Скрыть
И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 31-37 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафa», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, - и глухих делает слышащими, и немых - говорящими

Господь не медлит в языческих местах, но скоро удаляется от них, дабы, как я сказал, не подать иудеям повода говорить о Себе, что Он поступает противозаконно, смешиваясь с язычниками. Удалясь поэтому из пределов Тира и Сидона, Он приходит в Галилею и тут исцеляет глухонемого, которого недуг был от беса. Он отводит «его в сторону», ибо не был славолюбив, смирив Себя до нашей нищеты и не желая совершать чудес пред многими, разве когда требовала того польза зрителей. «Плюнув, коснулся языка его» в знак того, что все части Святой Его плоти были божественны и святы, так что даже и плюновение разрешало узы языка. Всякое плюновение есть излишек (соков), но в Господе все чудно и божественно. Воззрев на небо, Господь «вздохнул», с одной стороны, молитвенно к Отцу, чтоб Он помиловал человека, и в пример нам, чтобы мы, намереваясь совершать какое-либо доброе дело, взирали к Богу и у Него просили помощи для совершения онаго; а с другой стороны, - воздыхает и из сожаления о человеческой природе, как она до того предана диаволу, что терпит от него такое поругание и страдание. Поэтому-то, когда исцелял Господь, исцеленные и проповедуют о Нем, несмотря на то, что Он запрещал им это и заповедал не говорить ничего. Отсюда научимся и мы, когда благодетельствуем другим, не принимать от них похвал, а когда получаем благодеяния, прославлять благодетелей и разглашать о них, хотя бы они и не желали того.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Миропомазании

 

Сектанты говорят: Для Духа Святого не нужны никакие действия, никакое масло, Он и Сам сходит (Ин.3:8).

Православный ответ: Господь Спаситель мог исцелить единым словом, однако, допускает, разные действия (Мк.7:32-35; Ин.9:6-7). И с получением даров Духа Святого случалось то же: Апостолы то возлагали руки на крещенных (Деян.8:17), то говорят о помазании (2Кор.1:21-22; 1Ин.2:20). Священнодействия эти даже Симону Волхву были понятны, и он хотел купить право на ннх, а сектанты не могут этого уразуметь.

Оружие правды

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 32-35 Привели к Нему (Христу) глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись». И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто

Это речь о душе. Она глухая и она косноязычная. Она глухая, потому что она бесчувственна и черства, как будто замкнуты у нее уши сердца и она не слышит Божиих зовов. И она косноязычная, потому что нет у нее языка говорить со своим Отцом, от Которого Свет, Премудрость и Жизнь. И говорить со своею Матерью и со своими братьями — нет у нее молитвы. Надо привести душу ко Христу и молить Его возложить на нее Свою руку. Надо молить Христа, чтобы Его рука невидимо осенила нашу душу и повлекла ее к Отцу Небесному, сняв с нее глухоту и развязав язык сердца. Привести душу ко Христу — значит прежде всего вывести ее из мира, в сторону от греха людей. Как Господь совершает исцеление глухого, отведя его «в сторону от народа», так и отверзение нашей души может совершиться только вне мира греха, когда душа будет свободна от связывающего и разлагающего влияния земли — греха и будет наедине с Богом. Тогда она, свободная, легче устремится к небу, и Господь, как при чуде исцеления, коснется ее, «вздохнув» Своим Божественным Дыханием, и вольет в нее от Своей Божественной Силы. Он невидимо вложит персты в уши сердца, коснется его языка, скажет: «отверзись», и откроется слух души, спадет ее черствость, бесчувствие, станет чуткой совесть. Божии зовы повлекут за собой. Открытое сердце наполнится живым, трепетным чувством к Отцу, и тогда молитва к Нему потечет легко, свободно, проникновенно. Так разрешит Господь «узы» языка души, и она станет «говорить чисто» (Ст. 35).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Лактанций (†320)

И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто

Но не только для этого трудилась небесная сила: тем самым она показала, что отрешенные прежде от истины вскоре услышат и поймут верховные слова Бога. Ибо не иначе как глухими ты назвал бы тех, кто не слышит небесных, истинных, действенных слов. Бог развязывает языки немым, и они начинают говорить (ср. Мф. 9:33, Мк. 7:37). Удивительна эта мощь, даже если бы она сделала только это; но она имела и другое значение: как вскоре окажется, те, кто прежде не ведал небесных вещей, научатся мудрости от Бога и будут рассуждать истинно. Ибо кто не знает божественных вещей, тот поистине безъязык и нем, будь он во всем прочем красноречивейший.

Божественные установления.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 31-37 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа́», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими.
 

     Исцеление глухого косноязычного – только у ев. Марка повествуемое событие.

     «Пошел к морю Галилейскому чрез пределы Десятиградия»: это путь по северной границе Галилеи по северо-восточному берегу Геннисаретского озера, на восточную сторону Иордана; может быть, Господь избрал этот путь, уклоняясь до времени от назойливости фарисеев и книжников, преследовавших Его более, когда Он находился во внутренний областях Галилеи и Иудеи.

     «Глухого косноязычного»: евангелист не говорит, чтобы эта болезнь происходила от действия духа нечистого, чтобы этот больной был бесноватый. Так Господь- и евангелисты строго отличают простые естественные болезни от болезней, производимых непосредственным действием духа нечистого на человека.

     «Возложить на него руку»: или, что то же, исцелить болезнь через возложение руки.

     «Отведя его в сторону» и пр.: трудно объяснить причины, почему Господь употребляет при этом такие внешние средства для уврачевания больного, как отведение его в сторону от народа, вложение перстов в уши, плюновение и прикосновение к языку. Первым действием Он, может быть, хотел отклонить праздное любопытство толпы, в которой, как полуязыческой (ибо это происходило в Перее, в пределах Десятиградия, где иудеи жили вместе с язычниками), не было серьезной искренней веры в Господа. Второе действие имело целью возбудить энергию веры больного в Господа, так как словом содействовать возбуждению ее не было возможности, ибо больной был глух. Подобную же цель, вероятно, имело и третье действие – плюновение и прикосновение к языку.

     Кажется, что смысл этих действий стоит в связи с дальнейшим сказанием евангелиста и несколько поясняется им: и, «воззрев на небо, вздохнул и сказал: отверзись».

     «Воззрев на небо»: выражение молитвенного настроения духа, как будто Он особенно в этом случае взывал о помощи к Отцу своему небесному.

     «Вздохнул»: выражение напряженного молитвенного воззвания, вздох молитвы и прошения, выражающий вместе и скорбь и сострадание к больному. К пояснению сего, а вместе и к пояснению потребленных в сем случае Господом символических действий могут служить следующие соображения: 1) так как для совершения подобных чудес требуется вера со стороны самих приемлющих исцеление, то недостаток в жителях этой полуязыческой страны теплой искренней веры требовал, так сказать, особого усилия для совершения чуда, и возбуждал невольно в Чудотворце внутреннюю борьбу духа, выразившуюся в этом воздыхании и, так сказать, напряжении молитвенном. 2) Ввиду этой полуязыческой толпы, склонной верить в полубогов, магов и колдунов, молитвенное призывание небесной помощи и вообще выражение зависимости Чудотворца от Отца небесного было особенно уместно и сочтено необходимым, особенно когда фарисеи старались всюду распустить слух или клевету, что Он творит чудеса нечистой силой. Бл. Феофилакт еще так изъясняет эти действия Спасителя: «отводит его «в сторону», ибо Он был не самолюбив, смирив себя до нашей нищеты, и не желая совершать чудеса пред многими, разве когда требовала того польза зрителей.

     «И плюнув, коснулся языка его» в знак того, что все части святой Его плоти были божественны и святы, так что даже и плюновение разрешило узы языка.

     «Воззрев на небо, вздохнул»: с одной стороны молитвенно к Отцу, чтобы Он помиловал человека, – а с другой вздыхает и из сожаления о человеческой природе, как она до того предана дьяволу, что терпит от него такое поругание и страдание».

     «Еффафа»: сирское слово, означающее – отверзись, откройся.

     «И повелел им не сказывать»: им, т. е. народу, к которому Он возвратился вместе с исцеленным, или в частности тем, которые привели к Нему больного.

     «Повелел не сказывать»: в настоящем случае, может быть, потому, чтобы до времени не раздражать вооружавшихся все более и более против Него и следивших за Ним фарисеев, которые, не веря Его чудесам, распускали злые языки о силе, которой Он совершал чудеса.

     «Но они еще более разглашали»: удивляясь чуду, они разглашали о нем, и самое запрещение разглашать еще более усиливало их желание разглашать.

     «И глухих делает слышащими» и пр.: один случай они обобщили, как это бывает в молве народной. Впрочем из этих слов можно заключать и о том, что Господь в этой стране совершил не одно чудо, а и другие подобные, или же, что до жителей страны той доходили уже слухи о других чудесах Господа, сотворенных в сопредельной Галилее и Иудее.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто

Повеление Христа тотчас же пришло в исполнение. Стал говорить (ἐλάλει – имперфект). Это выражение указывает на то, что действие исцеления оказалось не временным, а постоянным: с тех пор больной говорил уже всегда чисто или правильно (ὀρθῶς).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 34-35 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа́», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто

Воззрев на небо, вздохнул. „С одной стороны Иисус Христос делает это молитвенно к Отцу, чтобы помиловать несчастного человека, толкует Блаж. Феофилакт; а с другой вздыхает из сожаления о человеческой природе, как она до того предана диаволу, что терпит от него такое поругание и страдание“. Воззрел на небо, – давая разуметь, что помощи должно ожидать от Бога, вздохнул, – показывая, чтобы немой этим вздохом заменил словесную молитву. Эффафа, – слово сирское, значит: отверзись, откройся.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible