Скрыть
устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 6-13 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им; хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное

Чтобы сильнее обличить иудеев, Господь приводит и пророка, осуждающего их. Они обвиняли учеников за то, что ученики преступили предание старцев, а Господь направляет против них самих гораздо сильнейшее обвинение, именно: что они преступают закон Моисеев. Закон, – говорит Он, – учит: «почитай отца своего и мать свою»; а вы учите детей говорить своим родителям так: то, чего вы хотите от меня, есть корван, то есть посвящено Богу. Ибо фарисеи, желая воспользоваться имуществом простых людей, учили детей (когда дети имели какую-либо собственность и родители требовали у них) говорить следующее: я уже посвятил то Богу, и ты не требуй посвященного Богу. Обольщая таким образом детей и убеждая их посвящать Богу из своего имения, фарисеи чрез это заставляли их пренебрегать родителями, и посвященное Богу поглощали сами. Это-то Господь и ставит им в вину, что они ради корысти преступают Закон Божий.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 1-23 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то́, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
 

     Беседа о преданиях старцев относительно вкушения пищи изложена у ев. Марка несколько полнее, чем у ев. Матфея; впрочем немногие частности из рассказа сего последнего опускаются, а нечто переставляется; в сущности же изложение совершенно одинаково (см. Мф.15:1-20 и прим.).

     «Ибо фарисеи» и пр.: ев. Марк, писавший Евангелие свое первоначально для уверовавших из язычников, которым обычаи и обряды иудейские были или совсем незнакомы, или не довольно знакомы, объясняет, по какому поводу зашла речь о пище, поводу, который мог показаться странным и непонятным для воспитавшихся в язычестве и незнакомых с обычаями иудейскими. Иудеям предписано было законом соблюдать возможную чистоплотность обыденной жизни, но они, по внушению и примеру в особенности фарисеев, простерли в иных случаях эту заботливость о чистоплотности до крайностей, оградив ее «преданиями» якобы «старцев» – древних мужей, касавшимися крайних мелочей, которые, однако же, исполнялись в точности, строже, чем исполнялись самые нравственные заповеди закона; последние совсем иногда заслонялись первыми; в Них полагалось существенное, важнейшее. К этому, при разделении на секты, присоединилась взаимная нетерпимость и брезгливость, принявшая религиозный оттенок (как у некоторых из наших раскольников): считали нечистым предмет, к которому прикоснется член не их секты. Потому, пришедши например «с торга», где что-либо покупали или продавали, и волей или неволей прикасались к чему-либо, что по таким или другим мелочным причинам считали нечистым, не ели «не омывшись», т. е. не вымыв рук, по крайней мере, если не всего тела, что конечно не совсем удобно и не всегда необходимо, так как прикасаются большей частью и почти исключительно руками. Потому же омывали тщательно чаши, назначенные для пищи и питья и вообще для домашнего обихода, кружки, котлы, скамьи, на которых сидели или лежали и пр.

     «Оставив заповедь Божию» и пр.: т. е. ставите вымышленное вами предание выше заповедей закона Божия, когда, не исполняя последних в точности, до мелочей держитесь первых, придавая им более важности, чем важным нравственным заповедям.

     «Не в сердце его входит»: принимаемое в пище не имеет отношения к нравственному существу человека, а имеет влияние только на телесную его природу.

     «Злые помыслы» и пр.: см. прим. к Мф.15:19. «Под «лукавым оком» разумеет или зависть, или распутство, потому что и завистливый бросает на завидуемого обыкновенно лукавый и язвительный взгляд, и развратный, засматриваясь очами своими, стремится к делу лукавому.  «Богохульством» называет оскорбление Бога..., «гордыня» есть как бы пренебрежение Бога, когда кто, сделав доброе дело, приписывает его не Богу, а собственной силе. Под «безумством» разумеет обиду против ближних» (Феофил.).

