Скрыть
И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 41-44 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей

Господь взирает на небо, во-первых, для того, чтобы научить нас просить себе пищу у Бога, а не у диавола, как делают люди, живущие неправедными прибытками, во-вторых, для того, чтобы показать народу, что Христос не противник Богу, напротив, Сам призывает Бога. Дает хлебы ученикам, дабы они не позабыли о чуде после того, как принимали хлебы собственными руками. И двенадцать коробов избытков остаются для того же, чтобы каждый из апостолов, понесши на своих плечах по коробу, содержал чудо всегда в памяти. А то, чтобы не только напитать такое множество народа, но еще оставить избытки, есть знак преизбыточествующей силы во Христе. Моисей хотя и давал манну, но только на нужду каждого, ибо в том, что оставалось лишнего, заводились черви. И Илия, пропитывая известную жену, доставлял именно столько, сколько достаточно было для пропитания. Напротив, Иисус как Владыка производит то, что оказывается избыток. Это - смысл исторический. В переносном смысле пять хлебов означают книги Моисеевы, которых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Две рыбы знаменуют слова рыбарей - Апостол и Евангелие. Ими-то питаются наши пять чувств, означаемые пятью тысячами народа. Впрочем, мы не все можем съесть, но многое останется в избытке, что могут понести одни апостолы. Так, труднейших сторон разумения Закона и Евангелия мы, еще раболепствующие пяти чувствам, не можем понести, а могут одни апостолы.

Аврелий Пруденций (†413)

И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов

Окончена трапеза. Многих остатков подносы полны и наполнены ими двенадцать корзин. Гость засидевшийся чревом страдает, стонет с ним рядом его сотрапезник. Кто скромные яства в пир преобразует? Не Тот ли, Кто тело и пищу, и прочее из ничего сотворил, как весь мир? Нет, не как скульптор, что жидкую массу жить научает в хладеющей бронзе, Бог Всемогущий без семени мир строил, ничто в бытие превращая. Было повелено миру явиться, быть и расти. Из немногого мало-помалу росло все, что есть. Я, когда вижу: руками Христос яства людей умножает, - сомненью не подвергаю, что формы простые, из ничего рождены, постепенно выросли в формы великие, став тем, что мы видим теперь. Чтоб после трапезы пира остатки не сгинули - волку, лисице и мыши добычей не стали (здесь сторожа нет), - двенадцать мужей короба наполняют обильно дарами Христа.

Прославление.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 30-44 И собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, – ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.
 

     Сказание о чудесном насыщении пятью хлебами 5000 человек (см. прим. к Мф.14:13-21).

     «И собрались Апостолы» и пр.: возвратившись с проповеди, на которую послал их Господь, о чем выше речь (ст. Мк.6:7-13). В то же время, как видно из связи повествования, дошел до Господа слух о том, что во дворце Ирода идет о Нем молва и – как Ирод и другие о Нем думают, и что Ирод желал бы видеть Его (ср. Лк.9:7-10 и дал.). К этому же, наконец, времени относится и пришествие учеников Иоанновых к Господу с рассказом о смерти его (ср. Мф.14:12-13). Все это и побудило Господа отплыть с учениками своими в уединенное место, тем более, что народ теснился около них и не давал им отдохнуть (ст. 31), когда отдых так необходим был возвратившимся с проповеди Апостолам, и самому Господу нужно было уединение ввиду только что полученных Им известий.

     «Пойдите вы одни в пустынное место»: это не значит, что Господь остался тут один, отпустив учеников одних; нет, Он и сам с ними отправился, как видно из дальнейших слов этого же сказания (ст. 33: «и собрались к Нему») и особенно из сказания о том же ев. Луки (Лк.9:10. ср. Мф.14 и дал.); 

     «вы одни»: означает только – без народа, без учеников наших, вы одни 12. Сам же Иисус отплыл с ними же.

     «Много было прходящих» и пр.: Господа всегда окружал народ, но в это время особенно много было его, так что он не давал Господу с его учениками подкрепить себя не только отдыхом, но и пищей. Потому ученики и отправились «в пустынное место» в окрестностях Вифсаиды (Лк.9:10) одни, т. е. без народа, но вместе с Господом.

     «Народ увидел» и пр.: народ узнал, что они отправились и – как видно – куда они отправились и пошел пешком, и как они «бежали», с поспешностью шли, то и предупредили их, и когда Господь с учениками «вышли» из лодки, отдохнув по крайней мере на пути в лодке, одни без народа, то народ встретил его. Милосердый, Он сжалился над народом (см. прим. к Мф.9:36) и, как бы позабыв о потребном отдыхе, снова начал поучать его, и поучал много.

     «Динариев на двести»: динарий около 20 коп. серебр., двести динарьев около 40 руб. серебр. Такая небольшая сумма, собираемая через пожертвования и хранившаяся в общем ящике (ср. Ин.12:6. Мф.26:8-9. Лк.8:3), вероятно, в то время была налицо в малом и бедном обществе учеников Господа, и Филипп с некоторыми как будто беспокойством говорит, нужно ли ее употребить на покупку хлеба народу, да если и употребить ее всю, то все же не достанет ее, будет мало (ср. Ин.6:7); лучше же, по его мнению, пусть сам народ разойдется по окрестным деревням и селам и купит себе хлеба.

     «На зеленой траве»: это было перед пасхой (Ин.6:2), весной.

     «Рядами, по сто и по пятидесяти»: для удобства в раздавании чудесно-умноженных хлебов.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 34-44 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, – отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей

О чуде насыщения пяти тысяч пятью хлебами см. Мф. 14:14–21.

Евангелист Марк прибавляет, что Христос, сжалившись над народом, который был похож на овец без пастырей (ср. Мф. 9:36), много учил здесь народ (стих 34). Он же определяет ту сумму, какую апостолы считали возможным истратить на покупку хлеба для народа (200 динариев – ок. 40 руб., что соответствует стоимости 800 г серебра), и замечает, что Христос велел «рассадить» народ «на зеленой траве» – время было весеннее, перед Пасхой (ср. Ин. 6:2) – «отделениями» (стих 39).

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст.42-43 И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов

И ядоша (ели) вси и насытишася (насытились), потому что хлебы чудесно не истощались, а умножались в руках Апостолов, сколько они ни раздавали их народу; перестали умножаться уже тогда, когда роздано было всем, и все поели досыта. Но этим еще не ограничилось чудо: оказалось множество оставшихся кусков – стали собирать, и набрали их 12 коробов, т. е. обычных корзин (кузовьев), какие употреблялись Иудеями во время путешествия, вместо сумок (Мф. 10:10). 12 корзин – по числу 12 Апостолов, раздававших хлебы и собиравших куски.

Господь повелением собрать куски научает и нас дорожить дарами Божиими, употреблять их только на действительные нужды, а не расточать на роскошь, прихоти и чувственные удовольствия. Ибо если Он, Которому ничего не стоило насытить пятью хлебами пять тысяч человек, заповедал собрать и приберечь на последующее время остатки чудесно приумноженного хлеба, то с какой расчетливостью должны мы пользоваться благами, ниспосылаемыми Промыслом Божиим для поддержания бытия и состояния нашего на земле?

„Чудо насыщения пятью хлебами, пишет один из духовных писателей, не прообразовало ли таинства Божественной Евхаристии, в которой под видом хле6а и вина Иисус Христос, Агнец Божий, по выражению Церкви, раздробляется, но не разделяется, и всегда ядомый, николиже иждивается, но, пребывая непрерывно в Церкви, освящает причащающихся“?

Кроме того, чудесное насыщение в пустыне не научает ли нас не предаваться отчаянию в самых тесных обстоятельствах, но возлагать всю свою надежду на Бога, Который не только сверхъестественной силой, но самыми обыкновенными, по-видимому, средствами силен избавить человека от постигающих его бедствий? (Воскр. Чт. гл. 19).

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible