апостолов из путешествия Христос предлагает им одним отдохнуть в пустынном месте, здесь, в Капернауме, народ не давал им возможности для такого отдыха. Апостолы вместе с Христом (стих 33; Лк.9:10) отправились было на лодке, не сопровождаемые другими лодками с народом, но скоро народ узнал, куда они удалились, и последовал за ними в это пустынное место.
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 30-32 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, – ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни
О чуде насыщения 5-ю хлебами 5000 человек написано и в Евангелии Матфея (Мф. 14:13-21), только несколько короче, чем у Марка.
И собрашася (собрались) Апостоли ко Иисусу. Собрались, – возвратившись с проповеди, на которую Господь послал их (см. Мк. 6:7-13). В это время, как повествует еванг. Матфей, Апостолы возвестили Иисусу Христу и о мученической кончине Его Крестителя (Мф. 14:12), с целью получить от Него утешение. Еванг. Лука прибавляет, что Ирод, слыша о чудесах и учении Иисуса Христа и думая, не Иоанн ли, убитый им, воскрес из мертвых, искал увидеть Его (Лк. 9:9).
Все это и побудило Господа отплыть с учениками своими в уединенное или пустынное место, – отплыть, во 1-х, для того, чтобы избегнуть опасности со стороны Ирода, потому что еще не пришло время Его смерти; а во 2-х, для того, чтобы дать отдых возвратившимся с дела проповеди Апостолам: так как народ теснился около них и не давал им ни отдохнуть, ни подкрепиться пищей: почийте мало (отдохните немного). Бяху бо приходящии и отходящии мнози (ибо много было приходящих и отходящих), и ни ясти им бе когда (и есть им было некогда). Хотя Иисус Христос сказал апостолам: подите вы одни, но это не значило, что Господь Сам не пошел с ними. Из дальнейших слов повествования (Мк. 6:33) и особенно из сказания о сем евангелиста Луки (Лк. 9:10-17) видно, что и Он отправился с ними.
Таким образом, слова: вы одни означают только 12 Апостолов, без прочих учеников и без народа. В пусто (пустынное) место – по Евангелию Луки, близ Вифсаиды (Лк. 9:10), недалеко от впадения Иордана в Галилейское море. Пустынными местами в Свящ. Писании называются местности и не совершенно дикие, но малообитаемые (Мк. 1:35). Это место было в области тетрарха (правителя) Филиппа (Лк. 3:1), – единственного сына Ирода Великого, о котором сохранились в народе добрые воспоминания.