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-23 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». А вы говорите: кто скажет отцу или матери: «корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека

«И выходит вон, чем очищается всякая пища» (стих 19). В русском переводе мысль остается неясной. Лучше поэтому последние слова «чем…» понимать как приложение к словам 18-го стиха: «Он сказал им». Евангелист этим хочет сказать, что Христос сказал то, что содержится в 18-м и 19-м стихах: «очищая (καθαρίζων – по лучшим чтениям) всякую пищу для употребления», т. е. уничтожая тем самым различие в достоинстве яств (ср. Рим. 14:14 и сл.). Непосредственно, прямо Христос не говорил ни слова против священных для израильтян постановлений Моисеева закона, но само собой понятно, что после Его Вознесения христиане не могли уже принципиально считать для себя обязательным соблюдение Моисеевых постановлений о пище, и изречение Христа евангелист Марк приводит как основание для нового, христианского, воззрения на значение пищи.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 8-13 омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то́, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное

Оставльше заповедь Божию, держите (держитесь) предания человеческая и пр. У Евреев часто выходило так, что они ставили вымышленное ими предание выше заповедей закона Божия, когда, например, не исполняя в точности заповедей, до мелочей держались предания и придавали ему более важности, чем самым заповедям,– добре отметаете (хорошо ли, что вы отменяете) заповедь Божию, да предание ваше соблюдете (чтобы соблюсти свое предание)? Например, Моисей бо рече (ибо Моисей сказал): чти отца и пр. Эти слова Спасителя объясняются следующим образом: Иудеи имели обычай посвящать Богу разные предметы из своего имущества, и закон требовал, чтобы таковые предметы; если они обещаны для принесения в дар Богу, непременно принесены были (Втор.23:21-23).

Вследствие сего образовалось у них такое предание, что так как дар Богу важнее, чем дар даже самым близким людям, например, родителям; то родителям можно и не давать каких-либо предметов, если только эти предметы будут обещаны в дар Богу. Таким образом, фарисеи и сами нарушали, и детей учили нарушать заповедь Божию о почтении к родителям ради предания. Например, если родители говорили детям: дайте нам овцу или тельца, или что другое, то дети могли отвечать им: „это, чем желали бы вы воспользоваться от нас, мы отдаем в дар (корван) Богу, – потому вы не можете получить“. Отсюда нередко происходило двоякое зло, – и Богу не приносили дара, под предлогом обязанности к родителям, и родителей лишали его, под предлогом приношения Богу (Злат.).

Таким образом, фарисеи учили, как можно обойти, не исполнить заповедь Божию, – и успокоить свою совесть. Нет сомнения, что Господь Иисус Христос указанными словами не отвергает принесения даров Богу, и Евангелие требует сего, как равно и закон Моисеев; да и Сам Он похвалил вдовицу, положившую две лепты в церковную сокровищницу (Мк. 12:43-44). Но Он только осуждает нарушителей заповеди ради предания (Мих.), учит, что должно прежде всего исполнить прямую заповедь Божию, а потом уже приносить дары Богу.

Толкование на Евангелие от Марка

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О священном предании.

Мк.7:5-13. Господь осуждает здесь предание человеческое, порождаемое сердцем, далеко отстоящим от Господа (ст. 6), не согласное с божественною истиною: Тит.1:9. Под именем Священного Предания разумеется Слово Божие: Гал.1:11-12; 1Фес.3:6; 1Тим.6:20, проповеданное по повелению Господа: Мф.28:19-20.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Священом Предании.

 

Сектанты говорят:  Слово Божие запрещает руководство преданием (Мф.15:1-9; Мк.7:5-13; Кол.2:8-22).

Ответ: В указанных местах говорится не ο Священом Предании, которое по существу своему не может противоречить Священному Писанию, так как один и тот же Бог есть Виновник того и другого источника вероучения, а ο «преданиях старцев», – «преданиях человеческих», – «заповедях и учениях человеческих», устранявших заповеди Божии (Мф.15:6), извращавших учение Церкви ο лице Иисуса Христа (Кол.2:8), Которого колосские лжеучителя признавали тварным существом, одним из ангелов. Старцы бывают различные (2Ин.1:13Ин.1:1; ср. Мф.15:2; Мк.7:3).

Церковь православная, согласно слову Божию, предостерегает верующих от этих последних преданий, но заповедует держаться только апостольских преданий (2Фес.2:15), записанных ли самыми апостолами («посланием нашим») или их учениками и преемниками («словом»).

Сектанты поступают наоборот: апостольские предания отвергают, а тщательно хранят «предания человеческие». Так напр., не предания ли человеческие: «Вероучение русск. еванг. христиан-баптистов», – «Проектное изложение Евангельской веры, или вероучение евангельских христиан», – «Гусли», – «Тимпаны», – «Кимвалы», – «Заря жизни», – «Новая арфа», постановления съездов сект. и др.? Не «предания ли человеческие» – чины преломления, крещения и пр., совершаемые сектантами?

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible